подобрать франшизу
Все статьи

Бизнес не с нуля: как заработать чужим умом

  • Автор: Наталья Копылова
  • Издание: NEWSRUSSIA.TODAY

Об открытии собственного бизнеса задумывался, пожалуй, каждый. Сладкая идея «не работать на дядю» ежегодно выводит из офисов десятки людей, преимущественно молодых и полных сил. Как правило, у них в избытке задора и энтузиазма, но недостаточно знаний и опыта, чтобы просчитать все риски, составить бизнес-план и приступить к его реализации. Специально для тех, кто хочет прийти к успеху не ценой собственных ошибок, взлетов и падений, существуют сразу несколько вариантов, как построить бизнес по упрощенной схеме.

Лакомый кусочек чужой компании

Слово «франшиза» слышали, пожалуй, все. Крупная компания расширяется, не самостоятельно открывая новые представительства, а делегируя это желающим. За определенный денежный вклад, разумеется. В него входит паушальный взнос – первая единовременная выплата и роялти – ежегодные отчисления за использование громкого имени.

Именно название компании и ее стандарты определяют дальнейшее развитие бизнеса. Скажем, в первый российский «Макдональдс» выстраивались многочасовые очереди, а этот ресторан быстрого питания был также открыт по франшизе. Это было явно не единственное заведение, открытое в 1990 году, но помнят лишь о нем.

Самая популярная франшиза по версии русской редакции журнала Forbes – «Лабораторная служба Хеликс». Она занимает первое место в топе второй год подряд. Это 242 франчайзинговые точки по всей России с годовой выручкой в 23,4 млн и прибылью в 6,1 млн. Компания предлагает пять видов франшиз со стартовыми вложениями от 700 тысяч рублей. На втором месте, поднявшись на 19 позиций, оказался интернет-гипермаркет туристической направленности «Слетать.ру». Минимальные вложения – 200 тысяч, общая годовая прибыль – 1,4 млн (61% от выручки). На третьем месте – школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых IQ007. И если первые две компании начали свой путь в Санкт-Петербурге, то IQ007 стартовала в Златоусте Челябинской области.

Не все франчайзеры так быстро прирастают новыми точками, но спрос на подобную форму бизнеса есть. Во-первых, она демонстрирует устойчивость в кризисные времена – об этом говорит мировая практика. Во-вторых, продукт уже раскручен, есть узнаваемое оформление, стандарты оказания услуг, все просто и понятно. Но франчайзи нужно в первую очередь понимать, на чем зарабатывает головная структура. Если доходы формируются на основе продаж, то сотрудничество может быть крайне выгодным для обеих сторон. А вот прибыли от роялти выгодны только франчайзеру, что ставит в тяжелые условия охочих до чужих бизнес-моделей коммерсантов.

В связи с этим рейтинги, которые составляют Forbes и многие другие издания, свидетельствуют не столько о выгоде для франчайзи, сколько о монетизации бренда. Еще один скользкий момент – штрафы за нарушения условий франчайзинга. Все нюансы должны быть прописаны в договоре, а покупателю франшизы нужно своими глазами, ушами и другими частями тела проверить на реальных примерах, какой именно должна быть торговая точка, как нужно приветствовать посетителя, и как должны быть разложены буклеты. В противном случае есть риски остаться без энной суммы за недостаточно продающий зеленый на стенах или неширокую улыбку секретаря, которая общается с клиентами только по телефону. Но даже если пугающих санкций за шаг вправо, шаг влево не предусмотрено, приветствоваться инициатива тоже не будет.

Если же хочется самостоятельности, но для подъема компании с нуля не хватает опыта и знаний, есть готовые бизнес-модели.


Бизнес по рецепту

Чтобы стать шеф-поваром, нужно постоянно изобретать новые рецепты, раскрывая оттенки того или иного продукта. Тем же, кто мишленовских звезд с неба не хватает, достаточно просто открыть поваренную книгу и точно следовать рецепту. Доступный мануал с пошаговыми инструкциями есть и в бизнес-сфере. И, по аналогии, сверхприбылей его использование, скорее всего не принесет, да и в Forbes с ним не попасть (по крайней мере, бесплатно). Называется такой рецепт готовой бизнес-моделью.

Это готовая схема, в которой уже определен продукт, его целевая аудитория, продуманы логистика и инфраструктура, просчитаны риски и затраты, смоделирована возможная прибыль. Словом, ситуация во многом схожа с франшизой, только дает бизнес-автономию от франчайзера. Это создает определенные преимущества и подводные камни.

Во-первых, готовая модель - это хоть и просчитанная, но теория, которая в процессе реализации может потребовать коррекции. Во-вторых, у нового бизнеса нет устойчивой платформы, на которой просто построить прибыльное предприятие. Продукт или услуга не раскручены, что тоже бросает новые вызовы.

Как говорится в известном изречении, дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, дай человеку удочку – и он будет сыт всегда. Готовая бизнес-модель – это удочка, и с ней придется поучиться рыбачить. У этой фразы есть и другое продолжение – «дай человеку удочку, и потеряешь хороший бизнес». Поэтому умельцы предлагают вместо рыбы начинающим бизнесменам готовый бизнес.


На все готовенькое

Для тех, кто хочет или может внести в становление бизнеса минимум знаний и усилий, продают готовые компании и предприятия. Причем выбор практически неограничен: можно приобрести маленькую автомастерскую или салон красоты, что называется, «на районе», а можно – крупный завод с массовым производством.

Готовый бизнес можно купить на сайтах инвестиционных компаний или напрямую от собственника. Подобных предложений множество (а именно более 30 тысяч) на сайте avito среди объявлений о продаже б/у диванов и колясок.

Плюсы подобной покупки очевидны. Кто-то не только подумал за вас и создал бизнес-модель, она уже реализована. Значит, сформирован штат, улажены все юридические вопросы, создана деловая репутация, найдены бизнес-партнеры. Словом, преимущества, как у франшизы, но без зависимости от головного предприятия – вариант для тех, кто «сам захотел царствовать и всем владеть».

На деле покупка готового бизнеса может потребовать даже большей подкованности во всех вопросах, чем предыдущие два варианта. Под видом прибыльного предприятия могут продавать нерентабельное производство, а в наследство могут достаться огромные долги и дурная слава.

95% сделок по готовым предприятиям – это смена собственников у компаний сегмента малого и микробизнеса. Крупные многомиллионные объекты продают, открыто это не афишируя. Правда, и такие предложения попадают на сайты с объявлениями. На avito, например, можно найти информацию о реализации кондитерской фабрики за 46 миллионов. Продавец заявляет о наличие итальянского оборудования стоимостью в 40 миллионов, на котором выпускается 100 видов кондитерских изделий. За 48 миллионов можно купить управляющую компанию бизнес-центра, но не целиком: предлагаются 99,7% акций. Владельцу заводов и пароходов для полного комплекта может не хватать газет, такие предложения тоже есть: крупный женский интернет-портал всего за 4,5 миллиона. В цену включено трёхмесячное наставничество для новоиспеченного медиаменеджера от предыдущих владельцев. И все-таки подобные объявления встречаются редко.

Больше всего предложений на том же avito в сфере услуг – больше 11 тысяч. На втором месте – торговля (8 тысяч предложений), на третьем – общественное питание (почти 4 тысячи). В аутсайдерах строительство и сельское хозяйство. Такое соотношение сохраняется практически для всех городов. Хотя своя специфика есть. В Петербурге чаще продают объекты гостиничного бизнеса – небольшие отели, хостелы, многокомнатные квартиры, оборудованные для сдачи туристам, и бары. В Москве больше всего предложений о продаже салонов красоты и парикмахерских, причем в среднем с шагом в 500 тысяч. Небольшую маникюрную студию «на районе» можно приобрести за 500 тысяч, за салон в проходном месте или с комплексом услуг уже придется отдать от 1 миллиона.

Разумеется, большинство объявлений обещают щедрую прибыль. В описании интернет-магазина линз и вовсе сказано: «отлично подойдет тем предпринимателям, которые любят просто получать деньги, а не заниматься бизнесом». Но стоит смириться с тем, что так не бывает. По данным Федеральной налоговой службы, в 2016 году число компаний, работающих в России, сократилось с 4,82 миллиона юридических лиц до 4,55 миллиона, а число закрытых предприятий, напротив, выросло с 4,46 миллиона до 5,22 миллиона. По другой статистике, 95% малых предприятий закрывается в первые три года работы. Поэтому всерьез рассчитывать на легкий заработок не приходится.

При этом, по прогнозам, к 2017 году показатели малого и среднего бизнеса уже должны были достигнуть докризисных показателей. А потому, вооружившись знаниями, можно – не без труда – занять свое место в числе владельцев успешных компаний.


Мнения экспертов

Анна Рождественская, эксперт каталога франшиз Franshiza.ru

Франчайзинг – хороший рецепт бизнеса, если правильно выбрать франчайзера. Это - тиражирование уже работающего проекта, который представлен не одной точкой, а существует в виде сети. Такая модель доказывает, что успех бизнеса связан не только с удачно подобранной локацией, штатом или конкретным человеком.

Но стоит учесть, что франчайзи должен обладать определенными чертами характера. Эта сфера для тех, кто умеет работать в команде. Франшиза подразумевает ответственность и зависимость каждого отдельного франчайзи перед «коллегами» по сети и всей системой в целом. Он не может быть полностью самостоятельным в принятии решений. Например, в пиццерии не будет продаваться китайская лапша, а ассортиментный ряд магазина не может пополняться изделиями конкурентных брендов, так как нужно соблюсти стандарты.

Готовый бизнес – этот вариант оправдан в случае, если вы живете в районе, где он продается, или интересуетесь конкретной сферой бизнеса. По сумме вложений он, как и франшиза, бывает разным – от 100 тысяч до сотен миллионов. Что касается стереотипа «прибыльный бизнес не продают», это спорное утверждение. Всегда есть место человеческому фактору. Владелец компании может просто устать от рутины, постоянно изменяющегося законодательства и захотеть сменить сферу деятельности. Или бизнесмен меняет место жительства переезжает, а дело контролировать проект из другого города или страны крайне сложно. Но, конечно, нужно проверить множество показателей, чтобы убедиться, что дело действительно прибыльное.

Роман Алехин, Основатель Маркетинговой группы Алехин и партнеры

Если у человека достаточно компетенций в том бизнесе, который он хочет открыть, например, он в нем долгое время проработал и знает большинство тонкостей, то можно начинать с нуля или купить готовый бизнес. Однако при этом необходимо провести и финансовый, и юридический анализ приобретаемой компании, чтобы потом не работать на латание дыр, оставшихся от прежнего собственника.

Также очень важно провести и маркетинговый анализ, так как продаваться бизнес может по разным причинам - из-за желания капитализироваться или из-за того, что клиенты по какой-то причине перестали доверять бренду и ушли. Соответственно, необходимо поговорить с ключевыми клиентами, узнать мнение целевой аудитории и провести переговоры с основными поставщиками.

Если новичок не владеет знаниями в предпринимательстве, управлении и отрасли, но у него есть деньги и желание найти себя, то рекомендую франшизу. Это не только готовая и работающая бизнес-модель с минимальными рисками, но и хорошая школа, где новичок освоит теоретические знания и получит обучение с практикой и качественным наставничеством. Часто франшиза стоит дешевле, чем курс MBA, а ценности для начинающего предпринимателя даст гораздо больше.

Возможно, Вам также будет интересно:

Статья Популярные франшизы 2017 года

Статья Прибыльные франшизы 2017 года

Статья Франчайзинг - масштабирование бизнеса

Читайте также

Пять иллюзий, которые могут повредить начинающему франчайзи

Российский рынок франшиз стремительно меняется. Каждый год появляются абсолютно новые веяния

Как стать ТОП работодателем за одну ночь! Автомобильная онлайн-франшиза AVTOSLIV

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru