Сектор франчайзинга в общепите сегодня пребывает в неоднородном состоянии, и настроения у игроков рынка очень разные
Южный франчайзинг
- Автор: Виктория Ханова
- Издание: Эксперт Юг
За последний год интерес к развитию франчайзинга на Юге значительно вырос. Франчайзи осваивают новые схемы работы и идут в небольшие по населению города, при этом партнёры становятся более требовательными друг к другу
Сегодня система франчайзинга распространена в первую очередь в ресторанном бизнесе, сфере услуг и розничной торговле. Соответственно росту активности строительства коммерческой недвижимости на Юге увеличивается и спрос на франшизы среди местного бизнеса, а на Черноморском побережье дополнительным стимулом являются предстоящие Олимпийские игры в Сочи. Однако в остальном южные тенденции повторяют общероссийскую картину: с развитием франчайзинга ужесточаются взаимные требования между франчайзерами и франчайзи, покупатели франшиз становятся моложе, активно осваивают франчайзинг в эконом-классе и всё активнее развиваются в регионах — причём не только в областных центрах, но и во «вторых» и «третьих» городах.
Кризисный толчок к развитию
Эксперты сходятся во мнении, что 2011 год стал моментом оживления франчайзинга после кризиса. По мнению руководителя отдела продаж франшиз консалтинговой компании «Франкон» Анны Рождественской, сейчас инвесторы, чувствуя нестабильность мировой экономики, ищут проекты, в которые можно было бы вложить деньги с наименьшими рисками, поэтому интерес к франчайзингу резко возрос. «Покупатели франшиз активно изучают рынок, до принятия решения о покупке рассматривают очень большое число различных форматов и даже различных сегментов бизнеса, — поясняет г-жа Рождественская. — Интерес покупателя часто вообще сложно сразу определить, потому что инвестор и сам толком не знает, чего хочет, но однозначно можно говорить о том, что интерес к франчайзингу огромный, а значит, наблюдается некоторое оживление рынка, несмотря на сокращение числа реально заключаемых договоров о покупке франшиз в летний период».
Такое оживление объясняется ещё и тем, что в период экономического спада целый ряд компаний закрыли свой бизнес, и успешно развивающиеся франчайзи начали занимать пустующие ниши после того, как кризис миновал. Популярности франчайзингу добавляет и то, что компании, работающие по франшизам, оказались во время кризиса, в общем, более жизнеспособными, чем их самостоятельные коллеги. Так, у «Русской Фитнес Группы» (сети фитнес-клубов World Class и «ФизКульт») не был закрыт ни один франчайзинговый проект, кризис пережили 9 из 10 франчайзи «Г. М. Р. Планета Гостеприимства», «Росинтер Ресторантс Холдинг» (бренды «IL Патио», «Планета суши», T.G.I. Friday’s) в ходе кризиса открыл 25 франчайзинговых ресторанов. В сети Subway также называют 2008–2009 годы временем активного роста сети как в России в целом, так и в ЮФО в частности. При этом компании не планируют замедлять свой рост. «Русская Фитнес Группа», например, в скором времени собирается открыть клуб в Краснодаре, «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» до конца 2012 года намеревается увеличить количество франчайзинговых ресторанов с 10 до 15, активные планы по развитию у Subway и «Росинтер Ресторантс Холдинг».
По словам регионального менеджера по развитию сети Subway в ЮФО и СКФО Олега Протопопова, факторами успеха франчайзинговых проектов во время кризиса являются появление свободных помещений на рынке аренды, снижение арендных ставок и заметно выросшая сговорчивость девелоперов. «То же самое произошло и с поставщиками продуктов, — продолжает г-н Протопопов. — Да, возникли кое-какие сложности с привлечением финансирования, но, учитывая относительно небольшой размер инвестиций в Subway, на нас это практически не сказалось». «Во время экономического спада мы увидели растущий интерес к сильным франчайзинговым предложениям, — вспоминает директор по развитию управления по франчайзингу ОАО “Росинтер Ресторантс Холдинг” Алексей Лоборев. — Те, кто хотел обезопасить своё будущее, были готовы инвестировать средства, время и опыт в успешно работающую модель».
Но ключевым фактором «выживаемости» бизнеса, работающего по франшизе, было наличие чётко отработанных бизнес-моделей: «Мы сейчас не говорим о качестве услуг или товаров, а только о том, что это хорошо откатанные модели, которые работают, — говорит исполнительный директор Российской ассоциации франчайзинга Юрий Михайличенко. — Многие предприниматели, которые работали раньше “на авось”, не смогли продолжать в том же духе, когда начался кризис». Например, группа компаний «Гурман», работающая под брендом KFC в Краснодарском крае и Нижневартовске, пережила кризисный период практически безболезненно. По мнению её руководства, это произошло за счёт того, что компания придерживалась очень взвешенного подхода к бизнесу, а расходная часть не была раздута. Особую роль в период спада покупательной способности начало играть и имя бренда, которое гарантировало наличие лояльной аудитории. К тому же, как отмечает президент компании «Г.М.Р. Планета Гостеприимства» Мераб Бен-Эл Елашвили, риски и издержки при работе по франшизе значительно снижаются из-за того, что потенциальный предприниматель не понаслышке знаком с местным менталитетом.
Нужно больше места
По словам Анны Рождественской, из общих тенденций развития франчайзинга сегодня стоит отметить рост интереса инвесторов к проектам из сферы услуг, омоложение аудитории покупателей франшиз, увеличение доли эконом-франшиз в общей массе рынка и количества региональных франшиз. При этом в общих чертах развитие франчайзинга на Юге мало чем отличается от общероссийского и повторяет его динамику и тенденции. «Даже пик интереса к франчайзингу на Юге, как и по всей России, приходится на октябрь-ноябрь, — продолжает г-жа Рождественская. — На Юге это, правда, в первую очередь связано с окончанием курортного сезона, оттоком туристов и желанием инвесторов найти для себя круглогодичный инструмент зарабатывания денег. Из других тенденций можно выделить всё возрастающий с приближением Олимпиады интерес со стороны франчайзеров к городу Сочи. Все бренды хотят быть представленными в столице Олимпиады-2014». Также, по мнению Юрия Михайличенко, южным трендом является и развитие гостиничного бизнеса: «Гостиниц построено много, а качество их оставляет желать лучшего, поэтому, вероятно, они постепенно будут переходить на франчайзинг. Франчайзинговые схемы, скорее всего, окажутся востребованы в развитии прибрежной зоны. В других городах мы ожидаем модернизацию существующих точек в стрит-ритейле».
С развитием франчайзинга в России обе стороны становятся всё более требовательными друг к другу. Как отмечают во «Франконе», это признак того, что российский франчайзинг медленно, но приближается к цивилизованной западной модели. «Потенциальные франчайзи с каждым годом становятся более просвещёнными и осведомлёнными в теме франчайзинга, — говорит Анна Рождественская, — поэтому большинство условий будущего сотрудничества сегодня оговаривается сторонами ещё до заключения договора, что, несомненно, облегчает дальнейшее взаимодействие. Франчайзеры, в свою очередь, принимая во внимание значительный дефицит выгодных торговых площадей в регионах и возрастающий интерес к франчайзингу со стороны небольших городов, адаптируют свои форматы в сторону уменьшения требований как по помещению, так и по инвестициям».
Серьёзным стимулом к развитию франчайзинга на Юге является как раз активное строительство коммерческой недвижимости. Как отмечает Мераб Бен-Эл Елашвили, ввод ограничений на строительство в центре Москвы, а также оживление рынка после кризиса вынудили девелоперов начать активную экспансию в регионы: «Сейчас мы наблюдаем бум строительства коммерческой недвижимости не только в городах-миллионниках, но и в городах с населением до 500 тысяч человек. Появление качественных торговых центров — отличная возможность для нас выйти на новые рынки, ведь зачастую именно отсутствие хорошей торговой площадки становится преградой».
Отсутствие необходимого объёма коммерческой недвижимости является главной причиной того, что пока развитие франчайзинга во вторых и третьих городах регионов значительно отстаёт даже от региональных столиц, но и здесь ситуация постепенно меняется. «По мере относительного насыщения краевых и областных центров нашими заведениями мы получаем всё больше запросов от предпринимателей других городов, — рассказывает Олег Протопопов. — Основная проблема, с которой мы сталкиваемся, рассматривая эти обращения, — отсутствие в городах подходящей коммерческой недвижимости. Однако мы понимаем, что это только вопрос времени. Уже сейчас мы открыли Subway в нескольких городах ЮФО с населением 250–350 тысяч человек, таких как Новороссийск, Волжский, Новочеркасск». По словам Алексея Лоборева, хотя приоритетом развития сети остаются крупные города с населением от 500 тысяч до миллиона человек, сейчас компания рассматривает города уже с населением от 300 тысяч человек. Как отмечает вице-президент по развитию компании «Русская Фитнес Группа» Дмитрий Коробейкин, для открытия полноценных клубов формата World Class компании интересны крупные города, но для других форматов сети компания готова рассматривать и населённые центры поменьше.
Трудный старт
Франчайзинг наиболее популярен в сфере услуг и розничной торговле, где имя бренда и стандарты обслуживания играют едва ли не ключевую роль при выборе клиента. За это франчайзи обязан либо платить процент от продаж, либо реализовывать товар на определённую сумму. «На первом этапе развития бизнеса необходимость выплачивать роялти и другие обязательства гложут сознание франчайзи, потому что на этом этапе не очень велика выручка, а затраты высоки, — отмечает генеральный директор группы компаний “Гурман” Светлана Попова. — Но постепенно ты понимаешь, что бренд работает на тебя, а прирост твоего бизнеса велик во многом именно благодаря бренду. К тому же увеличивается и доходная составляющая, так что волноваться приходится всё меньше. На своём примере я убедилась, что рост бизнеса в 96 процентов за год объективно невозможен без поддержки со стороны, в том числе и общебрендового развития». Тем более, как отмечает Владислав Варшавский, управляющий партнёр ООО «Южный инновационно-консалтинговый центр», которое является франчайзи 1C, до опредёленной степени франчайзи сам может контролировать расходы: «Объём вложений в конечном итоге зависит от планируемого объёма рекламных мероприятий, организации поиска клиентов, материально-технической базы и так далее. Здесь каждый сам определяет свои затраты в соответствии со своими возможностями».
Ещё одна сложность — очень высокие требования к исполнению стандартов франчайзеров, несоблюдение которых влечет за собой высокие штрафы. Но, естественно, соблюдать их не так просто, а особенно — в первое время организации бизнеса. Палкой о двух концах являются и обязательства по развитию бизнеса — франчайзерам неинтересно заключать партнёрство на одну или две точки продаж или на один ресторан. Поэтому в числе обязательств по договору франчайзи часто берут на себя целый ряд дальнейших открытий. С одной стороны, это служит дополнительной мотивацией для развития амбициозной компании, однако франчайзи не всегда готов к запускам новых точек, так что эти обязательства могут стать для него тяжким бременем. Наконец, если не необходимым, то очень желательным является наличие у потенциального франчайзи опыта работы в этой сфере бизнеса.
Однако, несмотря на все сложности для франчайзи, неверно говорить, что они являются ущемлённой в правах стороной. «Франчайзинг — это всегда партнёрство, — рассуждает Юрий Михайличенко. — Если франчайзи не нравится схема, по которой работает франчайзер, то он от него уйдёт либо в собственную деятельность, либо к другому франчайзеру — в этой сфере высокая конкуренция».
К тому же наличие франчайзинговых схем работы влияет на весь рынок. Как отмечает Алексей Лоборев, появление на рынке компаний с высокими стандартами побуждает местных игроков стараться улучшать работу своих магазинов и ресторанов.
Читайте также
Франчайзинг не является стопроцентным рецептом успеха, как убедились многие франчайзи
Больше всего новых рабочих мест было создано в гостиничном и ресторанном бизнесе, а наименее востребованным сегментом оказалась торговля автозапчастями