Nike не продлил франчайзинговый договор с Inventive Retail Group
Президент Inventive Retail Group (IRG)Тихон Смыков в своем письме сотрудникам заявил о том, что компания Nike не продлила франчайзинговый договор. IRG принадлежит крупнейшая в России монобрендовая сеть ритейлера. Аргументировалось данное решение невозможностью в ближайшем будущем обеспечить IRG поставками товара в РФ.
Людмила Семушина, PR-директор IRG, не стала комментировать отношения с компанией Nike, однако подтвердила вынужденное закрытие всех магазинов из-за дефицита товара и приостановки поставки. Вследствие операционных сложностей Nike не стала продлевать существующий договор и вступать в новые деловые взаимоотношения, в том числе UP&Run, который входит в IRG, сообщил представитель американского производителя. Он сообщил, что несмотря на приостановку деловой активности, выплаты персоналу производятся.
Директор ритейл-департамента Core.XP Марина Малахатько считает, что факт отсутствия пролонгации можно рассматривать как уход американского ритейлер из России. В марте 2022 года компания уже сообщала о невозможности гарантировать поставку товара покупателям в РФ. Тогда компания предприняла меры по остановке поставок, по прекращению работы интернет-магазина в России и по закрытию собственных магазинов. Таким образом, число магазинов уменьшилось почти в 2 раза, согласно информации на официальном сайте. Из 60 закрытых – 19 временно приостановили свою работу.
Согласно данным Роспатента, договор франчайзинга с дочерней компанией Nike в РФ был заключен с фирмами "Ап энд ран" и "АЗ спорт", которые входят в Inventive Retail Group. У обеих фирм срок действия договора истекает 26 мая, как у ООО "Яр", который является еще одним франчайзи, но в Сибири. Этим же числом истечет лицензия.
"Согласно данным Роспатента, франчайзинговые действующие договоры заканчивают свое действие как раз в конце мая и, очевидно, продлены не будут. Причина кроется в геополитической обстановке. Кроме того, многим компаниям до сих пор не удалось решить логистические вопросы, что делает запасы продукции конечными.
Nike – одна из тех международных франшиз, которая в России никогда открыто не продавалась "в рынок", а сотрудничала с несколькими крупными партнерами – профессионалами ритейла. Такие компании могут иметь в своем портфеле ни один бренд и довольно большие возможности по переговорам с новыми для себя правообладателями. Заменить Nike на аналогичный мировой бренд сейчас невозможно, так как все они также заморозили развитие в стране.
Особенность "ухода" из страны ритейлеров состоит в том, что боясь скомпрометировать бренд, они снимают вывески с монобрендовых магазинов, при этом стараются сохранить присутствие в мультибрендовых каналах и партнерских проектах."
Евгения Хакбердиева, региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank, придерживается того, что американский ритейлер не покинет российский рынок совсем, поскольку работа оптовых дистрибуторов не прекращается, и продукцию можно будет приобрести в мультибрендовых магазинах.
Правообладатель торгового знака может не пролонгировать договор коммерческой концессии, однако подобных случаев в 2022 году еще не было, отмечает гендиректор Infoline-Аналитики Михаил Бурмистров. Он считает, что заставить франчайзи закрыть свои точки непросто, и поскольку договор будет действителен, партнеры по франшизе могут использовать бренд. В случае когда товар закончится, в ход может пойти параллельный импорт. Если в договоре нет прямого запрета на закупки у неофициального импортера, то партнеры могут даже в значительной степени увеличить продажи.
Тем не менее у арендодателей не должно появиться особых проблем, поскольку обычно крупные ритейлеры арендовали выгодные площадки в street-ритейлер и торговых центрах, так что найти новых арендаторов будет нетрудно, высказалась Хакбердиева. С данной точкой зрения солидарна и Малахатько, добавив что вступить в игру могут отечественные предприниматели или международные спортивные бренды.
Подробнее – спортивные франшизы