подобрать франшизу
Все статьи

Работать по франчайзингу на самом деле не так просто

  • Автор: Амера Карлос
  • Издание: Деловой Петербург


Что сегодня представляет собой холдинг?

Мы не стоим на месте, и это самое главное. Но если серьезно, то мы ставим масштабные планы по развитию сети универсамов "Полушка", которая является нашим базовым активом. Делаем серьезную ставку на развитие форматов супер- и гипермаркета под брендом "Лайм". Хотим сделать их такими же эффективными, как и универсамы. Когда мы запускали "Лайм", на рынке такой скепсис был! Говорили, что покупателям сейчас такие магазины не нужны. Но мы довольны результатами.

Естественно, тут вложения более существенны и выше срок окупаемости – 3-4 года (в отличие от "Полушки", где срок окупаемости составляет 2-2,5 года). Соответственно, и эффективность в "Лайме" должна быть выше.

Магазины же под брендом "Еда" мы выводим из приоритетного развития. Сегодня у нас 130 "Полушек", пять супермаркетов "Лайм" в Петербурге и один тестовый гипермаркет "Лайм" в Череповце.

То есть "Еду" вы развивать не будете?

Самой важной ценностью компании является управленческий и человеческий капитал. Невозможно найти ресурсы на развитие всех направлений, и мы с точки зрения приоритета для себя выделили "Полушку" и "Лайм". Сейчас у нас в Петербурге открыто пять магазинов "Еда", преимущественно в центре. Площадь торгового зала в данном формате – от 90 до 140 м2.

Почему не реализовали планы по созданию сети дрогери "Желтая Зебра"?

У нас не получилось создать формат дрогери с теми параметрами, которые хотели, – по эффективности, окупаемости. Мы решили не распылять ресурсы и сосредоточиться на продовольственном ретейле. В рамках этого проекта было открыто пять магазинов, которые на текущий момент закрыты. Мы отказались от развития данного проекта.

Как отличается сумма среднего счета в универсамах и супермаркетах?

В супермаркетах сумма среднего счета в 2 раза выше, чем в "Полушке", в гипермаркете на сегодняшний день (с учетом специфики региона) – в 2,7 раза.

Каковы планы по развитию "Полушки"?

Мы будем открывать магазины в тех регионах, где уже присутствуем (Петербург, Ленинградская, Новгородская и Вологодская области), а также выходить в новые. В этом году мы намерены выйти в Мурманскую область и Карелию, к концу года, возможно, появимся еще и в Центральном регионе.

В 2012 году мы готовы открыть и 100 универсамов, если найдем подходящие по соотношению цена/качество площади. Из них 10-15 запланированы в Петербурге. По факту предложения аренды, которое мы видим на сегодняшний день, такое количество универсамов открыть не удастся. Но будем стремиться освоить все, что есть.

В целом продуктовый розничный рынок Петербурга пришел к тому, что, собственно, все и ожидали, но чуть позже. Многие собственники сетевых компаний, которых в городе несколько десятков, понимают, что работать на столь высококонкурентном рынке очень тяжело, развиваться невозможно. И им проще из бизнеса выйти, чем его развивать. Кто-то продает сеть, кто-то сдает свои помещения в аренду. Уверен, что эта тенденция будет характерна и для 2012 года, и для 2013-го.

Другие форматы будете открывать?

По супермаркетам мы планируем открыть четыре-шесть объектов – также в зависимости от предложения на рынке недвижимости. Что касается планов по развитию формата гипермаркет, то итогами первого тестового объекта, открытого в ноябре прошлого года в Череповце, мы довольны. До конца 2013 года хотим открыть еще два гипермаркета.

Один мы будем сами строить, под него земля уже приобретена в Красном Селе. Второй объект будет открыт в готовом здании, которое мы перепрофилируем. Общая площадь одного гипермаркета, включая зону субаренды, составляет около 10 тыс. м2, из них площадь торгового зала – от 4,5 тыс. до 6 тыс. м2, где представлено около 25 тыс. наименований товара. Для сравнения: площадь торгового зала "Полушки" – от 200 до 700м2, ассортимент – от 4 тыс. до 7 тыс. позиций.

Ранее вы заявляли о заключении прямых договоров с поставщиками импортной продукции. Уже удалось с кем-то заключить?

Мы планировали это делать в рамках развития формата супермаркета "Лайм", так как в этих магазинах около 50% импортной продукции. Мы прорабатываем прямые договоры, но пока не заключаем их в силу того, что масштаб сети еще небольшой. При открытии 10-15 магазинов мы уже серьезно к этому вопросу подойдем.

Вы принципиально идете в те регионы, куда идет ваш основной конкурент – "Народная семья"?

Тут не в том вопрос, кто за кем идет, а в том, что регионов, где можно активно развиваться, на Северо-Западе осталось не так много. Поэтому все активные сети думают об одном и том же. Кто вышел на месяц раньше, а кто позже – это вопрос не принципиальный и не заслуживающий обсуждения. А то, что мы оказываемся в одних и тех же регионах, – это закономерно. Мы сосредоточены на развитии в Северо-Западном федеральном округе, а в нем регионы, в которых не очень сильная конкуренция, можно пересчитать по пальцам одной руки.

Какую долю рынка вы занимаете в Петербурге?

По нашим оценкам, 3,5-4%.

С ростом сети планируется расширение складских площадей?

В вопросе логистики мы отличаемся от многих игроков, так как у нас невысокая степень централизации – чуть более 20%. На данном этапе у нас два распределительных центра, которые находятся в Петербурге: один для хранения овощей и фруктов, другой – для всей остальной продукции. Задача увеличивать уровень централизации не стоит. Из-за роста сети мы планируем открыть в 2013 году еще один центр – в Петербурге или в ближайшем пригороде. На Северо-Западе открывать логистический центр пока нет необходимости: на данном этапе логистическое плечо позволяет осуществлять доставку товаров из Петербурга. В регионах мы создаем распределительные мини-центры.

Петербург для развития вам еще интересен?

Да, интересен. К сожалению, много эффективных точек открыть здесь уже не получится из-за высокой конкуренции. Но 10-15 универсамов ежегодно открывать возможно.

Действительно, происходит перераспределение покупателей внутри сети, но в целом эффективность рынка еще такова, что даже с учетом перераспределения оборота и один, и второй магазин показывают необходимый уровень рентабельности. Логика такова, что если там не окажемся мы, то там окажется конкурент. И часть прибыли уйдет из нашей компании в принципе.

Что происходит на рынке недвижимости в регионах?

При текущем активном развитии федеральных и крупных региональных сетей, таких как наша и "Семья", спрос на площади даже в регионах превышает предложение.

Сейчас рынок арендодателя, а не арендатора, конкуренция за площади весьма высокая, и, к сожалению, это приводит к быстрому перегреву рынка недвижимости даже в регионах. Когда происходит одновременный выход трех-четырех игроков, то начинается конкуренция, борьба за одни и те же площади, и, как следствие, арендные ставки приближаются к уровню ставок в Петербурге. Были случаи, когда арендная ставка с 300 рублей за 1 м2 вырастала в 3-4 раза.

Что сегодня с вашей программой франчайзинга?

Мы запустили в свое время два франчайзинговых магазина в Петербурге и один в Ленобласти. Но ситуация в этом проекте не совсем проста. Тяжело найти партнеров, работающих в формате, подходящем для "Полушки". В основном предложения поступают от владельцев магазинов, работающих в формате "Еды", что нам неинтересно.

Партнеры, открывшие магазины по франчайзингу, впоследствии стали сдавать свои площади нам в аренду. Работать по франчайзингу на самом деле не так просто, как кажется, и предприниматель понимает, что он может иметь прибыль от сдачи в аренду площади не меньше и при этом у него масса свободного времени. Эта программа существует и на сегодняшний день.

Готовы ли вы покупать кого-то из региональных игроков?

Мы открыты для переговоров, более того, мы постоянно находимся в переговорном процессе и с небольшими петербургскими сетями, и с региональными. Если в 2009-2010 годах адекватных предложений мы не видели в принципе, цена была завышенной, то сегодня появляются интересные предложения, где собственники вполне разумно оценивают свои активы. И мы активно сейчас находимся в переговорах. Так что, возможно, в ближайшее время мы закроем некоторые сделки и сможем об этом рассказать.

Сделку или сделки?

Одна из наших корпоративных ценностей – "Мы – оптимисты". На том и стоим! Так что, может, даже и сделки.

Почему вы вышли из переговоров по покупке "Нормы"?

В силу подписанного соглашения о конфиденциальности детали переговоров я раскрывать не могу. Но если в общих чертах, то мы считаем, что предложение по соотношению продаваемого продукта не в нашу пользу. С такими параметрами экономики мы работать не готовы.

А сами не продаетесь?

К нам периодически поступают предложения и от инвестфондов, и от крупных ретейлеров. Нам это неинтересно. Зачем резать курицу, которая несет золотые яйца?


Читайте также

За 2019 год наша компания “Персональное решение” вышла на совершенно новый уровень

Новости об уходе с российского рынка бренда KFC не стали неожиданностью после продажи российского бизнеса McDonald's одному из франчайзи бренда. Какова история KFC и кто займет место одного из крупнейших игроков рынка общепита?

Сегодня уже никто не спорит, что франшиза один из наиболее эффективных способов ведения бизнеса. При правильном подходе франшизная модель одинаково хороша как в сфере оказания услуг, так и в сфере торговли.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru