В Татарстане прошло распределение государственных субсидий предпринимателям на разработку франшизы. Размер субсидий, которые получит каждый победивший конкурсант - 190 тыс. и 300 тыс. рублей
В Татарстане прошло распределение государственных субсидий предпринимателям на разработку франшизы. Размер субсидий, которые получит каждый победивший конкурсант - 190 тыс. и 300 тыс. рублей. Изначально планировалось, что на программу поддержки франчайзинга в Татарстане будет выделено 10 млн. рублей, однако в процессе согласований сумма сократилась до 3,8 млн. И тем не менее это новый виток в развитии отечественного франчайзинга, считают эксперты.
"Отличная новость!" - комментирует ситуацию Нина Семина, генеральный директор консалтинговой компании ФРАНКОН, - "Пожалуй это первая попытка субсидирования развития компаний по франчайзингу. До сих пор, разработанные программы были ориентированы на франчайзи при покупке франшизы, а вот для франчайзеров это станет реальной помощью и стимулом к развитию собственного бизнеса по франчайзингу".
Однако эксперт обращает внимание на то, что стоило бы ужесточить требования к компаниям, которые будут получать субсидии.
Важно, чтобы компания, планирующая разрабатывать свой франчайзинговый пакет, работала на рынке довольно продолжительное время: "Не думаю, что компании, работающие на рынке 6 месяцев и даже год, успели на практике доказать, что бизнес, действительно эффективен, выйти на окупаемость и отточить все бизнес-процессы. Ведь франчайзинг - это клонирование успешного бизнеса, а не тиражирование ошибок франчайзера!"
Также крайне важно, чтобы будущие франчайзеры, подавшие заявку на субсидию, имели Свидетельство на Товарный знак или подали заявку на его регистрацию в Роспатент. Это должно быть одним из основных критериев отбора для выдачи субсидии: "Договор Коммерческой Концессии, который наиболее точно отражает сущность франчайзинга в обязательном порядке предусматривает передачу Товарного знака. Ужесточение требований могло бы привести к подаче заявок, действительно, компаниями, готовыми к развитию франчайзинга и появлению новых, качественных франшиз," - считает Нина Семина.
В свою очередь не менее важно, чтобы прошел тщательный отбор в том числе и подрядчик на разработку франшизы для компаний, взявших субсидию: "Нужно увеличить порог - число подготовленных компаниями-подрядчиками на разработку франшиз должно быть не менее 10, и предусмотреть наличие рекомендаций от франчайзеров, так как для того, чтобы разработать качественный пакет франчайзинга нужно наработать немалый опыт", - говорит Нина Семина.
К вопросу о стоимости разработки тоже нужно подходить основательно, ведь все зависит от особенностей бизнеса, от количества бизнес-процессов, которые необходимо описать в Пособии по управлению бизнесом, от сложности договорной конструкции с франчайзи и др. Объем работы и стоимость, как правило, отличаются в различных сферах ведения бизнеса: общественное питание, сфера услуг, розничная торговля. Стоимость разработки также зависит от «подготовленности» компании – наличия и качества документов, регламентов для действующих предприятий, которые, впоследствии будут основой для разработки франшизного пакета.
"В среднем, стоимость разработки 300-400 тысяч, - говорит Нина Семина и добавляет, что размер субсидии, которую получат татарстанские предприниматели, в целом, может помочь разработать франшизу.