подобрать
Все статьи

Франчайзинг – готовый бизнес

  • Автор: Оксана Созинова
  • Дата публикации: 24 Октябрь 2007
  • Издание: Чужие деньги
Количество людей, желающих влиться в экономику страны путем создания своего собственного бизнеса, с каждым годом растет. У многих в связи с этим возникают резонные вопросы: какой бизнес начать, каким способом его организовать, как лучше распорядиться финансовыми возможностями? Но провести анализ рынка, мониторинг необходимой информации и написать удачный бизнес-план сможет далеко не каждый…

 

КОГДА БРЕНД ИЗВЕСТЕН

Существует несколько вариантов открытия собственного бизнеса в короткие сроки не начиная «с нуля»: либо приобрести уже действующий бизнес, либо организовать бизнес под известной маркой. Последний вариант ведения бизнеса весьма широко практикуется на западе, особенно в США, и называется «франчайзингом» или «льготным предпринимательством». В последние годы эта форма развития бизнеса все чаще находит свое применение и в России.

В нашем законодательстве официальное название договора франчайзинга — договор коммерческой концессии. Как в мировой, так и в российской практике предметом договора является передача исключительных прав от их правообладателя(франчайзера) пользователю (франчайзи). Такими правами — франшизой — могут являться: фирменное наименование правообладателя, деловая репутация, охраняемая коммерческая информация,интеллектуальная собственность, технология и товарный знак. Франчайзи получают в свое распоряжение хорошо известные бренды, что на практике означает моментальное приобретение базы покупателей.

Вместе с надежной маркой, обеспечивающей поток клиентов, франчайзи перенимает модель организации бизнеса и систему стандартов, описывающую его функционирование, что, несомненно, уменьшает часть личной предпринимательской свободы,поскольку франчайзи волей-неволей приходится придерживаться тех правил ведения бизнеса, которые установлены «франчайзером». Последний-же берет новорожденный бизнес не только под контроль, но и под «опеку», передавая технологию бизнеса, предоставляя примерный бизнес-план, консультируя по мере необходимости. Также франчайзи получает от франчайзера определенную помощь, благодаря которой предприниматель существенно сокращает свои затраты.

Помощь заключается:

  • в первоначальном и текущем обучении руководителей и сотрудников компании;

  • в возможности проведения франчайзером исследования в области разработки и создания новых товаров в масштабах, недоступных для небольших независимых компаний;

  • в использовании франчайзи преимуществ общенациональных рекламных кампаний, акций по продвижению новых продуктов, ведущихся в интересах всех держателей данной франшизы.

Но одним из основных преимуществ франшизы заключается в том, что франчайзер точно представляет себе величину расходов на организацию новой франшизы и на вывод ее на самоокупаемость. Большинство небольших независимых компаний новичков прогорают не потому, что предлагаемые ими продукты и услуги недостаточно хороши, а потому, что они не представляют себе, сколько денег им потребуется до того момента, когда бизнес начнет приносить прибыль.

В зависимости от предоставляемых в пользование прав различают три основных вида франчайзинга. Самый простой и один из самых распространенных — товарный франчайзинг. Он представляет собой продажу продукции, производимой франчайзером и маркированной его товарным знаком. Как правило, франчайзер ведет и послепродажное обслуживание этой продукции.

Еще одной популярной схемой является сервисный франчайзинг. Этот вид концессии характерен в основном для сферы услуг. Франчайзи приобретает право заниматься определенным видом деятельности под торговой маркой компании-правообладателя. Он получает в пользование сразу несколько запатентованных франчайзером прав. При этом уплачивает взносы в рекламный фонд, созданныйдля продвижения продукции. Каждая вновь открываемая точка должна соответствовать стандартам фирменного стиля (дизайн помещений, форменная одежда), а также соблюдать заданную технологию производства (например, в приготовлении блюд).

Следующим видом франчайзинга, сочетающим в себе предыдущие два, является производственный франчайзинг. Его суть заключается в предоставлении в пользование франчайзи запатентованной технологии изготовления готового продукта. Кроме того, франчайзер обеспечивает конечного производителя сырьем и осуществляет непосредственный контроль за производственным процессом. Кроме того, такой вид франчайзинга наиболее характерен для производства безалкогольных напитков в регионах, где каждый из местных заводов является франчайзи по отношению к основной компании.

Все виды франчайзинга обладают одним схожим признаком. В процессе совместной деятельности участвуют две стороны, одна из которых желает работать под известным брендом, а другая,соответственно, является его владельцем.

С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Если Вы планируете стать франчайзи, то удобнее всего обратиться в компанию, которая занимается франчайзинговым консалтингом и продает франшизы от имени франчайзера. Удобно это потому, что в одном месте вы можете ознакомиться с большим выбором франшиз, а также получить квалифицированную беспристрастную оценку консультанта. Он проинформируют вас относительно имеющихся предложений исходя из вашего объема инвестиций и предпочтительной сферы бизнеса. Позже, определившись с франшизой, вы сможете получить инвестиционный меморандум и дополнительные рекомендации по выбранной франшизе.

Инвестиционный меморандум обычно содержит полную информацию для оценки приобретаемого бизнеса: объем финансовых вложений,срок окупаемости, описание рынка и потенциальные возможности дальнейшего развития.

Следует упомянуть о том, что в основном «тиражируют» свой бизнес те предприятия, которые достаточно долго существуют на рынке и успели себя зарекомендовать. Развиваются с помощью франчайзинга и компании, у которых в наличии всего одно-два предприятия. В пользу франчайзинга говорит и то, что начинающий бизнесмен с небольшим капиталом получает возможность выбрать готовый бизнес под известной маркой и с подходящими именно ему условиями: сумма инвестиций, вид бизнеса, размеры помещения и прочие факторы. Франчайзинг для известных компаний — это способ расширения деятельности и дальнейшего развития бизнеса. Франчайзинг для предпринимателей — один из способов стать владельцем «раскрученного» бренда, не начиная свой бизнес «с нуля».

В России франчайзинг как готовый бизнес появился относительно недавно, однако за достаточно короткое время успел себя зарекомендовать и стать весьма популярным механизмом в российской экономической практике. Являясь инструментом, повышающим эффективность малого бизнеса, он дает возможность объединить достоинства малого и крупного бизнесов.

Читайте также

Во все времена люди, у которых появлялись лишние средства, стремились выгодно вложить их, чтобы они не пропали. Раньше это были преимущественно драгоценные металлы, земли, предметы антиквариата. Сейчас этот список значительно расширился

На рассмотрение Госдумы Федерального собрания РФ в качестве законодательной инициативы представлен проект Федерального закона «О Франчайзинге»

Производственная компания UniBrait предлагает свой взгляд на выбор франшизы в нынешней ситуации

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru