Самый частый вопрос у будущих франчайзи образовательной франшизы – это как найти и удержать педагога? Ниже вы узнаете про опыт компании РОББО в подборе учителей робототехники в свою франчайзинговую сеть, при этом многие практики будут полезны другим образовательным компаниям.
Рынок франчайзинга: обзор, тенденции, проблемы. Франчайзинг в кризис.
- Издание: Franshiza.ru
На начало 2015 года на российском рынке было представлено порядка 1400 франчайзинговых концепций из абсолютно разных сегментов бизнеса. По сравнению с концом 2013 года количество франчайзинговых предложений выросло приблизительно на 10%, преимущественно за счет появления новых франшиз в сфере услуг бизнесу и населению. (Для сравнения: в США насчитывается 3800 франчайзинговых концепций, рост по сравнению с 2013 годом также составил чуть менее 10%.) Рост франчайзинговых предложений в сфере услуг наряду с сокращением доли франчайзинговых концепций в сфере розничной торговли в общей структуре рынка франчайзинга – тренды последних лет, которые не ослабевают и в настоящее время.
Что касается сферы услуг, то здесь основным драйвером роста являются франшизы услуг бизнесу, среди наиболее ярких примеров – предложения по аренде персонала и проведению инвентаризации, а также франшизы в области сертификации, стандартизации, юридические и бухгалтерские услуги. Активно развиваются и франшизы услуг населению, в особенности, франшизы детских центров и медицинских услуг – «кризисоустойчивые» предложения, которые традиционно пользуются высоким спросом. Еще одна актуальная категория франшиз сферы услуг – финансовые франшизы, куда, в частности, относятся франшизы микрофинансирования, кредитного и ипотечного брокериджа.
Самое сложное положение с точки зрения спроса на франшизы наблюдается в сегменте франшиз магазинов одежды, обуви и других стандартных для торгово-развлекательных центров концепций. Такая ситуация объясняется наибольшей «чувствительностью» этих сегментов к общей экономической ситуации в стране: по данным ежегодного опроса франчайзеров, который проводила компания "Франкон" в начале 2015 года, большинство компаний из этих сфер отмечали решающее или значительное влияние экономической ситуации на успешность бизнеса их франчайзи. Тем не менее есть несколько розничных сегментов, которые пользуются высокой популярностью и развиваются очень активно – это франшизы магазина продуктов, магазина фиксированных цен, а также аптеки, спрос на которые в 2014 и 2015 году стабильно высок.
В сфере франшиз общественного питания негативная ситуация наблюдается в сегменте инвестиционноемких франшиз с уровнем инвестиций от 10 млн. рублей. Темпы развития франчайзеров здесь замедляются, практически «замораживаются», поскольку налицо сразу несколько отрицательных факторов: в первую очередь, это высокий уровень инвестиций в проекты, который стал еще выше в связи с возросшим курсом валюты, падение спроса в связи с запретом на курение и снижением покупательной способности, и, конечно, рост операционных издержек в связи с введением санкций на европейские продукты, которые для многих рестораторов были определяющими ингредиентами блюд. Относительно уверенно чувствуют себя российские франчайзеры, предлагающие франшизы демократичных кафе (преимущественно, фаст-фуд) с уровнем инвестиций до 5-6 млн. рублей.
При этом в сложившейся ситуации прослеживается интересный тренд: некоторые успешные опытные российские франчайзеры начинают осваивать франчайзинговые рынки других стран. Так, в этом году в Беларуси открылись обувные магазины Ralf Ringer, магазины одежды Sela, а также магазины электроинструментов 220 Вольт. Также российскими мастер-франчайзи международных брендов «Баскин Роббинс» и «Папа Джонс» были проданы франшизы на открытие предприятий в Минске. Встречаются и франчайзеры с ещё более «далекими» планами по экспансии: например, сеть медицинских лабораторий «Инвитро» участвовала во франчайзинговой выставке в Китае, сеть дискаунт-баров Killfish приняла участие в выставке по франчайзингу в Польше.
В целом, нельзя сказать, что интерес к франчайзингу со стороны франчайзеров и франчайзи на российском рынке упал. Так, со стороны предложения повышенную активность проявляют действующие игроки (многие из них приостанавливают или замедляют темпы открытия собственных предприятий и стараются компенсировать спад в собственном развитии открытием предприятий силами франчайзи), а также появляются и готовятся к выходу на рынок новые франшизы (преимущественно, из сферы услуг и общественного питания), причем о развитии по франчайзингу начинают серьезно задумываться те компании, которые раньше развивались в основном собственными силами. Что касается спроса, то здесь следует отметить два важных момента: во-первых, потенциальные инвесторы не перестают интересоваться франчайзингом и рассматривать для себя предложения по покупке франшизы, однако имеет место отложенный спрос – будущие франчайзи выбирают себе подходящий проект для вложений средств, однако не спешат с открытием бизнеса, ожидая улучшения экономической ситуации. Во-вторых, среди франчайзи появляется новая категория инвесторов – людей, которые рассматривают франчайзинг как надежный способ сохранения и увеличения своих средств в нестабильное время, способ диверсификации бизнеса – именно о таком новом профиле франчайзи заявляли франчайзеры-участники последних двух федеральных франчайзинговых выставок. Такие франчайзи серьезно подходят к вопросу выбора франшизы, тщательно взвешивают все «за» и «против» интересующего их франчайзингового предложения и демонстрируют рациональный подход при выборе франшизы.
Чем же привлекательно открытие бизнеса по франчайзингу в кризисное время?
- Во-первых, это возможность купить франшизу и открыть бизнес под известным брендом на выгодных условиях. Кризис коснулся всех, и многие крупные опытные франчайзеры чувствуют негативные рыночные тенденции и падение спроса на свои предложения. Сдаваться они не собираются и находят различные способы выхода из сложившейся ситуации: усиливают продвижение своего предложения, принимают меры по сохранению привлекательности франшизы и проводят специальные «антикризисные» акции для привлечения партнеров. В сфере общественного питания ряд франчайзеров и мастер-франчайзи международных брендов из разных сегментов (от фаст-фуда до кофеен) идут на снижение размера паушального взноса или «фиксирует» курс, по которому рассчитывается первоначальный платеж, российские франчайзеры также проводят краткосрочные акции по снижению паушального взноса, а также встречаются случаи формирования предложений по вступлению во франчайзинговую сеть для действующих рестораторов (ребрендинг) на специальных условиях. Франчайзеры из сферы розничной торговли, которые преимущественно не взимают паушальный взнос, идут другим путем: например, они могут предлагать льготные условия поставки товара или дают франчайзи возможность вернуть нераспроданный товар. Реже всего встречаются специальные предложения от франчайзеров из сферы услуг (в основном - скидка на паушальный взнос, отсрочка или незначительное снижение роялти на краткосрочный период), что неудивительно, поскольку этот сегмент на текущий момент чувствует себя увереннее всего. Таким образом, «охота на инвестора» в кризис в самом разгаре и, при наличии необходимых инвестиций, на привлекательных условиях можно присоединиться к известной федеральной сети.
- Во-вторых, возможность найти хорошую, подходящую для открытия предприятия площадь и согласовать аренду на выгодных условиях. Многие франчайзеры отмечают, что сейчас, в связи с пониженным спросом на торговые площади и сравнительно высокой долей вакантных площадей в торговых центрах, арендодатели готовы идти навстречу арендаторам (в первую очередь, отказаться от арендных контрактов в евро и долларах). В условиях благоприятной рыночной ситуации поиск подходящего помещения зачастую становился камнем преткновения – либо ставки слишком высоки, либо подходящие места уже заняты.
- Наконец, третье преимущество вытекает из фундаментальных преимуществ франчайзинга, которые становятся особенно актуальными в кризис:
- возможность присоединиться к известному бренду и таким образом гарантировать себе рыночный спрос;
- возможность минимизации затрат на ведение деятельности за счет наличия сетевых скидок франчайзера;
- поддержка и консультации опытных профессионалов, у которых есть проверенное временем понимание, как справиться с возникшей трудной ситуацией.
Читайте также
В рамках CRM-проекта, построенной на платформе Terrasoft, информационная система компании «Микрофинансовые услуги» («Миладенежка») будет дополнена функционалом, позволяющим упростить взаимодействие с коллекторскими агентствами
Сеть Clean Clinic быстро завоевала популярность в Казахстане, предоставляя качественные медицинские услуги и ставя заботу о пациентах на первое место. Вот несколько ключевых причин такой популярности.