подобрать франшизу
Все статьи

Инвестиции в медуслуги

  • Автор: Оксана Созинова
  • Издание: Бизнес-леди
Но рынок, формирующийся на основе спроса и предложения, оказывается сильнее планово-распределительной экономики. В России появился класс населения со средними и крупными доходами, которые хотят получать качественные медицинские услуги с высоким уровнем сервиса и готовы их оплачивать. В ответ на спрос начали развиваться коммерческие медицинские учреждения, основанные на российском и иностранном капитале. В то же время 80% населения, не обладающего хорошим достатком, по-прежнему желали бы пользоваться услугами бесплатной медицины. Российский рынок медицинских услуг переживает сложный переходный период. Несмотря на защиту государством системы бесплатного здравоохранения, частным компаниям удается не только выживать, но и увеличивать занимаемую долю рынка.

Характеристика рынка

Особенность рынка медицинских услуг заключается в том, что о качестве их исполнения нельзя судить заранее: один и тот же врач может тысячу раз выполнить операцию на "отлично", а на следующей операции допустить ошибку. Кроме того, нужно учитывать и фактор территориальной привязанности населения - клиникам приходится рассчитывать только на клиентов, живущих неподалеку от учреждения. Поэтому пациенты делают выбор в пользу государственных клиник, не оснащенных самым современным оборудованием и находящихся часто в помещениях, требующих серьезного ремонта. Но, тем не менее, доля частного сектора в медицине год от года увеличивается.

По данным Росстата, в 2003 году расходы населения на покупку медицинских услуг составили 42,4 млрд. руб. При этом важно отметить, что рост цен на медицинские услуги значительно (в 4,3 раза) опережал рост цен на потребительские услуги в период с 1993 по 2003 год. Во многом это объясняется низкой эластичностью продукта. Спрос на врачебную помощь устойчив и фактор влияния цены на уровень потребления оказывается низким. Даже у малообеспеченных слоев населения расходы на медицинские услуги становятся неизбежными, занимая значительную часть в семейном бюджете.

Общий объем услуг, оказанных населению в этот период, составил 67,7 млрд. рублей. Расхождение почти в 25 млрд. между оказанными и оплаченными населением услугами объясняется расходами организаций, полностью или частично компенсирующих расходы своих сотрудников. Однако вышеназванные цифры не являются окончательными, поскольку в сфере медицины высока доля "серого" рынка. По результатам социологических исследований размер ежегодных теневых выплат в сфере медицины составляет около $0,6 млрд. По данным Независимого института социальной политики, доля "серой" формы оплаты медицинских услуг составляет 15,4%. С учетом этой поправки совокупные затраты россиян на медицинские услуги составили 78,1 млрд. рублей. Причем около 20% приходится на долю жителей г. Москвы.

И все же россиянин тратит на покупку медицинских услуг в среднем намного меньше, чем средний европеец. Так, на примере рынка лабораторной диагностики можно отметить, что житель г. Москвы в среднем потребляет в пять раз меньше диагностических услуг, чем средний европеец. Основным сдерживающим фактором развития рынка медицинских услуг в первую очередь является недостаточный уровень доходов населения России. Только 21% респондентов исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) заявили, что имеют возможность пользоваться платными медицинскими услугами, 37% готовы платить в случае крайней необходимости, и 38% не имеют такой возможности вообще.

По данным аналитической группы "Эксперт-МА", полученным в ходе анализа информации, собранной в процессе проведения исследования "Стиль жизни среднего класса" (совместно с группой Monitoring.ru) в 2003 году, семьи, имеющие доход от $150 до $400 в месяц на каждого члена семьи, тратили на оплату медицинских услуг около $30 ежемесячно. Расходы же семей, чей доход превышал $400 на каждого члена в месяц, оказались в два раза выше.

Несмотря на сдерживающие факторы, обращение к частной медицине все-таки становится нормой жизни. Существует целый ряд предпосылок для динамичного развития этой отрасли:

