За 15 лет развития франчайзинг в Сибири из экзотики вырос в действенный инструмент выхода бизнеса в регионы
Инвесторы пошли по ресторанам
- Автор: Екатерина Геращенко
- Издание: КоммерсантЪ
С начала этого года втрое увеличился спрос на франшизы в сегменте общественного питания. Рестораторы объясняют это тем, что инвесторы ищут альтернативные способы сохранить накопления во время падения курса рубля. Сейчас одно заведение фастфуда может приносить в два раза больше доходов, чем банковские вклады.
"В январе-марте этого года по сравнению с аналогичным периодом 2013-го количество обращений от потенциальных франчайзи, желающих развивать свои точки общепита под нашими брендами, увеличилось в три-четыре раза",- сообщил "Ъ" Эрнесто Гонзалез, вице-президент ресторанного холдинга "Росинтер" (сети "IL Патио", "Планета суши" и др.). У "Г.М.Р. Планета гостеприимства" (Sbarro, "Елки-палки"), по данным совладельца этого холдинга Мераба Бен-Эла (Елашвили), в первом квартале продажи франшиз увеличились в четыре раза. "Чем дальше от Москвы, тем больше интерес к франшизам сетей фастфуда",- добавляет ресторатор. У кондитерских Dunkin` Donuts в январе-марте количество запросов на получение франшизы стало на 15% больше относительно четвертого квартала 2013 года, отмечает гендиректор "Донатс Проджект" Светлана Валиева.
Вице-президент Subway Russia Franchising Геннадий Кочетков говорит, что обычно две трети обращений в компанию за франшизой приходится на действующих партнеров, желающих увеличить число своих закусочных. Но по итогам первого квартала более 60% пришлось на запросы от новых партнеров, уточняет господин Кочетков. По его словам, сложившаяся динамика спроса отражает текущие экономические события - угрозу санкций от международного сообщества в отношении России и резкий рост курсов валют (за три месяца доллар и евро подорожали на 10%).
"Во время кризиса 2008-2009 годов количество ресторанов Subway в России удвоилось за счет продажи франшиз", - вспоминает топ-менеджер. Эрнесто Гонзалез считает экономические трудности не единственным драйвером. "Спрос на франшизу зависит и от количества строящихся торговых центров, которым в фуд-кортах нужны популярные бренды", - рассуждает он. По словам господина Елашвили, франчайзинговые проекты традиционно популярны в общепите из-за коротких сроков окупаемости: на рынке фастфуда этот показатель составляет два-три года, в сегменте демократичных ресторанов - три-четыре года. Доходность одного заведения фастфуда составляет в среднем 20% в год, подсчитал один из рестораторов. В то же время банковские вклады приносят не более 6% годовых в долларах США и 11% в рублях (данные Banki.ru).
Но интересанты не всегда спешат оформить окончательные договоры. В Российской ассоциации франчайзинга (РАФ) заметили даже замедление темпов прироста ресторанных сетей, работающих по коммерческой концессии: если в январе-марте 2012-2013 годов рост составлял 20%, то в первом квартале этого года - около 15%. Опрошенные "Ъ" рестораторы считают эти результаты непоказательными, так как в январе-марте заключались договоры по заявкам, поступившим в конце 2013 года.
По данным эксперта портала Franshiza.ru Анны
Рождественской, пик роста франчайзинговых проектов в сегменте общепита пришелся
на 2007-2011 годы, когда их доля увеличилась с 15% до 20% от общего числа всех
выданных лицензий. Но в 2012-2013 годах этот показатель снизился до 14%. Для
сравнения: в 2007-2011 годах доля франчайзинговых проектов в непродовольственном
ритейле оставалась неизменной - 55%, в 2012-2013 годах сократилась до 43%. "С
марта в России продажи франшиз замедлились", - отмечает эксперт. В краткосрочной
перспективе на рынке франчайзинга может наблюдаться незначительная стагнация, не
исключает Мераб Бен-Эл (Елашвили), возглавляющий также РАФ. "Это связано с тем,
-
заключает он, - что сейчас в целом по стране низкая деловая активность, добавьте
к этому сохранившееся желание бизнеса вывести капитал за рубеж".
Читайте также
Сектор франчайзинга в общепите сегодня пребывает в неоднородном состоянии, и настроения у игроков рынка очень разные
Больше всего новых рабочих мест было создано в гостиничном и ресторанном бизнесе, а наименее востребованным сегментом оказалась торговля автозапчастями