Различия в подходе франчайзи. Основное отличие Санкт-Петербурга от Москвы, разумеется, в размере капитала и, соответственно, в уровне жизни.
Медицина сегодня – выгодный бизнес
- Автор: Полина Федорова
- Издание: Franshiza.ru
В последнее время спрос населения на услуги частных медицинских лабораторий и офисов устойчиво растет. Частные клиники и лаборатории постепенно приходят на смену услугам бесплатной медицинской помощи. До недавнего экономического спада темпы роста рынка частного здравоохранения составляли 15-20% в год (в мегаполисах достигали 30%). Выручка 25 крупнейших частных медицинских учреждений, по данным консолидированной финансовой отчетности участников рынка и экспертных оценок РБК, превысила 77 млрд. руб.,что составило лишь 17% от оборота всех компаний в сегменте.
Согласно данным РБК, первое место по объему выручки в 2014г. среди частных клиник занимает компания "МЕДСИ" (9,7 млрд. руб.), второе место принадлежит независимой лаборатории "ИНВИТРО" (8,8 млрд. руб.), на третьем месте расположилась сеть клиник женской и детской медицины «Мать и дитя» (7,2 млрд. руб.).
По темпам роста выручки лидером рынка является компания «Единый медицинский центр» - 56,4% в год (оказывает услуги оформления медсправок, проведения медосмотров). Также высокие темпы развития продемонстрировали «Европейский медицинский центр»(47,6%), «Гемотест» (47,1%). У значительной части участников рейтинга темпы роста в течение 2014г. измеряются в двузначных показателях, у остальных также прослеживается положительная динамика развития сети.
Рост количества франчайзинговых предприятий в сфере медицины в России в последние годы составлял порядка 30%. Произошло это, в основном, за счет роста количества франчайзинговых точек уже существующих не первый год сетей. Новых игроков за последние несколько лет появилось немного. Среди интересных предложений можно выделить франшизу лечения разного рода зависимостей "Ра-курс", Франшиза Медицинского Di центра, Франшиза медицинского магазина "Доброта.ru" и др.
В сфере медицинских франшиз преобладают франшизы медицинских офисов и лабораторий –порядка 75% сегмента, поэтому в данной статье сконцентрируемся именно на«лабораторном франчайзинге».
По данным экспертов, рынок частных лабораторных услуг в стоимостном выражении можно оценить в 12,9 млрд. руб. Всего в России действует порядка 12 тыс. медицинских лабораторий. Подавляющее большинство из них функционируют в государственных лечебно-профилактических учреждениях и лишь малая часть – частные. В последние годы сохраняется тенденция сокращения доли государственных лабораторий в пользу частных. При этом 70% платных лабораторных исследований выполняется именно в частных медицинских лабораториях. На данном рынке спрос значительно превышает предложение, особенно остро потребность в частных лабораториях существует в регионах.
«Мы можем констатировать увеличение интереса франчайзи к данной отрасли в целом и к нашей франшизе в частности, – отмечает Горобченко Виктория Владимировна, руководитель отдела по продаже франшизы «Лаборатория Гемотест» - одна из причин этому - сокращение государственного финансирования медицины».
По данным портала Franshiza.ru, среди частных лабораторий в России лидером рынка платных лабораторных услуг вот уже несколько лет остается независимая лаборатория "ИНВИТРО", насчитывающая свыше 700 лабораторных офисов на территории России, Украины, Белоруссии, Казахстана (из них более 400 франчайзинговых точек). Крупными игроками на данном рынке также выступают «Лаборатория Гемотест»,насчитывающая более 300 офисов по всей России, «CMD», а также лабораторные службы «Хеликс». Компании широко представлены как в Москве, так и регионах,расширяют свое присутствие как за счет открытия собственных точек, так и за счет активного партнерства по программе франчайзинга.
Франчайзи может стать человек, открывающий медицинскую лабораторию с нуля, либо уже действующий предприниматель - владелец, например, семейной клиники, частного медицинского центра или кабинета УЗИ с целью расширения спектра услуг и привлечения дополнительных клиентов. Общая сумма инвестиций в открытие франчайзингового медицинского центра варьируется от 1,2 млн. руб. до 3,5 млн. руб. Средний срок окупаемости составляет 1,5 - 2 года. К помещению предъявляются следующие требования: нежилое помещение с отдельным входом, расположенное в проходимом месте на первой линии домов площадью от 60 м2. (в некоторых случаях от 30 м2.), наличие коммуникаций (водоснабжение, канализация), естественного освещения и подключения к сети Интернет.
Вопрос логистики играет важнейшую роль в развитии сетей медицинских лабораторий. Расстояние между франчайзинговым отделением и лабораторией франчайзера определяет сроки предоставления результатов анализов. Поэтому компании нацелены на создание нескольких крупных лабораторий, способных обслуживать медцентры, расположенные на территории разных регионов. Так, независимая лаборатория «ИНВИТРО» имеет 5 лабораторных центров, сеть диагностических центров «Хеликс» - 3 лабораторных комплекса.
Франчайзер передает своим партнерам в рамках франчайзингового пакета стандарты работы, которые описывают технологии осуществления забора биоматериала, требования к их хранению и транспортировке до производственных лабораторий, что является основополагающим моментом в работе франчайзинговых офисов.
Все франшизы данного сегмента предусматривают оплату франчайзеру первоначального взноса. Доход франчайзи складывается из трех составляющих: забор биоматериала, лабораторные исследования, дополнительные услуги (ЭКГ, УЗИ-диагностика, консультации специалистов, и т.д.). Для франчайзи скидка на лабораторные исследования составляет 35-50% от цены, указанной в прайс-листе (в зависимости от условий франшизы). С этой статьи дохода франчайзи также платит роялти (если предусмотрены договором). Доход от оказания услуг по забору биоматериала в среднем составляет 10-12% от общей выручки медицинского отделения. Франчайзеры демонстрируют разный подход к взиманию роялти с дохода от забора биоматериала и оказания дополнительных услуг: в зависимости от условий франчайзингового договора роялти отчисляются франчайзеру, либо же все полученные средства остаются в распоряжении франчайзи.
Также стоит отметить, что франчайзеры, активно осуществляющие региональную экспансию,создают специальные программы для городов с небольшой численностью населения,снижая размер паушального взноса. Например, франшиза «ИНВИТРО - городок»предназначена для открытия медицинских лабораторий в городах с населением 10-50 тыс. человек и требует значительно меньшего объема затрат при открытии медцентра в помещении меньшей площадью. «Лаборатория Гемотест» в 2013 г. предложила аналогичную программу со сниженными паушальным взносом и требованиями к партнерам.
Наиболее распространенными формами поддержки франчайзинговых партнеров являются обеспечение медцентров расходными материалами, компенсация части затрат на доставку биоматериала до производственных лабораторий, услуги колл-центра, централизованные консультации врачей-специалистов по телефону, информационная и IT-поддержка. Дополнительно франчайзеры за определенную плату могут предложить аутсорсинговые услуги юриста и бухгалтера.
Самым острым является вопрос обеспечения лаборатории франчайзи квалифицированными кадрами. Как правило, люди, приобретающие франшизу в данной сфере, прямо или косвенно связаны с медициной в глобальном понимании. Тем не менее, в медицине, в отличие, например, от торгового франчайзинга, невозможно «свободное творчество» франчайзи и его персонала, так как речь идет о жизни и здоровье людей. Это требует от франчайзи филигранной точности копирования схемы работы франчайзера и следования стандартам. А от франчайзера - достаточно жесткого контроля за франчайзи, чуткой обратной связи на жалобы пациентов и постоянных тайных и открытых проверок партнеров.
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что рынок частных медицинских услуг имеет хорошие предпосылки для дальнейшего активного развития, и немалую роль в этом процессе будут иметь возможности франчайзинга. По словам генерального директора Независимой лаборатории "ИНВИТРО" Сергея Амбросова, «рынок коммерческой медицины очень перспективен и будет развиваться. Открывать бизнес гораздо легче на растущем рынке, а франчайзинг снижает риски, поэтому данная модель развития бизнеса в медицине будет востребована в ближайшие несколько лет точно. Сегодня у населения меняется отношение к собственному здоровью, многие уже готовы проходить обследования в целях профилактики, что очень важно для улучшения качества жизни в целом».
Читайте также
Александр и Евгений Бакановы – основатели сети семейных ресторанов UP SUSHI. За 5 лет они прошли путь от запуска первого суши-ресторана по франшизе к собственной сети. Подробнее в этой статье.
Lady Stretch поделились своим чек-листом, который позволит понять: нужно ли прямо сейчас вам запускать рекламу.