Франчайзинговое развитие Чайхоны N1
- Автор: Екатерина Геращенко
- Издание: КоммерсантЪ
Ресторатор Тимур Ланский решил развивать свою сеть "Чайхона N1" за пределами Москвы, поскольку возможности столичного рынка почти исчерпаны. Владелец бренда будет искать франчайзи в регионах. По такой схеме давно работает крупнейший в стране ресторанный холдинг "Росинтер", она позволяет сетям общепита развивать бренды без увеличения инвестиций. Но из-за падения спроса бизнесмены в регионах предпочитают приобретать франшизу на развитие сетей фастфуда.
Сеть "Чайхона N1" теперь сконцентрируется на открытии своих заведений в регионах, сообщил "Ъ" владелец бренда ресторатор Тимур Ланский. "Сейчас нет смысла открывать большие рестораны в Москве, так как рынок здесь насыщен",— говорит он. Первое региональное заведение "Чайхона N1" уже открылось в Сочи. В планах обеспечить присутствие бренда во всех крупных городах России: рестораны будет открывать как сам господин Ланский, так и его франчайзи.
Тимур Ланский развивал сеть "Чайхона N1" в Москве в партнерстве с братьями Алексеем и Дмитрием Васильчуками до конца 2009 года. Тогда стороны разделили бизнес: господину Ланскому достались четыре ресторана, а братьям — оставшиеся пять заведений. Брендом бывшие партнеры владеют пополам, но развивают свои сети независимо друг от друга. Сейчас у господ Васильчуков в Москве 20 ресторанов, у Тимура Ланского — 15 заведений, что, вероятно, и вынудило его заняться развитием сети в регионах. Получить комментарий у Алексея и Дмитрия Васильчуков не удалось. В планах у господина Ланского запустить бюджетный формат "Чайхоны N1" в формате стритфуд и новый русский гриль-ресторан, название которого пока не раскрывается.
Пока Тимур Ланский открывает свои рестораны, привлекая инвесторов: они вкладывают в открытие новых заведений, которым управляет ресторатор. По такой системе давно работают такие крупные ресторанные холдинги, как группа компаний Аркадия Новикова и Ginza Project. Но подобную схему нельзя назвать франчайзинговой, уточняет Тимур Ланский. По его словам, открыть ресторан "Чайхона N1" по франшизе стоит более $900 тыс.— паушальный взнос $150-250 тыс. в зависимости от выбранного пакета (стоимость растет, если обладатель бренда обучает персонал, помогает в управлении), $675 тыс. понадобится на обустройство помещения (минимальная площадь 450 кв. м; затраты обходится в $1,5 тыс. за 1 кв. м). Ресторатор утверждает, что интерес к франшизе "Чайхоны N1" есть, но конкретные договоренности не называет. Пока франчайзинговых ресторанов в сети нет.
В период экономической напряженности спрос на франчайзинг традиционно растет. По словам эксперта портала Franshiza.ru Анны Рождественской, для многих сетей общественного питания это единственная возможность развития бренда без увеличения инвестиций. Это подтверждает Эрнесто Гонзалез — старший вице-президент "Росинтер Ресторантс" (развивает по франчайзингу "IL Патио" и "Планету суши"). "Сотрудничество с региональными партнерами предоставляет возможность для более быстрой экспансии рынка и увеличения узнаваемости брендов,— продолжает господин Гонзалез.— Около половины ресторанов, открытых "Росинтером" по франчайзингу в этом году, работает в регионах".
Если в 2008-2009 годах количество франчайзинговых ресторанов в целом по России увеличивалось, то сейчас ситуация не такая оптимистичная. По данным Franshiza.ru, объем предложения франшиз в ресторанном сегменте выросло на 25% по сравнению с прошлым годом, а количество заявок на их приобретение сократилось на 15%. "Кризисные явления и падение спроса углубились из-за продуктовых санкций, в результате количество открытий новых ресторанов демократичного сегмента резко сократилось и спрос сместился в сторону франшиз фастфуда",— резюмирует госпожа Рождественская.