подобрать франшизу
Все статьи

Как купить успешный бизнес

  • Автор: Михаил Светиков, авитолог
  • Издание: Franshiza.ru

Инвесторы активно стремятся к диверсификации активов. Один из наиболее востребованных способов защитить свои вложения — покупка готового бизнеса на Авито. Спрос в этом сегменте в первом полугодии 2022 года вырос на 37% год к году. О том, как правильно выбрать бизнес для покупки и что учитывать при заключении сделки, читайте в нашем материале.

Крупная покупка

Покупателей готового бизнеса можно условно разделить на несколько категорий. Первая — это люди, которые хотят работать на себя и повысить свой доход. Обладая неким стартовым капиталом, они не имеют достаточного опыта или не готовы к рискам построения бизнеса с нуля. Чтобы облегчить себе задачу, они покупают уже действующее предприятие.

Другая категория — инвесторы и предприниматели, которые приняли решение расширяться и в качестве стратегии масштабирования выбрали покупку франшизы либо готового бизнеса, который усилит их текущие мощности. И, наконец, третья категория — бизнесмены, которые стремятся защитить свои активы путем диверсификации.

Каждая ситуация индивидуальна, но основные запросы, с которыми люди приходят в этот сегмент рынка, связаны с желанием быстро завести собственное дело и быстро начать получать отдачу от инвестиций. Еще одна причина покупки готового бизнеса — подстраховка на случай кризиса. Так поступила генеральный директор ГК «Море позитива» Наталья Шмаилова.

«Последние 11 лет я развиваю сеть турагентств, однако пандемия и другие события прошедших лет показали нестабильность туриндустрии. Пришлось создавать альтернативные идеи, которые позволили бы сохранить команду и обеспечить ей занятость на случай локдауна. Так среди моей деятельности появились ПВЗ — успешно запустились несколько точек, появилась доходность и желание масштабирования», — сказала она.

Для запуска бизнеса с нуля необходимо провести исследование отрасли в целом и рынка в конкретном регионе, после чего выбрать локации, вникнуть в особенности ценообразования и просчитать рентабельность. С учетом меняющейся обстановки зачастую бывает проще выкупать уже готовые проекты и развивать их. Такой подход позволяет добиться высокой доходности уже на ранних этапах.

«Скорость выхода на окупаемость является одним из ключевых преимуществ в такого рода сделках. Открывая свой бизнес, мы в любом случае постоянно сталкиваемся с трудностями: набор клиентской базы, формирование ассортимента и так далее. А приобретая действующий бизнес, мы имеем возможность прийти и сразу начать работать. Также нивелируются многие риски стартового периода, поскольку модель уже отработана: размещение, маркетинг, ассортимент — даже поставщики передаются, что называется, под ключ», — отметил инвест-брокер компании «Альтера Инвест» Михаил Голощекин.

Но, конечно, человеку важно погрузиться в специфику нового дела и понять, как оно функционирует. К тому же некоторые риски несет сама покупка готового бизнеса.

Причина продажи

В первую очередь стоит задаться вопросом: почему прежний собственник продает бизнес? Причины могут быть разные, и далеко не все они должны настораживать. Например, два партнера решают разделить совместную компанию или человек просто хочет отойти от дел и попробовать себя в чем-то другом. Не стоит забывать и о тех, кто профессионально занимается перепродажей бизнесов, — этот сегмент на рынке достаточно устойчив.

Однако возможны более рисковые для покупателя варианты. Например, если реальное положение оставляет желать лучшего, прибыли не покрывают расходов, система привлечения клиентов не работает должным образом или поставщики нарушают обязательства. К тому же старые сотрудники, в том числе ключевые, могут уйти после продажи бизнеса. А у самой компании могут быть юридические проблемы, долги, кредиты или испорченная репутация.

Поэтому перед приобретением нужно все тщательно проверить. Опытные предприниматели, как правило, уже знакомы с алгоритмами действий в таких ситуациях. Они понимают, где стоит ожидать подводных камней и на что обратить внимание. Менее опытным инвесторам важна надежная платформа, которая как минимум гарантирует юридическую чистоту сделки. Свой спектр мер поддержки клиентов предлагает Авито: не так давно компания запустила онлайн-курс для начинающих инвесторов, которые хотят приобрести готовый бизнес или франшизу.

«Для новичков, которые только выбирают бизнес или объект для инвестирования, мы подготовили специализированный курс. Объясняем, как выбрать франшизу или готовый бизнес, на что обратить внимание при заключении сделки и как определиться со сферой для себя. Мы постарались собрать там все основные вопросы, которые возникают на этапе выбора и подготовки сделки. Курс уже запущен, и любой человек может его посмотреть», — подчеркнул руководитель макрокатегорий «Готовый бизнес и франчайзинг» и «Оборудование и товары для бизнеса» «Авито» Илья Дудковский.

Естественно, у каждой индустрии есть свои тонкости, определенная специфика. Даже опытный предприниматель не всегда может сразу и грамотно оценить предложение в непрофильной для него сфере. А на то, чтобы досконально разобраться в нюансах самому, порой уходит значительное количество времени.

«Примерно 70% предложений на рынке — бизнес специфический, не всем подходит. И если кому-то необходимо, чтобы все работало от и до, то это не более трети продающихся вариантов. Во всех остальных случаях необходимо дополнительное вложение капитала, расширение клиентской базы и так далее. Очень важно, чтобы человек понимал, что ему нужно», — подчеркнул Михаил Голощекин.

Наконец, важно, чтобы предложение о продаже было реальным, то есть чтобы компания действительно существовала, а продавцом выступал ее собственник. Поэтому для предпринимателей с недостаточным опытом актуальны дополнительные услуги, например, экспертиза или сопровождение сделки.

«На текущий момент мы уже обеспечиваем проверку продавца на этапе размещения объявления. Проверяем, чтобы была указана достоверная информация, проводим проверку компании по реквизитам. Кроме того, все объявления проходят автоматизированную и ручную модерацию. Покупатель видит бейджик, что реквизиты компании проверены, и может быть уверен в совершаемой сделке. Фактически это выступает дополнительной гарантией с нашей стороны», — отметил Илья Дудковский.

Выбор в широком спектре

Аудит важен как покупателю, так и продавцу бизнеса. В первую очередь для того, чтобы понимать, какие направления сейчас наиболее востребованы и какую цену за компанию выставить. Конечно, регулярный анализ рынка позволяет быть в тренде, но это очень трудоемкая задача. Поэтому многие предприниматели предпочитают пользоваться аналитикой крупных профильных платформ.

«Именно благодаря Авито я пришла к идее покупки апарт-отелей. Еженедельно мониторя соответствующий раздел, я выяснила, где в нашей стране они наиболее популярны, и выбрала подходящее направление для себя. Для меня важно инвестирование в проекты в других регионах и возможность удаленного управления — с целью диверсификации рисков», — сказала Наталья Шмаилова.

Статистика показывает, что наибольшим спросом сейчас пользуются активы в сельском хозяйстве, общепите и сфере услуг. Причем в последнем случае к уже привычным парикмахерским и барбершопам добавились более сложные направления — объекты welcome-индустрии, автосервисы, мойки. В условиях высокой конкуренции и быстро меняющегося рынка покупателю и продавцу бизнеса бывает трудно найти друг друга.

Несомненный плюс платформы в большем охвате, чем у узкопрофильных ресурсов. Это позволяет, в частности, привлечь даже тех посетителей, которые изначально искали на площадке что-то другое и не собирались покупать бизнес.

«Ежемесячно Авито посещают более 56 миллионов человек, и 3 миллиона - это посетители категории “Готовый бизнес и франчайзинг”. Поэтому высока вероятность того, что объявление будет замечено потенциальным покупателем», — заключил Илья Дудковский.

Читайте также

Франчайзинг стремителен, как вирус. В 2004 году, по оценкам экспертов, в стране насчитывалось примерно 60 реальных розничных проектов, а в 2005-м – около 150. Производители и дистрибуторы сошлись с ритейлерами в битве за одиночные магазины, чтобы обеспечить себе последний шанс на выживание.

Антон Титов, директор группы компаний «Обувь России» рассказал, каких еще изменений ждать на обувном рынке России в 2016 году.

Крепеж, товары для ремонта и инструменты — можно ли построить в таком специфическом сегменте крепкий федеральный бренд?

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru