подобрать франшизу
Все статьи

Senior Group - бизнес для/на престарелых...

  • Автор: Юлия Гордиенко
  • Издание: "Коммерсантъ Секрет Фирмы"

В частном доме престарелых Senior Group в поселке Акулово, рядом с подмосковным Одинцово, все стены выкрашены в солнечный желтый. "С возрастом человеческий глаз все хуже различает интенсивность красок, мир блекнет и постепенно становится почти черно-белым. Однако желтый цвет человек способен различать до последнего",— объясняет основатель Senior Group Николай Кобляков выбор колористики заведения для немолодых клиентов.

В 2007 году он решил создать альтернативу государственным домам престарелых — первую в России сеть частных резиденций для пожилых людей. С научной скрупулезностью он изучил все существующие западные стандарты и перед открытием первого отеля для пожилых объехал 24 резиденции в Великобритании, Бельгии, Франции, Канаде и США. Теперь Николай Кобляков — один из крупнейших специалистов по работе с престарелыми в мире: по этому вопросу с ним консультировались президенты России Дмитрий Медведев и Франции Николя Саркози, профильные министры стран Балтии и Польши. Сейчас у Senior Group три собственные резиденции в Подмосковье и два заведения, открытых по франшизе в Калининграде и Кирове.

В конце 2011 года Кобляков полностью продал компанию своим давним знакомым — Алексею Сидневу и его партнеру (сумма сделки не разглашается), которые к 2015 году хотят довести число резиденций до 25. Сам Кобляков взялся развивать бизнес в странах Восточной Европы, создав совместный проект с французской компанией Monroe и начав строить в Риге первую резиденцию за пределами России. Всего к 2016 году в странах Балтии будет пять отелей для пожилых общей численностью 1 тыс. коек.


Пропавший покупатель

Николай Кобляков уже забронировал себе место в резиденции для пожилых в Канаде. Впрочем, уверяет он, отели Senior Group он строит таким образом, чтобы в случае чего достойно встретить старость он мог бы и в них.

Для выпускника знаменитой Лондонской школы экономики LSE Николая Коблякова создание сети резиденций для пожилых стало дипломным проектом, который в 2007 году вместе с друзьями он решил воплотить в жизнь. "Мы написали кучу бизнес-планов и разослали их по инвестиционным фондам",— вспоминает Кобляков, который для запуска проекта вернулся в Россию после семи лет жизни в Париже. Для того чтобы продать стартап подороже, он решил продемонстрировать потенциальным инвесторам: модель будет работать. Заняв у друзей около 1 млн евро, он арендовал санаторий в Монино с обязательством впоследствии его выкупить, сделал ремонт в одном из корпусов и заселил в него первых постояльцев. Коблякову удалось подписать контракт с инвестором, который планировал вложить в фирму 25 млн евро. Деньги на счет, однако, так и не были перечислены: наступило лето кризисного 2008 года, и компания разорвала контракт с Кобляковым, предложив потребовать обещанные платежи через суд.

В суд Кобляков подавать не стал, но и запуск проекта решил не откладывать. Компания "прожигала" 25-30 тыс. евро в месяц, тратя деньги на аренду, так что Николай спешно нашел нового инвестора — принадлежащий РЖД негосударственный пенсионный фонд (НПФ) "Благосостояние". Условия, на которых НПФ был готов вложить в стартап 2 млн евро, оказались предсказуемо жесткими. При пропуске любых процентных выплат резиденция в Монино моментально переходила в собственность фонда, что и случилось в 2010 году. К тому времени, впрочем, Кобляков сумел встать на ноги и открыть еще один аналогичный отель, так что с домом престарелых в Монино он расстался спокойно, посчитав это платой за преодоление кризиса.

Пироги вместо лекарств

— Мы неплохой вариант для хороших инвестиций: среднегодовая загрузка подмосковных гостиниц и пансионатов составляет 65%, в то время как у нас 85-95%,— говорит Алексей Сиднев. Как и Николай Кобляков, он получил МВА на Западе, окончив американскую бизнес-школу Tuck, и узнал о том, что частные дома для престарелых — прибыльный бизнес, из учебного кейса.

Как и Кобляков, он решил развивать этот бизнес в России и даже познакомился с основателем Senior Group при запуске проекта — у бизнесменов оказался общий знакомый. В 2007 году Сиднев заказал у компании "Эксперт-дата" исследование, которое продемонстрировало: спрос на частные дома престарелых в России есть. Целевой аудиторией стали состоятельные люди с доходом от $80 тыс. в год, готовые оплачивать проживание в частных домах престарелых для своих родителей. По самым скромным подсчетам, только в Москве их оказалось не менее 10 тыс. человек. Вскоре, однако, Сиднев увлекся другим бизнесом и к идее развивать сеть частных домов престарелых вернулся лишь спустя три года, решив посмотреть, что за это время удалось сделать Коблякову. "В глубине души я не верил, что этот бизнес может работать в России",— говорит он. Но в резиденции, на которую он приехал посмотреть, пахло не лекарствами, а пирогами — их увлеченно пекли постояльцы. Это было намного больше похоже на все виденные Сидневым западные аналоги, чем он ожидал.

Вместе с партнером, чьего имени он не называет, Сиднев предложил Николаю Коблякову продать весь российский бизнес, сконцентрировавшись на развитии Senior Group в Восточной Европе. Сделка была закрыта в конце 2011 года, а в апреле 2012 Алексей Сиднев уже открыл новую подмосковную резиденцию "Улиткино" на 50 человек, уговорив арендодателя перестроить загородный дом под нужды пожилых людей, зачастую передвигающихся в инвалидных колясках. До конца года Сиднев планирует открыть еще три собственных подмосковных резиденции на 50 человек, а к 2014-му начать строить большие резиденции — на 100-150 коек каждая.


Комната на двоих

Одна из первых резиденций Senior Group в Акулово расположена в трехэтажном коттедже. На одной территории с ней находится частный детский сад, так что маленькие и пожилые обитатели гуляют вместе и ходят друг к другу в гости по праздникам. В доме престарелых в основном живут постояльцы от 80 лет и старше. В комнате на двоих — кровати, кресла, столы, два телевизора, кресло-качалка и, конечно, покрашенные в желтый цвет стены. На каждой двери, помимо таблички с именем, нарисован какой-либо опознавательный знак: цветок или животное. Это нужно для того, чтобы пожилые обитатели не заблудились и, даже забыв дорогу и собственное имя, сориентировались по простейшей эмблеме.

Основные обитатели Senior Group (около 60%) — люди, имеющие дементные расстройства (в просторечии — старческий маразм). Они страдают потерей памяти и с трудом ориентируются в пространстве. В резиденции круглосуточно трудятся психолог и сиделки, несколько раз в неделю постояльцев осматривают врач и психиатр. Каждый день с жильцами работает аниматор: бабушки занимаются рукоделием, рисованием и прочими несложными вещами, развивающими мелкую моторику или память. Над каждой кроватью находится тревожная кнопка. Ее нажатие отображается на пейджере дежурной медсестры (они есть на каждом из трех этажей). Стоимость проживания в резиденции зависит от степени ухода и составляет от 1,9 тыс. руб. в сутки (более 55 тыс. руб. в месяц) для людей, которым нужна минимальная поддержка, до 3 тыс. руб. в сутки для лежачих больных (около 90 тыс. руб. в месяц).

В ритме McDonalds

Главным драйвером развития проекта, по замыслу новых акционеров, должна стать региональная франшиза: до конца 2013 года их планируется реализовать 20, включая пять в этом году. Продавать своим франчайзи совладельцы Senior Group собираются прежде всего технологии: на каждый процесс — будь то приготовление еды, уборка, мытье постояльцев или работа сиделки — все действия расписаны поминутно. "Вам не нужно тратить время на обдумывание, что и как сделать: в этом смысле мы похожи на McDonalds",— говорит Алексей Сиднев. Пока технологические карты — это просто бумажные папки, где записаны все особенности пациента и галочками или крестиками отмечается, например, прием каждой таблетки. Однако сейчас компания разрабатывает аналогичную ИТ-систему, которая будет основана на облачных технологиях. Для ее использования франчайзи понадобятся недорогие планшетные устройства.

До сих пор Senior Group продавала франшизы за 1 млн руб.— именно во столько они обошлись владельцам резиденций в Кирове и Калининграде. Однако для того, чтобы проживание в региональных резиденциях стоило не 2 тыс. руб. в день, как в Подмосковье, а максимум 800 руб., Сиднев планирует снизить стоимость франшизы вдвое, оставив ежемесячные платежи за ИТ-систему, сертификацию резиденции и ее раскрутку через интернет (для франшизы партнеры собираются вводить новый брэнд). Инвестиции в резиденцию на 30-50 мест, по расчетам Сиднева, должны составить около около 5 млн руб., или 100-150 тыс. руб. за койку. В то же время вложения в крупную резиденцию в Подмосковье составляют примерно $10 млн., а срок окупаемости проекта — около семи лет.

Во всем мире, уверяют создатели Senior Group, в подобные проекты инвестируют пенсионные фонды, для которых вложения в недвижимость социального назначения стимулируются законодательно. В России никаких преференций по сравнению с вложением, например, в торговый или офисный центр для НПФ пока не существует. Тем не менее, уверяют совладельцы Senior Group, они ведут переговоры с пенсионными фондами. Однако главный расчет — на интерес к России крупных западных игроков: американских операторов Brookdale, Emeritus и Sunrise и европейских Korian и Orpea. Но они, уверяют основатели Senior Group, придут лишь на подготовленную почву, так как интересуются сетью заведений, насчитывающих от 500 до 1 тыс. коек. На создание таковых может уйти около пяти лет.

Комментарий эксперта. Татьяна Камардина, руководитель дирекции развития социальных проектов ФК "Уралсиб"

Говорят, что благополучие страны определяется тем, как в ней живут старики. Выезжая в европейские страны, не перестаешь удивляться, как хорошо и достойно выглядят там люди пожилого возраста. Все дело в том, что на Западе сформировалась воспитанная годами культура ответственности за свою старость. Чтобы иметь возможность жить в пансионате или путешествовать, в большинстве развитых стран люди всю жизнь откладывают средства для обеспечения пенсионного возраста в различные фонды, банки и управляющие компании.

В нашей стране жизнь до и после пенсии качественно отличается. Причин тут множество. И дело, наверное, не только в размере пенсии, которую государство может предложить. Да, пенсионная система находится в процессе реформирования и пока не соответствует европейским программам. Благотворительные организации системной поддержкой пенсионеров практически не занимаются. Сейчас этой социальной проблемой заинтересовался бизнес.

Проживание в хороших пансионатах требует солидных вложений. Поэтому будущее этого направления скорее за частными заведениями для среднего класса. Но для заполнения ниши нужно время. А вот позаботиться об увеличении размера пенсионного обеспечения наши граждане могут уже сейчас. Например, перевести накопительную часть трудовой пенсии в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию (пока это сделали только 20% граждан).

На мой взгляд, нужно еще много трудиться, чтобы сформировать в России благоприятную среду для жизни пенсионеров. Будут полезны и помощь государства в накопительной пенсионной системе, и интерес предпринимательства к проблемам старости, и социальная ответственность бизнеса — все это возможно при воспитании в себе уважения к родителям и пожилым людям.

Читайте также

Бьюти-бизнес в России находится в весьма интенсивной и перспективной стадии развития

Более 280 предпринимателей из разных стран приобрели франшизу сервиса заказа такси. Рассказываем, почему это одно из самых востребованных направлений для развития бизнеса

Как зарубежные концепции адаптируют под Российский рынок.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru