Для многих начинающих партнеров по франчайзингу вопрос продаж – один из самых острых. В этом материале мы расскажем, как мы оптимизировали работу своего отдела продаж
Как бороться с сезонностью, чтобы выжить
- Издание: Franshiza.ru
Почти все бизнесы так или иначе сталкиваются с проблемой сезонности. Многие ее боятся, однако и ее можно использовать на благо компании. В этом материале, рассмотрим, как именно.
Сезонность бывает трех видов:
- Жесткая, когда ваши товары и услуги пользуются спросом только в определенный промежуток времени (например, новогодние украшения)
- Яркая, когда в не-сезон ваши продажи падают на 30-50%
- Умеренная, когда колебания находятся в пределах 15-20%
В авторемонтном бизнесе сезонность ярко выраженная: традиционно апрель и ноябрь – это наши «высокие месяцы», когда автовладельцы готовят свои транспортные средства к перемене погоды. В то же время январь и февраль – это «низкие» месяцы, когда большинство клиентов еще не отошли от зимних праздников и не спешат в автосервис. Еще один спад мы наблюдаем в период летних отпусков.
В 2018 году в не-сезон наш оборот снизился меньше, чем на 30%, а по некоторым точкам – и вовсе на 20%. Расскажу, как нам это удалось.
- Повторные клиенты. Мы считаем, что залог успеха любого бизнеса – это повторные клиенты. Поэтому для работников наших автосервисов мы разработали определенный набор рекомендаций, которые они могут давать своим клиентам и таким образом, возвращать их. Например, рулевую систему рекомендует проверять с определенной периодичностью. Такой подход позволяет планировать загрузку сервиса стратегически – и ожидать повторных клиентов в тот момент, когда падает посещаемость первичных.
- Правильная мотивация. Частично этот пункт пересекается с предыдущим. Дело в том, что когда ваши сотрудники не заинтересованы в возврате клиентов, они не относятся к нему как к ценному ресурсу. Как вы, возможно, знаете, именно поэтому мы ввели предпринимательскую систему мотивации, смысл которой заключается в том, что прежде чем выполнить какое-то действие для клиента, сотрудник вынужден инвестировать внутреннюю валюту - баллы. Если клиент к нему вернется, баллы начислятся ему обратно в десятикратном размере. В конце месяца баллы конвертируются в премию.
- Проработка клиентской базы. Нашим франчайзи мы также рекомендуем активно работать с собственной клиентской базой, нпаример, с помощью телемаркетинга или адресного маркетинга. Что мы имеем в виду – подумайте, какое предложение будет актуально для определенной категории клиентов. В нашем случае это может быть, например, специальные предложения для корпоративных клиентов.
- Работа с ценовыми предложениями. Всевозможные скидки, акции и выгодные предложения отлично помогают в борьбе с сезонностью. Причем здесь не обязательно мыслить очень прямолинейно – наоборот, можно обратиться к неожиданным приемам – например, воспользоваться плавающей скидкой, которая будет зависеть от неожиданных факторов – например, от погоды за окном!
Описанные выше приемы работают – проверено нами. Однако если решить проблему полностью не получается, можно использовать время на пользу. Мы составили список того, чем вы можете заняться в не-сезон:
- Подготовить запуск нового филиала, чтобы открыться на подъеме и быстрее отбить вложенные средства.
- Попробовать договориться с поставщиками об улучшении условий. Если у них тоже спад, они могут пойти на уступки.
- Заняться отладкой бизнес-процессов, провести реорганизацию. Например, переход на нашу систему мотивации часто оказывается непростым для сотрудников, и его проще проводить в спокойной обстановке низкого сезона.
- Запустить новые услуги, чтобы протестировать их в отсутствие аврала.
- Отпустить сотрудников в отпуск, чтобы к началу пикового периода они были в отличной рабочей форме.
Читайте также
Советами делится Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова
О том, как франчайзер может помочь своим партнерам пережить кризис, расскажет Барно Турсунова, сооснователь франшизы автосервисов "Вилгуд"