    1. Сокращение доли государственных лечебных учреждений. Сегодня 30% от общего числа лечебных учреждений страны являются платными.
    2. Репутация государственных лечебных учреждений. По результатам социологических исследований известно, что 2% россиян вообще не посещает районных поликлиник. Лишь 1% считает, что обслуживание в районных поликлиниках можно оценить как "очень хорошее". 10% полагает, что обслуживание в этих заведениях хорошее. 35% россиян оценивает его как "удовлетворительное". Для 25% опрошенных уровень обслуживания в районных поликлиниках плохой. 17% респондентов дает крайне негативную оценку. В этой ситуации все больше и больше людей отдают предпочтение платной медицине, где уровень сервиса и качество предоставляемых услуг намного выше.
    3. Рост заболеваемости населения. По данным Отдела информации Организационно-аналитического управления Правительства Москвы в городе за 2004 год участились случаи заболевания вирусным гепатитом - на 24%, краснухой - на 50%, острыми кишечными заболеваниями - на 12% и так далее. Поэтому в таких условиях люди вынуждены выделять на медицинское обслуживание больше средств из своего семейного бюджета.
    4. Увеличение рождаемости. Согласно статистике в 2002 году в Москве родилось около 500 тыс., в 2003 - около 550 тыс., в 2004 году - 600 тыс. детей. Планирование беременности - один из определяющих факторов рождения здорового ребенка. Именно поэтому еще до зачатия малыша женщине целесообразно обследовать свое здоровье в полном объеме. И, конечно же, просто необходимо особенно внимательно следить за своим здоровьем и здоровьем малыша во время беременности и в первые годы жизни, что увеличивает обращения в платные лечебные учреждения страны.
    5. Увеличение населения за счет миграции. Так, в 2004 году только зарегистрированных гостей столицы оказалось более 300 тыс. человек, и около миллиона нелегальных мигрантов. Большая часть этих людей не имеют права на бесплатное медицинское обслуживание и вынуждены прибегать к платной медицине.

К вышесказанному можно еще добавить, что на рост платных медицинских услуг будут влиять увеличение доходов населения и сокращение доли "серого" рынка медицинских услуг. Необходимо также отметить, что, скорее всего, в ближайшее время, можно будет наблюдать процесс создания и усиления позиций сетевых структур на рынке медицинских услуг. По этому пути уже начали двигаться смежные отрасли экономики. Так, на сегодняшний день, 40% всех аптек относятся к сетевым и процесс укрупнения в этой сфере продолжается. Для частного инвестора, это означает, что с каждым годом сделать успешным единичный проект будет все сложнее.

Специфика бизнеса

Итак, практически очевидно, что спрос на медицинские услуги будет активно расти. С чем же столкнется частный инвестор, заинтересовавшийся этим сектором экономики? Сложностей много, выделим основные из них:

  • Нехватка квалифицированного персонала. Наличие хорошо подготовленного и, что не менее важно, мотивированного персонала позволяет медицинским учреждениям обеспечивать первоклассное обслуживание своих пациентов. Но найти на рынке труда медперсонал, способный не только качественно оказать врачебную помощь, но и соблюсти достаточный уровень сервиса, не так легко. Нехватка кадров наблюдается не только на уровне линейного персонала, но и на уровне управления. В силу молодости отрасли сейчас очень востребованы управленцы с бизнес-образованием и с опытом работы в частной медицине.
  • Открытие компании, специализирующейся на предоставлении частных медицинских услуг, связано с необходимостью получения большого количества разрешений и лицензий. Однако такая политика государства по отношению к предпринимателю вполне оправдана, поскольку речь идет о здоровье людей, и цена недобросовестной работы или ошибки может повлечь за собой серьезные последствия, как для потребителя, так и для компании, работающей в сфере медицины.
  • Недоверие потребителя и врачей к частной медицине. Большое количество пациентов, особенно старшее поколение, не готово прибегнуть к услугам частной медицины, несмотря на то, что в государственных медицинских учреждениях многие услуги также являются платными. Здесь сказывается психологический фактор - привычка к старому и неприятие нового. Недоверие же врачей к частной медицине вполне объяснимо: они не хотят терять своих пациентов, поскольку это зачастую ведет к сокращению кадров в государственных медицинских учреждениях.
  • Отсутствие свободных помещений для открытия бизнеса - проблема, касающаяся не только частной медицины, первый ряд проходной улицы с удобными подъездными путями и отдельным входом сегодня найти практически невозможно, а если и подворачивается подходящее помещение, то арендная ставки, как правило, там непомерно высока. А частное медицинское учреждение нельзя расположить в первом попавшемся здании, существует целый ряд необходимых норм, которые важно соблюсти, чтобы заведение работало на легальной основе.
  • Высокая стоимость медицинской технологической базы. Например, для открытия стоматологического кабинета предпринимателю нужно инвестировать только в оборудование более $90 тыс., а для создания собственной диагностической лаборатории - от $1,5 млн.

Одним из выходом из такой ситуации будет франчайзинг. Компания-франчайзор может решить большинство проблем, с которыми сталкивается частный инвестор при попытке заняться предоставлением частных медицинских услуг, однако ему придется частично пожертвовать своей самостоятельностью. Одними из первых на рынке франчайзинга в области медицины были стоматологические сети, однако участие в таких программах требует значительных инвестиций и не может быть направлено на инвесторов с капиталом до $50 тыс.

Из доступных франшиз стоит выделить предложение "Независимой лаборатории Инвитро" по созданию сети процедурных кабинетов лабораторной диагностики - одного из самых перспективных направлений медицинских услуг. При небольших первоначальных инвестициях, частный инвестор в среднем за 1,5 года обеспечивает возврат средств и становится владельцем надежного и перспективного бизнеса.

Процедурные кабинеты "с нуля"

Лабораторные анализы только в Москве выполняют десятки поликлиник, больниц, специализированных медицинских центров. Но, тем не менее, по оценкам экспертов рынок частной лабораторной диагностики в столице еще далеко не заполнен. Для начала нужно определить, что оказывать населению платные услуги по лабораторной диагностике, не имея сильной аналитической базы и современного оборудования, невозможно. Иметь собственную лабораторию не по карманы большинству частных медцентров Москвы. И, тем не менее, потребность в процедурных кабинетах, оказывающих клиентам весь спектр услуг лабораторной диагностики, по-прежнему высока. Вывод напрашивается сам собой: открыть процедурный кабинет, где населению будут оказываться услуги по взятию биологического материала, а сами анализы будут производиться в центральной лаборатории, оснащенной по последнему слову техники, с которой удастся заключить договор на проведение таких исследований. Таким образом, у предпринимателя появится возможность организовать свой бизнес в сфере медуслуг, а у клиента будет шанс получить качественную лабораторную диагностику в удобном для него месте - рядом с домом, возле работы, рядом с метро и т. д. Прибыль владельца процедурного кабинета в таком случае складывается из стоимости услуг за взятие биологического материала и за счет скидок, которые ему может предоставить центральная лаборатория.

Для открытия процедурного кабинета предпринимателю понадобится:

    1. Помещение. Площадь кабинета должна составлять не менее 30 кв. м. В помещении должен быть санузел и проведена телефонная линия. Свободный доступ в кабинет - одно из главных условий при выборе помещения. Однако лучше всего для процедурного кабинета подойдет помещение площадью 80 кв. м., расположенное в доме на первой линии с отдельным входом, на расстоянии не более 5 минут пешком от метро.
    2. Штат сотрудников процедурного кабинета обычно составляет 6 человек. В каждой смене есть врач с высшим образованием, а также медсестра и администратор кабинета. Врач принимает клиентов, рассматривает их просьбы и назначает необходимый комплекс исследований. Медицинская сестра занимается взятием проб и ведет компьютерный учет. В задачи администратора входит работа с кассой, взаимодействие с курьерской службой и управление персоналом.
    3. Для того чтобы открыть процедурный кабинет, требуется получить медицинскую лицензию и несколько разрешений. Основанием для выдачи медицинской лицензии выступают помещение лабораторного кабинета и сертифицированное медицинское оборудование. Разрешения должны быть получены от службы Госсанэпиднадзора и пожарной службы.

Как правило, больших проблем с поиском персонала не возникает. Хотя, следует учесть, что интенсивность труда в процедурных кабинетах достаточно высокая, и не все захотят больше работать даже за повышенную заработную плату. Система оплаты труда должна включать такие прогрессивные элементы, как выплата единовременных пособий в случае рождения ребенка, на свадьбу и т.п. Кроме того, владелец бизнеса может дополнительно стимулировать сотрудников своего кабинета премиальными, выслугой лет и т. д. Тотальный контроль действий персонала процедурного кабинета со стороны его владельца не требуется. Информационная компьютерная система надежно защитит от возможных махинаций и злоупотреблений: неучтенных в кассе тестов, "левых" клиентов и пр. Чтобы сформировать у потребителя лояльное отношение именно к этому процедурному кабинету предпринимателю особое внимание придется уделять поддержанию стандартов качества обслуживания, осуществляя контрольные закупки услуг, проверку документации процедурного кабинета и уровня цен. Главной ошибкой, приводящей к уменьшению доходов процедурного кабинета, является неправильный подбор помещения. Существуют три основных критерия оценки помещения: проходимость в месте расположения, плотность населения и его доходы, а также отсутствие поблизости кабинетов конкурентов.

Суммарная величина инвестиций в создание процедурного кабинета с учетом ремонта помещения и оформления всех необходимых документов составит 30-35 тыс. долларов. Окупаются такие кабинеты через полтора-два года после открытия.

Читайте также

Самый массовый сегмент — франшизы медицинских лабораторий.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru