Франчайзинг на обувном рынке. Российский обувной рынок в разрезе франчайзинга
- Автор: Анна Рождественская, Алеся Следина
- Издание: PROfashion
По экспертным оценкам, российский обувной рынок имеет большие перспективы и стабильный темп роста, который сохраняется за счет развития и расширения уже работающих в России сетей и за счет прихода новых международных брендов. В регионах до сих пор довольно низок уровень консолидации в сегменте. Поэтому в ближайшие годы крупные федеральные сети будут активно наращивать свое присутствие в регионах путем вытеснения мелких игроков. Провоцируют это во многом и торговые центры, которые готовы предоставлять свои площади только под федеральные бренды и международные проекты. Активнее всего региональную экспансию осуществляют франчайзеры Corso Como, Эконика, Tervollina, Mascotte, Carlo Pazolini, Центробувь, Ecco и Zenden. Эти бренды являются наиболее часто встречающимися арендаторами крупных региональных торговых площадок.
Сегодня каждый желающий стать владельцем обувного магазина под известным брендом может сделать выбор среди более четырех десятков обувных франшиз. Эта цифра не включает все международные компании, заинтересованные в выходе на российский рынок любой ценой и в любом формате. В исследовании учитывались только российские и международные компании, которые имеют четко сформулированное, адаптированное под российский рынок франчайзинговое предложение.
По данным портала Franshiza.ru доля обувных франшиз в общем количестве франчайзинговых предложений в России составляет всего около 5%. Это маленькая цифра, и говорит она о недостаточном развитии сегмента. Для сравнения, эта цифра сопоставима с долей франшиз нижнего белья, которое имеет объем рынка в разы меньше, чем обувь.
По данным Franshiza.ru
Самыми популярными по количеству запросов проектами у людей, которые рассматривают приобретение франшизы, являются: Kari, Centro, Центробувь. Но покупка франшизы данных брендов невозможна, т.к. Kari и Centro развивают только собственную розницу, а компания Центробувь, предлагавшая на протяжении многих лет свою франшизу, объявила о приостановлении франчайзинговой программы. Компания работает только со своими действующими франчайзи.
Раньше среди франшиз преобладали мультибрендовые проекты, тенденция последних лет – развитие обувных монобрендов. Такие магазины позволяют представить наиболее полно коллекцию и донести до потребителя ценность бренда и фирменные стандарты обслуживания. Кроме того, многие франчайзеры предлагают в рамках своих фирменных монобрендовых магазинов представлять несколько линий - для разных возрастных аудиторий и порой даже ценовых сегментов.
«В последние годы большое количество обувных компаний выходит на рынок со своим предложением франчайзинга, но львиная доля из них не имеет проработанной схемы работы с партнером» - подмечает Олег Плахов, руководитель отдела франчайзинга сети Эконика
Среди мультибрендовых франшиз можно выделить концепцию Soho. Под этой вывеской собраны известные международные производители, в частности, представлена обувь Tommy Hilfiger, Gant, Marc O’Polo, Pierre Cardin, Tom Tailor и многих других известных брендов. Региональному франчайзи, имеющему в своем портфеле такие бренды, открыты двери практически в любой торговый центр и обеспечена лояльность покупателей – всего модного населения города
Представленные на рынке франшизы в основной своей массе по среднему чеку относятся к сегменту «средний» и «средний плюс». Хотя на протяжении многих лет ощущается дефицит проектов «эконом - класса» - спрос на такие проекты традиционно высок. Среди всех франшиз к недорогим средним чекам себя относят только российская компания Obuv.com и Польская CCC. Директор по франчайзингу компании Obuv.com Даньшин Сергей: «MASS MARKET, в котором позиционирует себя наша компания, дает хорошие возможности для развития бизнеса. Сегмент крайне востребован. Наши партнёры только подтверждают это, не останавливаясь на открытии одного магазина. Так, например, партнёр на Дальнем Востоке открывает уже 10- й магазин, на Камчатке – 3-й, в Ижевске, Иркутске и Калининграде по два и партнеры постоянно продолжают искать возможности для открытия все новых магазинов в своих регионах».
Мы проанализировали условия некоторых представителей российского обувного франчайзинга:
По данным Franshiza.ru
Франшиза | Паушальный взнос | Инвестиции | Роялти | Требования
к помещению |
Soho | Нет | От 1,5 млн | Нет | От 15 кв.м. |
Crocs | Нет | Около ,5 млн. руб. | Нет (рекомендуемые отчисления
на рекламу – 2% от закупки) |
От 30 кв.м. |
Котофей | Нет | 2,5 – 3,5 млн. | Нет | От 60 кв.м. |
CorsoComo | Нет | 3,5 – 5,5 млн. | Нет | 60 - 100 кв. м. |
Respect | Нет | От 3,5 млн. до 15 млн. | Нет | 70 – 250 кв.м. |
Эконика | 70 тыс. руб. | 4 – 6 млн. руб. | Нет | 80 – 120 кв.м. |
Mascotte | 75 тыс. руб. | От 4,5 млн. | 2% от выручки,
начиная с 13 мес. работы |
80 – 150 кв.м. |
Obuv.com | Нет | Около 5 млн. руб. | Нет | 100-250 кв.м. |
Milana | Нет | От 7 млн. руб. | Нет | 100-130 кв.м. |
ALBA | Нет | От 8 млн. | Нет | 80 – 120 кв.м. |
Если попытаться обобщить франчайзинговые предложения и вывести средние инвестиции в открытие полноформатного магазина обуви, то получится цифра в 6 миллионов рублей. Возможны и усеченные форматы – корнеры с меньшими инвестициями и квадратурой. Требуемая площадь колеблется от 50 до 250 кв.м. в торговом центре или отдельно стоящем здании на центральной улице города. Для обувных франшиз, как типичных представителей розничной торговли, характерно отсутствие у большинства предложений паушального платежа и роялти. Не стоит воспринимать это как отрицательный сигнал для покупки франшизы и искать в этом подвох. Те франшизы, которые вводят паушальный платеж, как правило, покрывают им расходы на регистрацию договора коммерческой концессии в Роспатенте.
Большинство из перечисленных компаний работают по схеме предзаказов и оплаты каждой сезонной коллекции. Работа в компании Эконика строится иначе: поставки происходят под банковскую гарантию, при этом в конце сезона франчайзер забирает весь нереализованный в магазине франчайзи товар. Прибыль магазина распределяется по схеме: 40% от оборота - вознаграждение партнера, 60% - вознаграждение франчайзера.
Алексей Марков Коммерческий директор компании Крокс Си-Ай-Эс, развивающей бренд Crocs в России: «В последнее время наметилась тенденция усложнения финансовых условий для желающих работать в обувной сфере по системе франчайзинга. В этой связи, на мой взгляд, наиболее популярной будет оставаться франшиза производителя с популярным/модным брендом, не заоблачными требованиями по оформлению торговых площадей, достаточно конкурентной на рынке маржинальностью и приемлемыми финансовыми условиями. Компании, демонстрирующие наиболее сбалансированный подход к развитию франшизы, получат ощутимое преимущество».
По данным, собранным порталом Franshiza.ru, в 85 процентах случаев франчайзи обувных брендов становятся действующие предприниматели. Превалирующее большинство из них имеет опыт именно в розничной торговле и во франчайзинге.
«Профиль наших франчайзи: часто это люди уже с опытом обувного франчайзинга. Реже - это бизнесмены, которые хотят диверсифицировать свой бизнес» - комментирует Сергей Даньшин.
Объясняется это достаточно прозаично. Обувной бизнес не так прост, как кажется на первый взгляд, с большим количеством бизнес- процессов и разборчивой маркетинговой активностью. Кроме того, инвестиции, требующиеся для приобретения таких франшиз, являются существенными и доступными далеко не для всех начинающих предпринимателей.
Подтверждает общую статистику и Олег Плахов: «Наши франчайзи – это бизнесмены, связанные с торговлей обувью, одеждой, бижутерией и даже оптикой. Причем 60% наших партнеров – женщины, а 40% - мужчины. Возраст большинства действующих партнеров находится в диапазоне 35-45 лет».
Международные тренды
Среди «мировых знаменитостей» можно выделить чешскую Bata (более 5000 точек), которая уже несколько раз пыталась выйти на российский рынок. В 2013 году о развитии этой сети на территории России заявила компания «Золе», которая планирует к 2016 году открыть около 40 новых магазинов Bata. Английская сеть Clarks, которая достаточно активно использует модель франчайзинга во всем мире (450 из 1400 магазинов сети открыты франчайзи), в России пока предпочитает развиваться собственными силами. Более скромные размеры сети у итальянской компании Furla (319 фирменных магазинов из них 174 франчайзинговых), однако бренд представлен не только в фирменных магазинах сети, но и в других магазинах и универмагах, так что с охватом потенциальных клиентов у марки особых проблем нет. Среди брендов европейского масштаба можно выделить немецкие сети RENO (около 700 магазинов) и Quick Schuh (более 350 точек), а также сеть Bianco из Дании (около 170 магазинов), которые представлены в нескольких европейских странах.
В отличие от России, большинство успешных европейских обувных франчайзеров предлагают открыть мультибрендовый магазин, монобрендовые варианты предлагают только несколько компаний, остальные же предпочитают представлять в своих магазинах несколько обувных марок.
Что касается профиля магазинов, то здесь возможные самые разные варианты –классические обувные магазины для всей семьи со средними ценами (Bata, Clarks, Reno, Quick Schuh), мужская и женская обувь с акцентом на дизайн (Bianco), обувь и аксессуары премиум-класса (Furla), детская обувь (Panda), активно развиваются магазины спортивной обуви. Встречаются и весьма оригинальные обувные франчайзинговые концепции: мультибрендовый магазин вьетнамок и сандалий Flip Flop, а также специализированные магазины спортивной обуви, которые не только помогут подобрать подходящую пару в зависимости от целей человека и характеристик его стопы, но и приобщат к правильному образу жизни и зарядят позитивной энергией. Яркий пример - американская сеть Fleet Feet Sports (около 100 точек), которая продвигает в своих магазинах ФИТлософию, или новозеландская «обувная клиника» Shoe Clinic (19 магазинов). Отдельно стоит отметить, что помимо обуви франчайзеры, как правило, предлагают различные аксессуары (сумки, платки), а в отдельных случаях и одежду, и тем самым пытаются повысить средний чек в своих магазинах.
Наконец, если переходить к цифрам, то минимальные инвестиции в открытие обувного магазина составляют порядка 170-180 тыс. долларов (~ 5,4 – 6 млн. руб.), т.е., по сути, они сопоставимы с российскими. Исключение составляет разве что Bata с минимальными инвестициями около 145 тыс. долл. - за такую сумму можно открыть магазин «городского» (City) формата 150 кв.м.
Что касается франчайзинговых финансовых характеристик, то паушальный взнос берут большинство франчайзеров, он колеблется в диапазоне от 9 до 35 тыс. долларов. В эту сумму входит «начинка» франшизы – основная поддержка франчайзера, которую он оказывает своим партнерам. Сюда может входить: помощь в выборе местоположения, дизайн-проект, обучение франчайзи и персонала магазина, специальное ПО, маркетинг, финансовый план, рекламная кампания по открытию магазина и др. Эти же услуги большинство российских франчайзеров оказывают бесплатно.
«Абонентская плата за франшизу», роялти, также взимается весьма активно в стандартном диапазоне от 2 до 5% (как правило, сюда входят консультации личного менеджера и прочая текущая поддержка), как и отчисления на рекламу (0,5 – 2% от продаж). Наличие маркетинговых платежей говорит, с одной стороны, об известности бренда франчайзера (Bata и Furla – прямое тому подтверждение), а с другой стороны, что франчайзер заинтересован в дальнейшем развитии и повышении узнаваемости своей марки, и уделяет большое внимание этому вопросу. С другой стороны, бывает и так, что маркетинговые платежи скрыты в роялти – франчайзер может не разделять для себя эти два понятия. Наконец, самые «продвинутые» франчайзеры проводят регулярные конференции франчайзи и проводят дополнительное обучение.
В России роль укрепления бренда также целиком лежит на плечах франчайзеров. Они выбирают маркетинговые каналы, формируют бюджет на продвижение бренда и обеспечивают своих франчайзи рекламными материалами. Некоторые франчайзеры чутко реагируют на советы и рекомендации франчайзи относительно использования того или иного инструмента. «Мы всегда готовы участвовать в благотворительных мероприятиях и прочих маркетинговых активностях, в том числе и по просьбам наших франчайзи.- говорит Комаровская Милена, менеджер по развитию бренда Crocs. Для новых партнеров мы стараемся позиционировать себя не только как вариант готового бизнеса, приносящий прибыль, но и как большая динамично развивающаяся семья».
Сейчас на российском рынке обуви франчайзинг еще не так развит, как, например, в сегменте одежды, но спрос со стороны инвесторов стабилен. Российский рынок международные компании рассматривают как один из наиболее перспективных, поэтому можно прогнозировать приход европейских проектов в Россию собственными силами или при помощи российских мастер-франчайзи.