подобрать франшизу
Все статьи

Рейтинг франшиз 2015-2016 г.

  • Издание: Franshiza.ru


Тема неоднократно и подробно освещалась на сайте Франшиза.ру. Сегодня разговор пойдет о рейтингах. Можно ли им доверять и почему? Текущий 2015 год насыщен событиями на рынке франчайзинга и уже преодолен календарный экватор. Вскоре настанет время для подведения новых итогов и непременно будет рейтинг выгодных франшиз 2016 года. А сейчас предлагаем вниманию актуальные рейтинги франшиз 2015 года. Недавно были опубликованы два рейтинга – от РБК и от Forbes. Результаты не совпадают, т.к. для оценки популярности были использованы разные методики. Рассмотрим их подробнее: лидеры, новички и сравним, по каким алгоритмам создавались.

Место в рейтинге
Рейтинг РБК
Рейтинг Forbes
 1  «1С»  «Лабораторная служба Хеликс»
 2  «Консультант Плюс»  СДЭК
 3  Yves Rocher France  Unibrait
 4  «Инвитро»  «Миэль»
 5  «Гемотест лаборатория»  Samura
 6  Subway  «СОЖ Синтез»
 7  Vianor  Tea Funny
 8  «Додо»  Respect
 9  «33 пингвина»  «Мобильная мойка»
 10  «220 вольт»  «Научное шоу профессора Николя»
 11  «Тонус клуб»  Sugar Dance
 12  «5 Пятерочка»   
 «Айкрафт Оптика»
 13  Helix  Serginnetti
 14  «Чибо партнер»  «ГлавДоставка»
 15  «Компьютерный центр ДНС»  «Оранжевый слон»
 16  «Суши шоп»  Burger Club
 17  «Фармакопейка»  Yotto Group
 18  MBE Mail Boxes ETC  «Шоколадница»
 19  «Эвалар»  2GIS
 20  «От Лены Лениной»  Coffeeshop Company
 21  Cordiant  «Слетать.ру»
 22  OPS Office Print Service  «Сёма»
 23  RMS Auto  «БетонБаза»
 24  «Конфаэль»  «Инвитро»
 25  «Гарант»  «Бэби-клуб»

Рейтинг франшиз от РБК. 

ТОП-лист, размещенный на сайте российского мультимедийного холдинга РБК, включает 30 компаний. В десятку лучших вошли сеть кафе-мороженое "33 пингвина" и сеть ресторанов быстрого питания Subway, сети медицинских центров "Инвитро" и "Гемотест лаборатория". Причем "Гемотест" удалось увеличить численность партнеров в городах, где уже действовали точки "Инвитро", за счет лояльности к начинающим свой путь в коммерции, меньшим объемам необходимых инвестиций и более низкими роялти. Стоит отметить, что медицинские услуги и общественное питание на сегодняшний день остаются в тренде среди франшиз.

Однако возглавили рейтинг РБК компании, специализирующиеся в других областях. На первых местах компании, помогающие в ведении бизнеса – разработчик и продавец ПО " " и справочная правовая система "Консультант Плюс". Можно сказать, что они укрепили свои позиции за счет того, что предприниматели выбрали для вложений направления с гарантированным ростом. Обе компании продолжительное время демонстрируют успешность своих франшиз. Плюс в тройке лидеров владелец монобрендовых бутиков косметики YvesRocher. Заметим, что в этой компании по данным Роспатента количество расторгнутых договоров практически равно количеству новых ДКК, так что скорее всего это говорит не об органическом росте франчайзинговой сети, а об изменении условий ДКК и заключении новых договоров с уже действующими франчайзи.

Также в рейтинг популярных франшиз 2015 года включены молодые организации, например, сеть "Додо Пицца". Первое кафе открыли в Сыктывкаре в 2011-м, а к продажам франшизы приступили только спустя 2 года. Сейчас около 100 точек работают как в России, так и в странах СНГ, в Литве, Эстонии, Румынии и США. Основатель компании Федор Овчинников  внедрил ПО "Додо ИС", что позволило франчайзи управлять всеми процессами в торговом зале и на кухне: от контроля скорости приготовления до эффективности отдела доставки.

Примечательно, что франчайзеры оперативно и разумно реагируют на изменения в экономике. Седьмое место в рейтинге занимает крупнейшая на севере Европы и странах Балтии сеть шинных центров Vianor. Финское подразделение NokianTyres обеспечивает франчайзи уникальную материальную поддержку в размере 500 тысяч рублей для запуска первого центра и около 2 миллионов рублей на открытие следующих.

Рейтинг Forbes

В сравнении с рейтингом 2014 года состав существенно изменился. Остались лишь 5 компаний: развивающие центры "Сема", сеть кафе Tea Funny  и "Шоколадница", мобильные студии развлекательных музыкальных роликов Sugar Dance. Среди новых участников  рейтинга сеть салонов "Айкрафт Оптика" и магазины женской одежды Serginneti, которые привлекают потенциальных франчайзи сильными конкурентными преимуществами и льготными условиями, без взимания паушальных взносов и роялти. ТОПовые позиции тоже отданы вновь прибывшим: лабораторная служба "Хеликс " занимает 1 место, тогда как, один из лидеров рейтинга РБК, компания "Инвитро" на 24-м. Сразу две логистические компании заслужили участие в рейтинге Forbes  – на 2 месте компания "СДЭК" и на 14 месте "ГлавДоставка ". 

Как составляли рейтинги

Рейтинг РБК создан по показателям регистрации перехода прав по договору коммерческой концессии (ДКК), подлежащих регистрации в Роспатенте. И поэтому были использованы данные за прошедший год о наиболее известных товарных знаках, по которым зафиксирована передача прав, информация о расторгнутых договорах из этого списка, плюс количество договоров конкретной организации с партнерами. Насколько объективен такой подход? ДКК юридически соответствует форме договора франчайзинга за рубежом. По мнению экспертов портала Франшиза.ру, именно он позволяет оптимально регулировать взаимоотношения франчайзора и франчайзи, помогает тем и другим отстаивать свои интересы, передавать исключительные права и фиксировать ограничения (в частности, по стоимости и конкуренции), однако в настоящее время ДКК охватывают менее половины рынка франшиз. Часто при формировании сетей по франшизе компании задействуют иные всевозможные варианты: агентские и лицензионные соглашения, договор поставки и услуг. Не всех устраивает ДКК в силу различных обстоятельств, среди которых: платная регистрация, сроки регистрации, незарегистрированный товарный знак, нецелесообразность в связи со спецификой деятельности  и другие причины. Поэтому важно учитывать, что рейтинг РБК хотя и охватывает значительную часть, но далеко не весь рынок франчайзинга.

Для формирования рейтинга Forbes задействовали каталоги нескольких специализированных сайтов, включая Franshiza.ru и свою базу данных. В отборе участвовали компании, которые продают франшизы с декабря 2014 года и запустили в работу не менее 50 точек, независимо от размера стартовых вложений и исключили тех, кто не представил финансовые показатели или закрыл в 2015 году более половины точек, открытых в том же году. Далее для оценки задействовали среднегодовую выручку одной точки, маржинальность,  соотношение стартовых инвестиций и прибыли. В итоге ТОП-лист содержит 25 компаний. 

Выбор франшизы

Как видно, подход к составлению рейтингов у РБК и Forbes существенно отличался, что неизбежно отразилось на итогах. Как к этому относиться? Как и к любой другой информации – принимать во внимание, анализировать и делать свои выводы. Любые рейтинги подразумевают субъективную оценку и могут быть основаны на опросах или на сборе информации по тем или иным критериям на усмотрение составителей. Значимость того или иного ТОП-списка определяют качество выбранных показателей, количественный объем выборки, ее репрезентативность. И здесь как раз один из камней преткновения – многие рейтинги основаны на данных, которые предоставляют сами франчайзоры, и нет возможности проверить их на правдивость

В связи с этим, для того, чтобы сформировать свое мнение, при выборе франшизы, рекомендуем комплексный подход: провести свое расследование, самостоятельно сравнить предложения в интересующих сегментах, активно связываться с действующими франчайзи, смотреть и анализировать отзывы.

И, безусловно, можно учитывать рейтинги, участники ТОП-списков несомненно заслуживают внимания, но в качестве дополнительного источника сбора данных.

КАТАЛОГ ФРАНШИЗ ПО КАТЕГОРИЯМ

НЕДОРОГИЕ ФРАНШИЗЫ

Читайте также

ТОП-10 событий компании читайте в этой статье

Как с помощью геолокационного сервиса можно найти друзей и совершить выгодные покупки.

Главный принцип в методике «Софтиум»

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru