Производители отдают розничную торговлю партнерам
Все статьи
Нашли время
- Автор: Иван Марчук
- Издание: Секрет фирмы
Запустить бизнес в разгар кризиса — задача на первый взгляд не для слабонервных. Однако у таких начинаний есть свои плюсы: дешевые ресурсы и низкая конкуренция. Главное — найти деньгам правильное дело. Пять расчетливых смельчаков, отобранных "Секретом фирмы", доказывают, что "и в буре есть покой".
Аудиторское агентство, кафе, ателье — интересы предпринимателей, решившихся открыть свое дело в начале то ли долгой, то ли быстрой дороги к экономическому дну, лежат в самых разных плоскостях.
Одни стартапы, вроде сети ателье "Пуговка" Анны Зимовой или коллекторского агентства "Долговой эксперт" Валерия Кардашова, задуманы с явным расчетом на кризисную атмосферу и специфический спрос, возникающий именно на нисходящей экономической волне. Другие, как поставщик комплектующих для дорогих компьютеров "Иконик Рус" Романа Маленкова, похожи на гостей из недавнего прошлого — или из будущего, но явно не ближайшего.
По словам Евгения Дитковского, генерального директора компании Deloshop (торговая площадка для покупки-продажи малых предприятий), кризис — хорошее время для старта благодаря дешевым ресурсам: скорее всего, у начинающих будет возможность выторговать выгодные условия у поставщиков. Главное — найти потребителей.
"Сейчас наибольшим спросом пользуются наименее капиталоемкие бизнесы из категории b2c,— замечает Дитковский.— Одном из эффективных вариантов стартапа на сегодняшний день является стартап по франчайзингу. Ведь суть франчайзинга именно в том, что предприниматель начинает собственный бизнес при всесторонней поддержке опытного партнера и мгновенно приобретает лояльных потребителей. Согласитесь, такая поддержка особенно важна в условиях кризиса, когда тактика ведения бизнеса становится более агрессивной и "быстрой" при максимальной экономии ресурсов".
Пусть бизнесы, начатые в кризисный период, перестанут быть самыми доходными, когда экономика снова окажется на подъеме. В любом случае это хороший способ сберечь деньги от обесценивания. Впрочем, нашими героями, похоже, двигали совсем иные мотивы.
Ценный кадр
"Я думаю, что большинство менеджеров, работающих в сфере оценки, мечтают создать свой собственный бизнес",— считает генеральный директор "Русской службы оценки" Александр Жигло. В октябре 2008 года он исполнил мечту: зарегистрировал с тремя партнерами, работавшими ранее вместе с ним оценщиками в крупной аудиторской компании, свою фирму.
Проект партнеры профинансировали из собственных средств, потратив 6 млн руб. "Текущие затраты мы уже окупаем, а что касается прибыли, которая бы позволила окупить инвестиции, то надеемся, что она появится к концу 2009 года",— говорит Жигло. Первые результаты, по его словам, уже есть: сейчас у "Русской службы оценки" более 20 клиентов — не только старых, но и новых, с кем компания ранее не работала.
Кризис привел к сужению рынка оценки: сократились объемы кредитования под залог коммерческой недвижимости. "Русская служба оценки" сосредоточила свои усилия на том сегменте, что пострадал в меньшей степени: на оценке для составления отчетности по МСФО. "Если компания отчитывалась по МСФО до кризиса, то будет это делать вне зависимости от общеэкономической ситуации",— уверен Александр Жигло. Пока в "Русской службе оценки" работают 15 человек. В ближайших планах открытие региональных офисов и наращивание клиентской базы.
"Осенью, когда решение было практически принято, появлялось желание все отложить до прояснения внешней экономической ситуации, но стремление двигаться дальше пересилило страх,— говорит гендиректор "Русской службы оценки".— На моих личных расходах открытие своего дела сказалось не сильно. Разве что отказался от традиционной поездки зимой на горных лыжах. Но это связано не с недостатком денег, просто свою компанию пока не хочется оставлять даже на неделю".
Одни стартапы, вроде сети ателье "Пуговка" Анны Зимовой или коллекторского агентства "Долговой эксперт" Валерия Кардашова, задуманы с явным расчетом на кризисную атмосферу и специфический спрос, возникающий именно на нисходящей экономической волне. Другие, как поставщик комплектующих для дорогих компьютеров "Иконик Рус" Романа Маленкова, похожи на гостей из недавнего прошлого — или из будущего, но явно не ближайшего.
По словам Евгения Дитковского, генерального директора компании Deloshop (торговая площадка для покупки-продажи малых предприятий), кризис — хорошее время для старта благодаря дешевым ресурсам: скорее всего, у начинающих будет возможность выторговать выгодные условия у поставщиков. Главное — найти потребителей.
"Сейчас наибольшим спросом пользуются наименее капиталоемкие бизнесы из категории b2c,— замечает Дитковский.— Одном из эффективных вариантов стартапа на сегодняшний день является стартап по франчайзингу. Ведь суть франчайзинга именно в том, что предприниматель начинает собственный бизнес при всесторонней поддержке опытного партнера и мгновенно приобретает лояльных потребителей. Согласитесь, такая поддержка особенно важна в условиях кризиса, когда тактика ведения бизнеса становится более агрессивной и "быстрой" при максимальной экономии ресурсов".
Пусть бизнесы, начатые в кризисный период, перестанут быть самыми доходными, когда экономика снова окажется на подъеме. В любом случае это хороший способ сберечь деньги от обесценивания. Впрочем, нашими героями, похоже, двигали совсем иные мотивы.
Ценный кадр
"Я думаю, что большинство менеджеров, работающих в сфере оценки, мечтают создать свой собственный бизнес",— считает генеральный директор "Русской службы оценки" Александр Жигло. В октябре 2008 года он исполнил мечту: зарегистрировал с тремя партнерами, работавшими ранее вместе с ним оценщиками в крупной аудиторской компании, свою фирму.
Проект партнеры профинансировали из собственных средств, потратив 6 млн руб. "Текущие затраты мы уже окупаем, а что касается прибыли, которая бы позволила окупить инвестиции, то надеемся, что она появится к концу 2009 года",— говорит Жигло. Первые результаты, по его словам, уже есть: сейчас у "Русской службы оценки" более 20 клиентов — не только старых, но и новых, с кем компания ранее не работала.
Кризис привел к сужению рынка оценки: сократились объемы кредитования под залог коммерческой недвижимости. "Русская служба оценки" сосредоточила свои усилия на том сегменте, что пострадал в меньшей степени: на оценке для составления отчетности по МСФО. "Если компания отчитывалась по МСФО до кризиса, то будет это делать вне зависимости от общеэкономической ситуации",— уверен Александр Жигло. Пока в "Русской службе оценки" работают 15 человек. В ближайших планах открытие региональных офисов и наращивание клиентской базы.
"Осенью, когда решение было практически принято, появлялось желание все отложить до прояснения внешней экономической ситуации, но стремление двигаться дальше пересилило страх,— говорит гендиректор "Русской службы оценки".— На моих личных расходах открытие своего дела сказалось не сильно. Разве что отказался от традиционной поездки зимой на горных лыжах. Но это связано не с недостатком денег, просто свою компанию пока не хочется оставлять даже на неделю".
4 млрд руб. * по данным членов Российского общества оценщиков |
VIP-поставщик
"Когда начался кризис, отступать было уже поздно: пришла первая партия товара",— говорит Роман Маленков, генеральный директор компании "Иконик Рус".
В июне прошлого года Маленков, работавший в фирме, продававшей компьютерную технику, познакомился с представителями тайваньской компании Ikonik, выпускающей блоки питания и корпуса для компьютеров класса люкс. Он решил начать свое дело — ввозить их продукцию в Россию. Планов было много: Маленков хотел, например, открывать магазины высокотехнологичной компьютерной техники. Под проекты он привлек соинвесторов, часть средств внес из собственных сбережений. Бизнесмен даже собирался продать свою московскую квартиру и переселиться в небольшой дом в Подмосковье.
В сентябре 2008-го Маленков стал эксклюзивным дистрибутором Ikonik и заказал первую партию товара. К этому моменту часть соинвесторов из проекта вышла, а продать квартиру по адекватной цене стало очень сложно. В результате Маленков сосредоточился на b2b-продажах. Сейчас он сотрудничает с четырьмя компаниями, занимающимися оптовыми продажами техники.
В проект всеми соинвесторами будет вложено 40 млн руб. При этом Маленков надеется, что в 2009 году оборот в полтора-два раза превысит вложенные средства. "Рынок компьютерной техники просел на 30-40%, но профессиональный сегмент, где работаю я, должен сохраниться в каком-либо виде,— убежден он.— Сейчас же главная задача — выжить на рынке. Для этого у нас все есть". Под "всем" Маленков понимает отсутствие кредитов и режим жесткой экономии: на аутсорсинг отданы таможенное оформление грузов, логистика и склады, в фирме работают только десять человек, а генеральный директор часто сам выписывает накладные. Во время кризиса владелец бизнеса не должен бояться рутинной работы.
$14,5 млрд * по информации банка Credit Suisse |
Храбрая портняжка
Сейчас владелица нового ателье "Пуговка" Анна Зимова говорит, что всегда хотела иметь такой бизнес. "Мой первый бизнес — небольшое PR-агентство Antenna Communications. Но кризис привел к сокращению его оборотов на 30%. Мне же всегда хотелось иметь свой маленький проект, который бы приносил постоянный, пусть и небольшой, доход",— рассказывает Зимова. Сначала она вынашивала план создания собственного дела в сфере общественного питания, но потом остановилась на ателье: "Сейчас неизбежно вырастет ценность вещей — многие люди будут не покупать новое, а ремонтировать старое".
Первое ателье Зимовой под названием "Пуговка", где сейчас работают три мастера, открылось 2 февраля в одном из ТРЦ Санкт-Петербурга. На старт нового проекта Зимова потратила всего 500 тыс. руб. из собственных сбережений. "Могло бы получиться дороже, но мне повезло: есть знакомые риэлтеры, которые помогли с недвижимостью. Мы совсем не тратились на рекламу — все сделали сами: распространили визитки в соседних магазинах, напечатали буклеты и раскидали их по району",— говорит она. В 2009 году Анна Зимова рассчитывает открыть еще четыре-пять ателье в спальных районах Петербурга: "Открывать только одно ателье не имеет смысла — прибыль слишком маленькая".
Первые результаты, как утверждает Зимова, уже есть, клиенты пошли. "Многие говорили, что только сумасшедший может сейчас начать свой проект. Но я подумала, что бояться глупо. Сегодня все пугают ростом преступности, потому что масса людей потеряли работу. И что, нам по улицам не ходить? Тут я рискую только собственными накоплениями, а не жизнью",— объясняет Анна Зимова.
4,6 тыс. * источник: Горстат Санкт-Петербурга |
Япона-папа
"Не мы нашли идею для бизнеса, она сама нас нашла",— утверждает генеральный директор и совладелец открывшейся в Москве пекарни-кондитерской Beard Papa Олег Стрежнев.
О пекарнях Beard Papa он впервые услышал несколько лет назад от своих друзей, побывавших в Китае. Стрежнев выяснил, что эта марка принадлежит японской компании Muginoho, которая продает ее франшизу по всему миру. Основным блюдом сети являются профитроли, крем для которых готовится из уникальных компонентов, в том числе мадагаскарской ванили. Стрежнев решил привести Beard Papa в Россию. Контакты с японцами начались осенью 2007 года, но кондитерская в центре Москвы открылась только в феврале 2009-го: больше года продолжались бумажные согласования. Инвестиции Стрежнева и его друзей, ставших совладельцами, в открытие заведения составили $120 тыс. "Это только аренда, оборудование, зарплаты персоналу. Стоимость же мастер-франшизы на Россию, обучение сотрудников, получение всех разрешений обошлось в сумму значительно большую, но раскрывать все инвестиции в проект мы не будем",— говорит он. Летом компания собирается открыть второе кафе в Москве и начать продажу субфраншиз в регионы.
Прогнозировать, когда проект начнет приносить прибыль, Стрежнев не хочет, но в свой успех он верит: "Я вижу, людям нравится наш ресторан. Нам нужно сделать так, чтобы, побывав у нас однажды, они захотели вернуться. Получится — значит, выживем, несмотря на кризис". Главное, чтобы не только захотели прийти, но и смогли купить. Профитроли от Beard Papa по цене 70 руб. за штуку — удовольствие не из дешевых. А ведь пирожные — предмет не первой необходимости. Даже с мадагаскарской ванилью.
$2,4 млрд * Источник: консалтинговая компания Restcon |
Кредит доверия
В начале декабря Валерий Кардашов, до этого работавший заместителем председателя правления Русь-банка, зарегистрировал коллекторское агентство "Долговой эксперт". Его соучредителями вместе с Кардашовым стали руководители Ассоциации по развитию коллекторского бизнеса (АРКБ) и компания "Русбизнесактив" — коллектор, работающий на рынке долгов юрлиц. Общий размер инвестиций в проект и свою долю в нем Кардашов не раскрывает: "Говорить об этом рано. Процесс инвестирования еще продолжается — сейчас у нас 13 региональных подразделений, 15 хоум-представительств, но их будет больше". При этом он заявляет, что основные инвестиции в проект начнут возвращаться уже во второй половине 2009-го.
Кардашов уверен, что его компания не ограничится коллекторской деятельностью: "Сейчас важно оказывать помощь банкам не только во взыскании долгов, но и в оценке рисков существующих кредитных портфелей". В ближайших планах "Долгового эксперта", например, разработка в помощь банкам новых ИT-решений для минимизации рисков при выдаче кредита, а также решений для работы с просроченной задолженностью.
Первые результаты компании обнадеживающие: "Долговой эксперт" уже привлек в работу от банков и компаний более 1,2 млрд руб. долгового портфеля. "Кризис многократно увеличил спрос на коллекторские услуги,— говорит Кардашов.— Кроме того, благодаря кризису мы привлекаем в команду очень хороших специалистов". В своем успехе Кардашов не сомневается: "Конечно, начинать новое дело в условиях кризиса было немного страшновато, но у меня есть понимание ситуации и необходимый драйв. Я пошел на риск сознательно: кто не рискует, тот не пьет шампанское, а работы на коллекторском рынке для нас хватит. Поверьте мне, 2009-й будет годом грамотного коллектора".
5% * по информации коллекторского агентства "Секвойя кредит консолидейшн" |
Читайте также
Пока иностранные компании, в том числе и общепит, уходят с российского рынка – самое время открыть свою "Настоящую Пекарню"!
Интервью исполнительного директора компании "МультиОКНА" Ирины Савиной оконному порталу "Тибет"