подобрать франшизу
Все статьи

План поддержки: как франчайзеры могут помочь своим франчайзи в кризис?

  • Автор: Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов "Вилгуд"
  • Издание: Franshiza.ru


Коронакризис коснулся всех игроков рынка, и сети, развивающиеся по франчайзингу, – не исключение. О том, как франчайзер может помочь своим партнерам пережить кризис, расскажет Барно Турсунова, сооснователь франшизы автосервисов "Вилгуд".

По данным Franshiza.ru, в конце апреля из-за коронакризиса франчайзинговые сети лишились 15% своих франчайзи, а 70% всех сделок были отменены или перенесены. По прогнозам экспертов, тенденция снижения количества как франчайзеров, так и франчайзи, будет сохраняться.

Для большинства компаний (и сфера авторемонта – не исключение) привычными кризисными спутниками стали недостаток/отсутствие загрузки и необходимость при этом выплачивать в полном объеме аренду и зарплаты сотрудникам. Специфика коронакризиса также поставила перед компаниями новую, непростую задачу создания безопасных условий как для персонала, так и для клиентов. Еще одним осложняющим фактором стали бюрократические сложности с получением льготной государственной помощи. Поэтому одной из первоочередных задач франчайзеров стала разработка антикризисной стратегии, способной помочь партнерам решить эти проблемы. Ниже я расскажу о тех мерах поддержки, которые мы смогли оказать своим франчайзи, и как нам это удалось.

Отсутствие загрузки

Многие франшизные бизнесы, особенно в сфере услуг, значительно пострадали от введения режима самоизоляции – к примеру, в апреле 94% всех салонов красоты были вынуждены закрыться, а их выручка разом упала на 85%. Также в числе наиболее пострадавших – рестораны, детские клубы, фитнес-центры и др. Автосервисы пострадали меньше всего, поскольку им достаточно быстро разрешили работать при соблюдении правил безопасности. Поэтому задачей №1 стало придумать способы, которыми можно было обеспечить загрузку с соблюдением требований регулирующих органов.

Мы, например, запустили "бесконтактную приемку" и антибактериальную обработку салона. Клиент подъезжает к автосервису и оставляет ключи мастеру-консультанту, работающему в защитной маске и перчатках. Тот, в свою очередь, надевает чехлы на водительское сиденье, рулевое колесо, рычаг КПП и другие элементы салона, и лишь затем загоняет машину на СТО. После проведения ремонтных работ мастер-консультант перемещает автомобиль на парковку для клиентов и снимает защитные чехлы. После оплаты услуг и подписания всех документов заказчик получает ключи в бесконтактной форме и покидает парковку на своем авто. При этом запись заказов формируется так, чтобы клиенты не могли пересечься друг с другом. Таким образом мы смогли обеспечить наши СТО загрузкой при соблюдении всех требований безопасности для наших сотрудников и клиентов.

Необходимость выплачивать арендные платежи

За рубежом 80-90% арендаторов ТЦ оплачивают аренду не по фиксированной ставке, а платят проценты с оборота. Считается, что эта модель более устойчива к кризисным явлениям. Несмотря на то, что часть российского рынка также перешла на такую схему расчета, коронакризис оказал слишком сильное негативное влияние на экономику. В этой ситуации многим компаниям из сферы услуг было критически важно получить арендные каникулы или хотя бы скидки.

Поэтому еще в середине марта мы подготовили официальные письма для арендодателей по каждому региону со ссылкой на указы региональных властей о признании пандемии коронавируса форс-мажорным обстоятельством. В результате нам удалось в среднем вдвое снизить затраты на аренду, а 80% наших партнеров получили либо арендные каникулы, либо различные скидки.

Обеспечение безопасных условий работы для персонала

Когда только стало известно о распространении коронавируса в России, компании, в первую очередь, занялись обеспечением безопасности сотрудников. Одним из самых популярных способов стал перевод персонала на режим работы из дома – по данным опроса "Mail.ru для бизнеса", с конца марта каждый пятый сотрудник в МСП работает в дистанционном режиме.

Так же поступили и мы – еще в середине марта перевели на удаленную работу почти всех офисных работников, а также персонал автосервисов, который может работать из дома без снижения производительности. В их числе оказались сотрудники колл-центра, маркетологи, кураторы и корпоративный отдел. Весь процесс перехода и запуска эффективной работы в новом режиме произошел всего за 2 дня. Во многом это удалось благодаря наличию в "Вилгуд" облачной IT-системы Wilgood IS, доступ к которой можно обеспечить из любой точки мира.

К сожалению, автосервисы не могут перевести на удаленку сотрудников, непосредственно работающих с авто – мастеров-консультантов и механиков. Поэтому мы столкнулись с необходимостью обеспечить как безопасность сотрудников, так выполнение всех требований контролирующих органов. Помимо запуска услуги "бесконтактной приемки", мы организовали заказ масок, перчаток и антисептиков по льготной цене. Также мы выпустили для франчайзи большое количество документов, обязывающих автосервисы работать в соответствии с новыми стандартами Роспотребнадзора – журнал замера температур, система уборки, дезинфекции помещений и автомобилей клиентов и многое другое. Чтобы ускорить адаптацию сотрудников наших партнеров, мы сделали памятки и разослали их по всем франчайзи.

Защита интересов франчайзи

Сейчас государство регулярно выпускает новые пакеты мер поддержки для бизнеса, в которые входит предоставление льготных кредитов, беспроцентных займов на зарплаты сотрудников и других субсидий. Правительство Москвы, к примеру, объявило о поддержке субъектов МСП, зарегистрированных по договорам концессии и субконцессии не менее 1.5 лет. Компенсировать можно до 1 млн рублей расходов на различные нужды – от оплаты паушального взноса и роялти до коммунальных платежей и процентов по кредитам. Получение субсидий для франчайзи – непростая операция, включающая в себя оформление большого количества документов и других бюрократических процедур. Поэтому в этом вопросе мы активно помогаем нашим партнерам и возлагаем надежды, что меры, аналогичные московским, вскоре будут приняты и в регионах.

Мы также были рады, что Роспотребнадзор официально пригласил "Вилгуд" для консультаций об условиях работы автосервисов после снятия ограничений. Совместными усилиями мы разработали новые правила, которые учитывали бы и требования безопасности, и интересы бизнеса, что также напрямую влияет на эффективность работы наших франчайзи.

Таким образом, каждый франчайзер может принять несколько эффективных мер для поддержки своих партнеров и ускорения восстановления сети от кризиса. Это может быть как разработка новых видов услуг и способов работы, разносторонняя юридическая помощь (участие в переговорах с арендодателями, государством и надзорными органами), так и обеспечение безопасности сотрудников и клиентов франчайзи. Принятые меры позволили нашей сети минимизировать финансовые потери и уже на последней неделе мая восстановить докризисные обороты. Мы также считаем это одной из причин сохранения высокого спроса на франшизу "Вилгуд" в кризис.

Подробнее - франшиза "Вилгуд"


Читайте также

Советами делится Сооснователь сети умных автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Барно Турсунова, сооснователь сети умных автосервисов "Вилгуд"

При вступлении во франшизу новых игроков всегда существует вероятность, что партнеры не сработаются, и им придется расстаться. При этом вернуть затраченные средства и время стороны уже не смогут

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru