Перспективы развития Coffee Like в Китае
Биг Мак против Сэндвича– противостояние фаст фуда в России.
- Автор: Ачкасова Евгения, консультант franshiza.ru
- Издание: Franshiza.ru
Прошло уже более двадцати лет, как корпорация Макдональдс открыла первые золотые ворота на Пушкинской площади в Москве, как альтернатива серым советским столовым, став пионером в обороне фаст фуда. Макдональдс практически создал рынок гамбургеров и картошки фри в России и убедил россиян, что есть руками - это нормально. А сейчас он вынужден парировать растущему числу конкурентов, таких как Бургер Кинг, Subway , KFC и Wendy's.
"По дороге от метро до дома я прохожу 6 ресторанов Subway" - говорит Дмитрий Иванов, тридцатилетний менеджер. Макдональдс при этом всегда переполнен, возможно лишь схватить еду и быстро убежать.”
Чтобы справляться с конкурентами, Макдональдс в этом году принял решение обратиться к франчайзингу. Данную модель, компания использует для продвижения 80% своих точек по всему миру, но избегала ее в России. Для этой цели компания выбрала ОАО Росинтр Ресторан Холдинг, развивающий в России бренды Иль Патио и Планета Суши, а так же T.G.I. Friday’s для работы торговых точек в аэропортах и на вокзалах. Макдональдс также рассматривает возможность работы с франчайзи в Сибири. "Россия является приоритетным рынком для Макдональдс" говорит Хамзат Хасбулатов, возглавляющий деятельность компании в стране. " И франчайзи будет играть важную роль в нашем успехе". Оставаться первыми в России имеет решающее значение для Макдональдс в Европе, на долю которой приходится две пятых всего глобального дохода. В 2012 финансовом году выручка компании в регионе снизилась, несмотря на то, что в России она достигла 43% от всего рынка.
«Можно предположить, что Макдональдс будет использовать схему франчайзинга для отдаленных территорий России» – комментирует Анна Рождественская, руководитель отдела продажи франшиз компании ФРАНКОН. – « но уже сейчас можно однозначно говорить, что работать по схеме франчайзинга мировой гигант будет только с крупными региональными игроками с большим опытом и возможностью активного развития бренда на закрепленной территории».
Несмотря на легендарный путь Макдональдс в России - огромная очередь при открытии первого ресторана на Пушкинской площади - руководство компании уклоняется от франчайзи из-за страха потерять контроль над качеством. "В наш первый ресторан очереди сохранялись на протяжении четырех лет" - говорит Хасбулатов, возглавляющий эту точку, прежде чем перейти в руководство компании. "Люди поражались, что персонал может улыбаться и благодарить за то, что они пришли".
Сибирские франшизы
Из 530 точек Subway , 432 были открыты за последние три года. Компания работает более чем с 200 франчайзи. Они продают сэндвичи и другие продукты, созданные специально для России, а так же в отдельных случаях пиво - что Макдональдс не предлагает. По данным, которые опубликовал Euromonitor, продажи Subway за 2011 год более чем удвоились.
С момента выхода на российский рынок в 2010 году, Burger King открыл 86 ресторанов и нацелился на Сибирь, на долю которой приходится две трети страны и проживает 26 миллионов человек. Burger King развивается по франшизе и сотрудничает с государственным банком ВТБ Капитал, и его продажи за последний год выросли на 151 процент до $266 млн, по оценке Euromonitor.
Yum насчитывает 196 ресторанов KFC в России, и говорит, что страна была самым быстрорастущим рынком в 2012 году, для сопоставления продажи выросли на 46 процентов. В 2010 году Yum выкупил у партнера Росинтр долю в KFC и сейчас нацелен удвоить количество точек к концу 2015 года. Это могло бы увеличить продажи до $1 млрд., что в пять раз больше чем в 2011 году.
Усиление конкуренции
Yum получает более половины всех своих доходов из Китая, что помогает им сократить отношение цены к доходу быстрей, чем Макдональдс. Так одновременно в Нью-Йорке акции Макдональдс упали на 1,2 процента до $98,49, в то время как Yum снизился на 1,5 процента, а Burger King соскользнул на 1,1 процент. Акции Макдональдс за этот год поднялись на 12 процентов, после самого большого снижения до 15 пунктов в ноябре месяце. Yum поднялся на 4.1 процент, после падения связанного с новостями о расследование его поставщиков курицы в Китае. Burger King поднялся на 14 пунктов.
Ржаной Бургер
По данным Euromonitor среднестатистический россиянин тратит на рестораны около $106 на человека в год (включая сельских жителей), а это менее чем половина от того, что тратят китайцы и приблизительно шестая часть от трат в Германии, так что есть большой потенциал. После увеличения на 18 процентов в прошлом году, по данным экспертов рынок фаст-фуда в России будет продолжать расти на 5-7 процентов в год до 2016 года, опережая другие рынки.
Со своими Биг Маками, картошкой фри и местными предложениями, такими как Биф аля Рус (подается на ржаной булочке) Макдоналдс заметил увеличение своих доходов в России за прошлый год более чем на 10 процентов, по словам Хасбулатова. По оценке Eoromonitor продажи Российской компании в 2011 году составили $1,4 миллиарда.
От пустых полок к мировому господству
Отчасти нежелание Макдональдса развиваться по франшизе в России долгое время связано с тем, что когда он выходил на рынок - в России не было конкурентов. Когда в 1990 году открылся первый Макдоналдс, полки в бакалейных лавках, были наполовину пусты, и людям приходилось стоять часами за дефицитными продуктами. Чтобы гарантировать стабильные поставки всех ингредиентов, начиная от гамбургеров до булочек и соуса, компания построила в Подмосковье завод по производству и обработке говядины, там же пекут хлеб и готовят смеси для молочных коктейлей и соусов. С развитием рыночной экономики в России поставки стали уже не такой актуальной проблемой. По словам Хасбулатова, сегодня многие ингредиенты поставляются сторонними компаниями.
После освоения транспортных узлов вместе с компанией Росинтер, Макдоналдс будет осваивать отдаленные регионы, такие как Сибирь и Калининград - русский анклав, зажатый между Польшей и Литвой. По словам Хасбулатова, в Сибири один франчайзи сможет открыть десятки ресторанов Макдоналдс. Макдоналдс также планирует ускорить темпы строительства принадлежащих компании торговых точек. Компании потребовалось 23 года, что бы достичь своих текущих 356 ресторанов - в среднем по 16 открытий в год. По словам Хасбулатова, Макдоналдс планирует в течении следующих трех лет открыть 150 собственных ресторанов в дополнение к новым франшизам.
"Люди, которые живут в городах, где некуда пойти и нечем заняться, будут конечно же питаться дома"- отмечает Хасбулатов. "Но так много русских живут за пределами Москвы, и это непаханое поле, где мы и можем расти в ближайшие годы".
Источник: bloomberg.com
Читайте также
Хотели купить франшизу по клинингу, но опасаетесь санкций? Где найти достойную профессиональную химию для чистки стёкол, окон, удаления жира, если весь импорт вышел из строя? Не переживайте, Dream Group уже подготовила список российских профессиональных средств для своих франчайзи.
Сетевые торгово-развлекательные центры — сравнительно новый формат для российских девелоперов. Но опыт реализации подобных проектов показывает, что единый бренд и общая концепция, используемые при продвижении таких проектов, — яркая визитная карточка и для девелоперов, и для ритейлеров, которые планируют не только развиваться в столице, но и выходить в регионы.