Фудтрак – франчайзинг с низкими инвестициями
Работать по франчайзингу на самом деле не так просто
- Автор: Амера Карлос
- Издание: Деловой Петербург
Что сегодня представляет собой холдинг?
Мы не стоим на месте, и это самое главное. Но если серьезно, то мы ставим масштабные планы по развитию сети универсамов "Полушка", которая является нашим базовым активом. Делаем серьезную ставку на развитие форматов супер- и гипермаркета под брендом "Лайм". Хотим сделать их такими же эффективными, как и универсамы. Когда мы запускали "Лайм", на рынке такой скепсис был! Говорили, что покупателям сейчас такие магазины не нужны. Но мы довольны результатами.
Естественно, тут вложения более существенны и выше срок окупаемости – 3-4 года (в отличие от "Полушки", где срок окупаемости составляет 2-2,5 года). Соответственно, и эффективность в "Лайме" должна быть выше.
Магазины же под брендом "Еда" мы выводим из приоритетного развития. Сегодня у нас 130 "Полушек", пять супермаркетов "Лайм" в Петербурге и один тестовый гипермаркет "Лайм" в Череповце.
То есть "Еду" вы развивать не будете?
Самой важной ценностью компании является управленческий и человеческий капитал. Невозможно найти ресурсы на развитие всех направлений, и мы с точки зрения приоритета для себя выделили "Полушку" и "Лайм". Сейчас у нас в Петербурге открыто пять магазинов "Еда", преимущественно в центре. Площадь торгового зала в данном формате – от 90 до 140 м2.
Почему не реализовали планы по созданию сети дрогери "Желтая Зебра"?
У нас не получилось создать формат дрогери с теми параметрами, которые хотели, – по эффективности, окупаемости. Мы решили не распылять ресурсы и сосредоточиться на продовольственном ретейле. В рамках этого проекта было открыто пять магазинов, которые на текущий момент закрыты. Мы отказались от развития данного проекта.
Как отличается сумма среднего счета в универсамах и супермаркетах?
В супермаркетах сумма среднего счета в 2 раза выше, чем в "Полушке", в гипермаркете на сегодняшний день (с учетом специфики региона) – в 2,7 раза.
Каковы планы по развитию "Полушки"?
Мы будем открывать магазины в тех регионах, где уже присутствуем (Петербург, Ленинградская, Новгородская и Вологодская области), а также выходить в новые. В этом году мы намерены выйти в Мурманскую область и Карелию, к концу года, возможно, появимся еще и в Центральном регионе.
В 2012 году мы готовы открыть и 100 универсамов, если найдем подходящие по соотношению цена/качество площади. Из них 10-15 запланированы в Петербурге. По факту предложения аренды, которое мы видим на сегодняшний день, такое количество универсамов открыть не удастся. Но будем стремиться освоить все, что есть.
В целом продуктовый розничный рынок Петербурга пришел к тому, что, собственно, все и ожидали, но чуть позже. Многие собственники сетевых компаний, которых в городе несколько десятков, понимают, что работать на столь высококонкурентном рынке очень тяжело, развиваться невозможно. И им проще из бизнеса выйти, чем его развивать. Кто-то продает сеть, кто-то сдает свои помещения в аренду. Уверен, что эта тенденция будет характерна и для 2012 года, и для 2013-го.
Другие форматы будете открывать?
По супермаркетам мы планируем открыть четыре-шесть объектов – также в зависимости от предложения на рынке недвижимости. Что касается планов по развитию формата гипермаркет, то итогами первого тестового объекта, открытого в ноябре прошлого года в Череповце, мы довольны. До конца 2013 года хотим открыть еще два гипермаркета.
Один мы будем сами строить, под него земля уже приобретена в Красном Селе. Второй объект будет открыт в готовом здании, которое мы перепрофилируем. Общая площадь одного гипермаркета, включая зону субаренды, составляет около 10 тыс. м2, из них площадь торгового зала – от 4,5 тыс. до 6 тыс. м2, где представлено около 25 тыс. наименований товара. Для сравнения: площадь торгового зала "Полушки" – от 200 до 700м2, ассортимент – от 4 тыс. до 7 тыс. позиций.
Ранее вы заявляли о заключении прямых договоров с поставщиками импортной продукции. Уже удалось с кем-то заключить?
Мы планировали это делать в рамках развития формата супермаркета "Лайм", так как в этих магазинах около 50% импортной продукции. Мы прорабатываем прямые договоры, но пока не заключаем их в силу того, что масштаб сети еще небольшой. При открытии 10-15 магазинов мы уже серьезно к этому вопросу подойдем.
Вы принципиально идете в те регионы, куда идет ваш основной конкурент – "Народная семья"?
Тут не в том вопрос, кто за кем идет, а в том, что регионов, где можно активно развиваться, на Северо-Западе осталось не так много. Поэтому все активные сети думают об одном и том же. Кто вышел на месяц раньше, а кто позже – это вопрос не принципиальный и не заслуживающий обсуждения. А то, что мы оказываемся в одних и тех же регионах, – это закономерно. Мы сосредоточены на развитии в Северо-Западном федеральном округе, а в нем регионы, в которых не очень сильная конкуренция, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Какую долю рынка вы занимаете в Петербурге?
По нашим оценкам, 3,5-4%.
С ростом сети планируется расширение складских площадей?
В вопросе логистики мы отличаемся от многих игроков, так как у нас невысокая степень централизации – чуть более 20%. На данном этапе у нас два распределительных центра, которые находятся в Петербурге: один для хранения овощей и фруктов, другой – для всей остальной продукции. Задача увеличивать уровень централизации не стоит. Из-за роста сети мы планируем открыть в 2013 году еще один центр – в Петербурге или в ближайшем пригороде. На Северо-Западе открывать логистический центр пока нет необходимости: на данном этапе логистическое плечо позволяет осуществлять доставку товаров из Петербурга. В регионах мы создаем распределительные мини-центры.
Петербург для развития вам еще интересен?
Да, интересен. К сожалению, много эффективных точек открыть здесь уже не получится из-за высокой конкуренции. Но 10-15 универсамов ежегодно открывать возможно.
Действительно, происходит перераспределение покупателей внутри сети, но в целом эффективность рынка еще такова, что даже с учетом перераспределения оборота и один, и второй магазин показывают необходимый уровень рентабельности. Логика такова, что если там не окажемся мы, то там окажется конкурент. И часть прибыли уйдет из нашей компании в принципе.
Что происходит на рынке недвижимости в регионах?
При текущем активном развитии федеральных и крупных региональных сетей, таких как наша и "Семья", спрос на площади даже в регионах превышает предложение.
Сейчас рынок арендодателя, а не арендатора, конкуренция за площади весьма высокая, и, к сожалению, это приводит к быстрому перегреву рынка недвижимости даже в регионах. Когда происходит одновременный выход трех-четырех игроков, то начинается конкуренция, борьба за одни и те же площади, и, как следствие, арендные ставки приближаются к уровню ставок в Петербурге. Были случаи, когда арендная ставка с 300 рублей за 1 м2 вырастала в 3-4 раза.
Что сегодня с вашей программой франчайзинга?
Мы запустили в свое время два франчайзинговых магазина в Петербурге и один в Ленобласти. Но ситуация в этом проекте не совсем проста. Тяжело найти партнеров, работающих в формате, подходящем для "Полушки". В основном предложения поступают от владельцев магазинов, работающих в формате "Еды", что нам неинтересно.
Партнеры, открывшие магазины по франчайзингу, впоследствии стали сдавать свои площади нам в аренду. Работать по франчайзингу на самом деле не так просто, как кажется, и предприниматель понимает, что он может иметь прибыль от сдачи в аренду площади не меньше и при этом у него масса свободного времени. Эта программа существует и на сегодняшний день.
Готовы ли вы покупать кого-то из региональных игроков?
Мы открыты для переговоров, более того, мы постоянно находимся в переговорном процессе и с небольшими петербургскими сетями, и с региональными. Если в 2009-2010 годах адекватных предложений мы не видели в принципе, цена была завышенной, то сегодня появляются интересные предложения, где собственники вполне разумно оценивают свои активы. И мы активно сейчас находимся в переговорах. Так что, возможно, в ближайшее время мы закроем некоторые сделки и сможем об этом рассказать.
Сделку или сделки?
Одна из наших корпоративных ценностей – "Мы – оптимисты". На том и стоим! Так что, может, даже и сделки.
Почему вы вышли из переговоров по покупке "Нормы"?
В силу подписанного соглашения о конфиденциальности детали переговоров я раскрывать не могу. Но если в общих чертах, то мы считаем, что предложение по соотношению продаваемого продукта не в нашу пользу. С такими параметрами экономики мы работать не готовы.
А сами не продаетесь?
К нам периодически поступают предложения и от инвестфондов, и от крупных ретейлеров. Нам это неинтересно. Зачем резать курицу, которая несет золотые яйца?
Читайте также
Давайте разберемся, что такое факторинг, какие виды существуют, какие у него есть преимущества и недостатки. А также, чем он отличается от кредита
Эксперты рынка провели анализ покупательского спроса за 9 месяцев 2017 года и выделили главные тенденции развития рынка частной лабораторной диагностики