подобрать франшизу
Все статьи

Франшиза: обман или возможность

  • Автор: Franshiza.ru
  • Издание: Franshiza.ru

В наши дни франчайзинг является распространённой системой развития бизнеса. Для большинства продавцов франшиз - это возможность построения развитой сети и привлечения надежных партнеров. Франчайзинг позволяет развивать свой бренд, выстраивать каналы дистрибуции и приобретать большое число лояльных клиентов. При этом франчайзи получает по сути готовый рецепт бизнеса и может на старте избежать множества ошибок.

Но, к сожалению, на волне популярности франчайзинга появилось и такое явление как мошенничество во франчайзинге. Инвесторам, выбирающим для себя франшизу, не стоит поддаваться панике и отказываться от покупки франшизы, нужно внимательно ее оценить и проверить на признаки обмана.

Где скрывается обман?

Чаще всего лжефраншизу можно встретить в разряде "эконом-франшиз" и в тех сегментах и нишах, которые находятся на волне популярности. Например, "супермодные" концепции фаст-фуда, или "уникальные" методы продвижения в соцсетях, или "авторские" методики в образовании, которые на деле могут не представлять никакой ценности и будут сложно поддаваться воспроизведению силами франчайзи. И наоборот, чем серьезнее компания, продающая франшизу, чем более весомые материальные активы она имеет, чем крупнее ее собственный бизнес, тем меньше вероятность, что франшиза является обманом. Например, сложно себе представить, чтобы ресторанная сеть, многие годы управляющая 10, 15 и более собственными ресторанами, вдруг продала под видом франшизы какую- то "пустышку", чтобы только получить деньги с покупателя. Или сеть детских магазинов, имеющая собственное производство, наработанную клиентскую базу, несколько десятков собственных магазинов продала бы франшизу, а через месяц пропадала.

Совет 1:

Выбирая франшизу, всегда оценивайте своего будущего партнера не только по бизнес-идее или презентации, а старайтесь вникнуть в суть его бизнеса, долю компании в конкретной нише. Примите во внимание возраст сети, географию сети, историю развития сети. Отнеситесь с повышенной осторожностью к сетям, бизнес которых существует менее трех лет.

"Развод" во франчайзинге

Есть еще один способ вычислить "франшизу-однодневку". Опытный и стабильный франчайзер, который длительное время зарабатывал репутацию для своего бренда, выращивал свое предприятие, вкладывал много сил, времени и средств, оттачивал бизнес-процессы, и выстраивал сеть, просто обязан иметь требования к своим франчайзи. Не обязательно это будут требования к профессиональным навыкам и, открывая медицинский офис, вряд ли от Вас попросят наличие медицинского образования. Но об опыте в бизнесе, о репутации в городе, о наличии судебных процессов и споров с Вашим участием франчайзер может спросить. Те "франчайзеры", которые нацелены на получение быстрой прибыли от новых партнеров, ни на какие из этих фактов внимания не обратят, а сразу выставят Вам счет на оплату взноса. А серьезно настроенный франчайзер попробует больше узнать о своем будущем партнере и будет разборчив в вопросах передачи своего товарного знака и бизнес-опыта.

Совет 2:

Когда франчайзер задает Вам вопросы и просит Вас предоставить дополнительные сведения из Вашей бизнес-биографии – это положительный признак того, что франчайзер ценит свой бизнес, дорожит репутацией и настроен на длительные отношения с каждым из партнеров.

Неудачи во франчайзинге

Большинство неудач во франчайзинге связаны с неправильной локацией магазина/ресторана/офиса франчайзи. Как правило, франчайзер декларирует определенные требования к помещению, в котором Вы собираетесь открыться. Требования эти складываются исходя из работы успешных точек сети, на которых строится бизнес-модель франшизы. Нельзя недооценивать значимость именно этой составляющей франшизы. Например, все рестораны сети, чью франшизу Вы собираетесь купить, работают в формате 200 кв. м, и именно эта площадь позволяет достичь нужного количества посадочных мест, а значит, и нужных показателей выручки, рентабельности и окупаемости проекта. Или детский развивающий центр для получения заявленных цифр прибыли должен вмещать за раз 20 детей, а, значит, иметь квадратуру не менее 60 кв.м. Если сокращается площадь, то становится невозможным гарантировать заявленные сроки окупаемости и показатели доходности бизнеса. Такая же ситуация с требованиями к проходимости. Именно поэтому в вопросах выбора помещения для франчайзи франчайзер должен быть бескомпромиссным и настаивать на соблюдении всех показателей: от размера площади до состава окружения.

Совет 3:

Проверьте, насколько серьезно франчайзер относится к Вам и Вашему будущему бизнесу. Отправьте на согласование заведомо неподходящее под требования помещение (меньшей площади или с арендной ставкой, выше заложенной в бизнес-модели в 2 раза) и проанализируйте ответ. Если франчайзер согласится с вариантом площади и разрешит открываться на "Ваш страх и риск" - то не стоит продолжать диалог с таким партнером.

Франшиза: реальные отзывы

Не секрет, что некоторые покупатели франшиз не доверяют отзывам, которые оставляют уже опытные партнеры той или иной сети. Отзыв может казаться слишком положительным и хорошо составленным, тем самым вызывать подозрение. Кроме того, существует такое понятие как "психология франчайзинга", когда на разных стадиях взаимоотношений между покупателем и продавцом франшизы главенствуют разные эмоции. В момент запуска бизнеса у франчайзи существует эйфория и благодарность, со временем приходит уверенность в собственных силах и впечатление о том, что роль франшизы не так велика, и все получится сделать самому. Затем на практике приходит убеждение, что работа с франчайзером и постоянное развитие вместе с сильной командой – это залог стабильности бизнеса. Именно поэтому при общении с действующими партнерами сети и изучении отзывов важно обращать внимание на время нахождения партнера в сети.

Совет 4:

Старайтесь проверять найденные отзывы, отыскав автора отзыва в соцсетях или в поисковых системах и не ленитесь проверять представленную в них информацию. Кроме того, наиболее ценными и правдивыми отзывами можно считать те, которые оставлены после 2-3 лет сотрудничества с франчайзером.

Рынок франшиз в России пока можно назвать молодым, с недостатками правового определения и с неразвитой системой саморегулирования. Но очень часто обмана и "развода" во франчайзинге можно избежать на самых первых этапах общения с франчайзерами. Для этого не обязательно быть специалистами и юристами, достаточно следовать правилам должной осмотрительности и понимать, что франшиза обеспечивает успех только при условии выбора качественного франчайзера.

Возможно, Вам также будет интересно:

Читайте также

Франшиза или бизнес с нуля? Об особенностях открытия оптики по франчайзингу расскажет директор по развитию «Оптики МИО» Михаил Костик

Пять качеств оператора бизнеса, на которые необходимо обратить внимание

интервью с Генеральным директором торговой марки «33 пингвина» Рыбиной Еленой Евгеньевной.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru