При вступлении во франшизу новых игроков всегда существует вероятность, что партнеры не сработаются, и им придется расстаться. При этом вернуть затраченные средства и время стороны уже не смогут
План поддержки: как франчайзеры могут помочь своим франчайзи в кризис?
- Автор: Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов "Вилгуд"
- Издание: Franshiza.ru
Коронакризис коснулся всех игроков рынка, и сети, развивающиеся по франчайзингу, – не исключение. О том, как франчайзер может помочь своим партнерам пережить кризис, расскажет Барно Турсунова, сооснователь франшизы автосервисов "Вилгуд".
По данным Franshiza.ru, в конце апреля из-за коронакризиса франчайзинговые сети лишились 15% своих франчайзи, а 70% всех сделок были отменены или перенесены. По прогнозам экспертов, тенденция снижения количества как франчайзеров, так и франчайзи, будет сохраняться.
Для большинства компаний (и сфера авторемонта – не исключение) привычными кризисными спутниками стали недостаток/отсутствие загрузки и необходимость при этом выплачивать в полном объеме аренду и зарплаты сотрудникам. Специфика коронакризиса также поставила перед компаниями новую, непростую задачу создания безопасных условий как для персонала, так и для клиентов. Еще одним осложняющим фактором стали бюрократические сложности с получением льготной государственной помощи. Поэтому одной из первоочередных задач франчайзеров стала разработка антикризисной стратегии, способной помочь партнерам решить эти проблемы. Ниже я расскажу о тех мерах поддержки, которые мы смогли оказать своим франчайзи, и как нам это удалось.
Отсутствие загрузки
Многие франшизные бизнесы, особенно в сфере услуг, значительно пострадали от введения режима самоизоляции – к примеру, в апреле 94% всех салонов красоты были вынуждены закрыться, а их выручка разом упала на 85%. Также в числе наиболее пострадавших – рестораны, детские клубы, фитнес-центры и др. Автосервисы пострадали меньше всего, поскольку им достаточно быстро разрешили работать при соблюдении правил безопасности. Поэтому задачей №1 стало придумать способы, которыми можно было обеспечить загрузку с соблюдением требований регулирующих органов.
Мы, например, запустили "бесконтактную приемку" и антибактериальную обработку салона. Клиент подъезжает к автосервису и оставляет ключи мастеру-консультанту, работающему в защитной маске и перчатках. Тот, в свою очередь, надевает чехлы на водительское сиденье, рулевое колесо, рычаг КПП и другие элементы салона, и лишь затем загоняет машину на СТО. После проведения ремонтных работ мастер-консультант перемещает автомобиль на парковку для клиентов и снимает защитные чехлы. После оплаты услуг и подписания всех документов заказчик получает ключи в бесконтактной форме и покидает парковку на своем авто. При этом запись заказов формируется так, чтобы клиенты не могли пересечься друг с другом. Таким образом мы смогли обеспечить наши СТО загрузкой при соблюдении всех требований безопасности для наших сотрудников и клиентов.
Необходимость выплачивать арендные платежи
За рубежом 80-90% арендаторов ТЦ оплачивают аренду не по фиксированной ставке, а платят проценты с оборота. Считается, что эта модель более устойчива к кризисным явлениям. Несмотря на то, что часть российского рынка также перешла на такую схему расчета, коронакризис оказал слишком сильное негативное влияние на экономику. В этой ситуации многим компаниям из сферы услуг было критически важно получить арендные каникулы или хотя бы скидки.
Поэтому еще в середине марта мы подготовили официальные письма для арендодателей по каждому региону со ссылкой на указы региональных властей о признании пандемии коронавируса форс-мажорным обстоятельством. В результате нам удалось в среднем вдвое снизить затраты на аренду, а 80% наших партнеров получили либо арендные каникулы, либо различные скидки.
Обеспечение безопасных условий работы для персонала
Когда только стало известно о распространении коронавируса в России, компании, в первую очередь, занялись обеспечением безопасности сотрудников. Одним из самых популярных способов стал перевод персонала на режим работы из дома – по данным опроса "Mail.ru для бизнеса", с конца марта каждый пятый сотрудник в МСП работает в дистанционном режиме.
Так же поступили и мы – еще в середине марта перевели на удаленную работу почти всех офисных работников, а также персонал автосервисов, который может работать из дома без снижения производительности. В их числе оказались сотрудники колл-центра, маркетологи, кураторы и корпоративный отдел. Весь процесс перехода и запуска эффективной работы в новом режиме произошел всего за 2 дня. Во многом это удалось благодаря наличию в "Вилгуд" облачной IT-системы Wilgood IS, доступ к которой можно обеспечить из любой точки мира.
К сожалению, автосервисы не могут перевести на удаленку сотрудников, непосредственно работающих с авто – мастеров-консультантов и механиков. Поэтому мы столкнулись с необходимостью обеспечить как безопасность сотрудников, так выполнение всех требований контролирующих органов. Помимо запуска услуги "бесконтактной приемки", мы организовали заказ масок, перчаток и антисептиков по льготной цене. Также мы выпустили для франчайзи большое количество документов, обязывающих автосервисы работать в соответствии с новыми стандартами Роспотребнадзора – журнал замера температур, система уборки, дезинфекции помещений и автомобилей клиентов и многое другое. Чтобы ускорить адаптацию сотрудников наших партнеров, мы сделали памятки и разослали их по всем франчайзи.
Защита интересов франчайзи
Сейчас государство регулярно выпускает новые пакеты мер поддержки для бизнеса, в которые входит предоставление льготных кредитов, беспроцентных займов на зарплаты сотрудников и других субсидий. Правительство Москвы, к примеру, объявило о поддержке субъектов МСП, зарегистрированных по договорам концессии и субконцессии не менее 1.5 лет. Компенсировать можно до 1 млн рублей расходов на различные нужды – от оплаты паушального взноса и роялти до коммунальных платежей и процентов по кредитам. Получение субсидий для франчайзи – непростая операция, включающая в себя оформление большого количества документов и других бюрократических процедур. Поэтому в этом вопросе мы активно помогаем нашим партнерам и возлагаем надежды, что меры, аналогичные московским, вскоре будут приняты и в регионах.
Мы также были рады, что Роспотребнадзор официально пригласил "Вилгуд" для консультаций об условиях работы автосервисов после снятия ограничений. Совместными усилиями мы разработали новые правила, которые учитывали бы и требования безопасности, и интересы бизнеса, что также напрямую влияет на эффективность работы наших франчайзи.
Таким образом, каждый франчайзер может принять несколько эффективных мер для поддержки своих партнеров и ускорения восстановления сети от кризиса. Это может быть как разработка новых видов услуг и способов работы, разносторонняя юридическая помощь (участие в переговорах с арендодателями, государством и надзорными органами), так и обеспечение безопасности сотрудников и клиентов франчайзи. Принятые меры позволили нашей сети минимизировать финансовые потери и уже на последней неделе мая восстановить докризисные обороты. Мы также считаем это одной из причин сохранения высокого спроса на франшизу "Вилгуд" в кризис.
Подробнее - франшиза "Вилгуд"
Читайте также
Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов "Вилгуд"
Свои рекомендации дает Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов "Вилгуд"