подобрать франшизу
Все статьи

Бизнес не с нуля: как заработать чужим умом

  • Автор: Наталья Копылова
  • Издание: NEWSRUSSIA.TODAY

Об открытии собственного бизнеса задумывался, пожалуй, каждый. Сладкая идея «не работать на дядю» ежегодно выводит из офисов десятки людей, преимущественно молодых и полных сил. Как правило, у них в избытке задора и энтузиазма, но недостаточно знаний и опыта, чтобы просчитать все риски, составить бизнес-план и приступить к его реализации. Специально для тех, кто хочет прийти к успеху не ценой собственных ошибок, взлетов и падений, существуют сразу несколько вариантов, как построить бизнес по упрощенной схеме.

Лакомый кусочек чужой компании

Слово «франшиза» слышали, пожалуй, все. Крупная компания расширяется, не самостоятельно открывая новые представительства, а делегируя это желающим. За определенный денежный вклад, разумеется. В него входит паушальный взнос – первая единовременная выплата и роялти – ежегодные отчисления за использование громкого имени.

Именно название компании и ее стандарты определяют дальнейшее развитие бизнеса. Скажем, в первый российский «Макдональдс» выстраивались многочасовые очереди, а этот ресторан быстрого питания был также открыт по франшизе. Это было явно не единственное заведение, открытое в 1990 году, но помнят лишь о нем.

Самая популярная франшиза по версии русской редакции журнала Forbes – «Лабораторная служба Хеликс». Она занимает первое место в топе второй год подряд. Это 242 франчайзинговые точки по всей России с годовой выручкой в 23,4 млн и прибылью в 6,1 млн. Компания предлагает пять видов франшиз со стартовыми вложениями от 700 тысяч рублей. На втором месте, поднявшись на 19 позиций, оказался интернет-гипермаркет туристической направленности «Слетать.ру». Минимальные вложения – 200 тысяч, общая годовая прибыль – 1,4 млн (61% от выручки). На третьем месте – школа скорочтения, каллиграфии, развития памяти и интеллекта для детей и взрослых IQ007. И если первые две компании начали свой путь в Санкт-Петербурге, то IQ007 стартовала в Златоусте Челябинской области.

Не все франчайзеры так быстро прирастают новыми точками, но спрос на подобную форму бизнеса есть. Во-первых, она демонстрирует устойчивость в кризисные времена – об этом говорит мировая практика. Во-вторых, продукт уже раскручен, есть узнаваемое оформление, стандарты оказания услуг, все просто и понятно. Но франчайзи нужно в первую очередь понимать, на чем зарабатывает головная структура. Если доходы формируются на основе продаж, то сотрудничество может быть крайне выгодным для обеих сторон. А вот прибыли от роялти выгодны только франчайзеру, что ставит в тяжелые условия охочих до чужих бизнес-моделей коммерсантов.

В связи с этим рейтинги, которые составляют Forbes и многие другие издания, свидетельствуют не столько о выгоде для франчайзи, сколько о монетизации бренда. Еще один скользкий момент – штрафы за нарушения условий франчайзинга. Все нюансы должны быть прописаны в договоре, а покупателю франшизы нужно своими глазами, ушами и другими частями тела проверить на реальных примерах, какой именно должна быть торговая точка, как нужно приветствовать посетителя, и как должны быть разложены буклеты. В противном случае есть риски остаться без энной суммы за недостаточно продающий зеленый на стенах или неширокую улыбку секретаря, которая общается с клиентами только по телефону. Но даже если пугающих санкций за шаг вправо, шаг влево не предусмотрено, приветствоваться инициатива тоже не будет.

Если же хочется самостоятельности, но для подъема компании с нуля не хватает опыта и знаний, есть готовые бизнес-модели.


Бизнес по рецепту

Чтобы стать шеф-поваром, нужно постоянно изобретать новые рецепты, раскрывая оттенки того или иного продукта. Тем же, кто мишленовских звезд с неба не хватает, достаточно просто открыть поваренную книгу и точно следовать рецепту. Доступный мануал с пошаговыми инструкциями есть и в бизнес-сфере. И, по аналогии, сверхприбылей его использование, скорее всего не принесет, да и в Forbes с ним не попасть (по крайней мере, бесплатно). Называется такой рецепт готовой бизнес-моделью.

Это готовая схема, в которой уже определен продукт, его целевая аудитория, продуманы логистика и инфраструктура, просчитаны риски и затраты, смоделирована возможная прибыль. Словом, ситуация во многом схожа с франшизой, только дает бизнес-автономию от франчайзера. Это создает определенные преимущества и подводные камни.

Во-первых, готовая модель - это хоть и просчитанная, но теория, которая в процессе реализации может потребовать коррекции. Во-вторых, у нового бизнеса нет устойчивой платформы, на которой просто построить прибыльное предприятие. Продукт или услуга не раскручены, что тоже бросает новые вызовы.

Как говорится в известном изречении, дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, дай человеку удочку – и он будет сыт всегда. Готовая бизнес-модель – это удочка, и с ней придется поучиться рыбачить. У этой фразы есть и другое продолжение – «дай человеку удочку, и потеряешь хороший бизнес». Поэтому умельцы предлагают вместо рыбы начинающим бизнесменам готовый бизнес.


На все готовенькое

Для тех, кто хочет или может внести в становление бизнеса минимум знаний и усилий, продают готовые компании и предприятия. Причем выбор практически неограничен: можно приобрести маленькую автомастерскую или салон красоты, что называется, «на районе», а можно – крупный завод с массовым производством.

Готовый бизнес можно купить на сайтах инвестиционных компаний или напрямую от собственника. Подобных предложений множество (а именно более 30 тысяч) на сайте avito среди объявлений о продаже б/у диванов и колясок.

Плюсы подобной покупки очевидны. Кто-то не только подумал за вас и создал бизнес-модель, она уже реализована. Значит, сформирован штат, улажены все юридические вопросы, создана деловая репутация, найдены бизнес-партнеры. Словом, преимущества, как у франшизы, но без зависимости от головного предприятия – вариант для тех, кто «сам захотел царствовать и всем владеть».

На деле покупка готового бизнеса может потребовать даже большей подкованности во всех вопросах, чем предыдущие два варианта. Под видом прибыльного предприятия могут продавать нерентабельное производство, а в наследство могут достаться огромные долги и дурная слава.

95% сделок по готовым предприятиям – это смена собственников у компаний сегмента малого и микробизнеса. Крупные многомиллионные объекты продают, открыто это не афишируя. Правда, и такие предложения попадают на сайты с объявлениями. На avito, например, можно найти информацию о реализации кондитерской фабрики за 46 миллионов. Продавец заявляет о наличие итальянского оборудования стоимостью в 40 миллионов, на котором выпускается 100 видов кондитерских изделий. За 48 миллионов можно купить управляющую компанию бизнес-центра, но не целиком: предлагаются 99,7% акций. Владельцу заводов и пароходов для полного комплекта может не хватать газет, такие предложения тоже есть: крупный женский интернет-портал всего за 4,5 миллиона. В цену включено трёхмесячное наставничество для новоиспеченного медиаменеджера от предыдущих владельцев. И все-таки подобные объявления встречаются редко.

Больше всего предложений на том же avito в сфере услуг – больше 11 тысяч. На втором месте – торговля (8 тысяч предложений), на третьем – общественное питание (почти 4 тысячи). В аутсайдерах строительство и сельское хозяйство. Такое соотношение сохраняется практически для всех городов. Хотя своя специфика есть. В Петербурге чаще продают объекты гостиничного бизнеса – небольшие отели, хостелы, многокомнатные квартиры, оборудованные для сдачи туристам, и бары. В Москве больше всего предложений о продаже салонов красоты и парикмахерских, причем в среднем с шагом в 500 тысяч. Небольшую маникюрную студию «на районе» можно приобрести за 500 тысяч, за салон в проходном месте или с комплексом услуг уже придется отдать от 1 миллиона.

Разумеется, большинство объявлений обещают щедрую прибыль. В описании интернет-магазина линз и вовсе сказано: «отлично подойдет тем предпринимателям, которые любят просто получать деньги, а не заниматься бизнесом». Но стоит смириться с тем, что так не бывает. По данным Федеральной налоговой службы, в 2016 году число компаний, работающих в России, сократилось с 4,82 миллиона юридических лиц до 4,55 миллиона, а число закрытых предприятий, напротив, выросло с 4,46 миллиона до 5,22 миллиона. По другой статистике, 95% малых предприятий закрывается в первые три года работы. Поэтому всерьез рассчитывать на легкий заработок не приходится.

При этом, по прогнозам, к 2017 году показатели малого и среднего бизнеса уже должны были достигнуть докризисных показателей. А потому, вооружившись знаниями, можно – не без труда – занять свое место в числе владельцев успешных компаний.

Мнения экспертов

Анна Рождественская, эксперт каталога франшиз Franshiza.ru

Франчайзинг – хороший рецепт бизнеса, если правильно выбрать франчайзера. Это - тиражирование уже работающего проекта, который представлен не одной точкой, а существует в виде сети. Такая модель доказывает, что успех бизнеса связан не только с удачно подобранной локацией, штатом или конкретным человеком.

Но стоит учесть, что франчайзи должен обладать определенными чертами характера. Эта сфера для тех, кто умеет работать в команде. Франшиза подразумевает ответственность и зависимость каждого отдельного франчайзи перед «коллегами» по сети и всей системой в целом. Он не может быть полностью самостоятельным в принятии решений. Например, в пиццерии не будет продаваться китайская лапша, а ассортиментный ряд магазина не может пополняться изделиями конкурентных брендов, так как нужно соблюсти стандарты.

Готовый бизнес – этот вариант оправдан в случае, если вы живете в районе, где он продается, или интересуетесь конкретной сферой бизнеса. По сумме вложений он, как и франшиза, бывает разным – от 100 тысяч до сотен миллионов. Что касается стереотипа «прибыльный бизнес не продают», это спорное утверждение. Всегда есть место человеческому фактору. Владелец компании может просто устать от рутины, постоянно изменяющегося законодательства и захотеть сменить сферу деятельности. Или бизнесмен меняет место жительства переезжает, а дело контролировать проект из другого города или страны крайне сложно. Но, конечно, нужно проверить множество показателей, чтобы убедиться, что дело действительно прибыльное.

Роман Алехин, Основатель Маркетинговой группы Алехин и партнеры

Если у человека достаточно компетенций в том бизнесе, который он хочет открыть, например, он в нем долгое время проработал и знает большинство тонкостей, то можно начинать с нуля или купить готовый бизнес. Однако при этом необходимо провести и финансовый, и юридический анализ приобретаемой компании, чтобы потом не работать на латание дыр, оставшихся от прежнего собственника.

Также очень важно провести и маркетинговый анализ, так как продаваться бизнес может по разным причинам - из-за желания капитализироваться или из-за того, что клиенты по какой-то причине перестали доверять бренду и ушли. Соответственно, необходимо поговорить с ключевыми клиентами, узнать мнение целевой аудитории и провести переговоры с основными поставщиками.

Если новичок не владеет знаниями в предпринимательстве, управлении и отрасли, но у него есть деньги и желание найти себя, то рекомендую франшизу. Это не только готовая и работающая бизнес-модель с минимальными рисками, но и хорошая школа, где новичок освоит теоретические знания и получит обучение с практикой и качественным наставничеством. Часто франшиза стоит дешевле, чем курс MBA, а ценности для начинающего предпринимателя даст гораздо больше.

Возможно, Вам также будет интересно:

Статья Популярные франшизы 2017 года

Статья Прибыльные франшизы 2017 года

Статья Франчайзинг - масштабирование бизнеса

Читайте также

Интервью со Степаном Екимовым, старшим управляющим розничной сетью магазинов "Пив&Ко". Почему нельзя разочаровывать покупателя и зачем мы заменили коричневую тару на прозрачную

В последние годы рынок замороженных десертов стал привлекать всё больше внимания как начинающих предпринимателей, так и опытных бизнесменов, стремящихся диверсифицировать свои активы и выйти на новые рынки. С учетом изменений экономической ситуации и всплеска интереса к здоровому питанию у потребителей, особое место в этом сегменте занимает продукция на основе йогурта. Однако не каждый бренд способен выдержать перемены и кризисы. Подробнее об этом рассказали SWEETY.

Выбор концепции NEOДЖОУЛЬ

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru