подобрать франшизу
Все статьи

Стать мастером

  • Автор: Нина Семина
  • Издание: Smart Money
В прошлый раз, говоря о покупке франшизы, мы определили этот вариант инвестиций как business light, способ начать частную карьеру для тех, кто еще не вполне готов к свободному предпринимательству. Людям, более склонным к инициативе, франчайзинговый бизнес дает другую возможность. Можно стать не просто франчайзи (покупателем франшизы), а мастер-франчайзи. Так называют компании, выкупившие у франчайзеров (владельцев прав на марку) право не только развивать бизнес своими силами, но и продавать франшизу рядовым франчайзи на определенной территории. Мастер-франшиза может подразумевать право действовать на всей территории России или даже СНГ. Это право эксклюзивное.

Мастер-франчайзи в России чаще всего является партнером одной из международных франчайзинговых сетей. Конечно, существуют плюсы и минусы мастер-франчайзинга для предпринимателя.

Основным преимуществом являются возможность обладания на российском рынке абсолютно новой идеей, концепцией, а также обучение и поддержка со стороны опытного международного франчайзера.

Но есть и сложности. Как правило, в договоре предусмотрено обязательство открыть собственное пилотное предприятие, на основе практики которого франчайзинговая концепция затем адаптируется под реалии российского рынка. Корректируются экономические параметры. Меняется договорная база для продажи простой франшизы в соответствии с российским законодательством.

Еще одна сложность состоит в том, что в случае покупки мастер франшизы ресторанной сети вы вынуждены принять на себя обязательство искать российских поставщиков. Причем придется еще получать одобрение от франчайзера на работу с ними. В случае покупки франшизы розничной сети на плечи мастер-франчайзи ложится забота по организации поставок товара из-за рубежа на всю будущую сеть. Причем это необходимо делать быстро, так как в договоре обычно указывается график открытия новых предприятий, несоблюдение которого может привести к потере эксклюзивных прав и появлению в стране нового мастер-франчайзи.

Где ищут иностранного партнера? Лучший способ получить максимум информации за минимальное количество времени — отправиться на одну из ежегодных международных выставок. Самая крупная из них вот уже 15 лет проводится в Вашингтоне и называется FranchiseExpo. В нынешнем году она пройдет в июне. Cуществует также масса специализированных сайтов в Интернете, где вы найдете предложения франчайзинговых сетей. Один из таких сайтов, franchise.org, принадлежит Международной франчайзинговой ассоциации (IFA).

Сложность общения с иностранцами может состоять в том, что они часто имеют довольно смутное представление о положении дел в российской бизнес-среде. И по этой причине изначально готовы предложить вам стандартные для других развивающихся стран, но неприемлемые для России условия покупки мастер-франшизы. Например, иностранцы могут быть склонны к завышению количества предприятий в регионах, которые мастер-франчайзи обязаны открыть в течение, допустим, первого года действия франшизы. И попробуйте рассказать им про разницу в уровне жизни между Москвой и провинцией.

Но в общем это вопрос переговоров. Они могут затянуться на месяцы. Вряд ли стоит рассчитывать на какое-то особое отношение к вам как к представителю бурно растущего российского рынка. Всплеска интереса к нашей стране со стороны франчайзинговых сетей пока не заметно. С другой стороны, нельзя сказать, что Россия — страна для франчайзеров неинтересная. Отношение к нам ровное. Продажа мастер-франшиз на территоррии России — бизнес, в котором спрос и предложение в данный момент сбалансированы.

Читайте также

Один из самых главных вопросов тех, у кого есть возможность инвестировать — куда вложиться, чтобы минимизировать риски. Сегодня это, пожалуй, самое сложное, потому что рисков все больше, и они новые, а предсказывать их сложно, хотя возможно.

Популярность недорогих франшиз в последние годы растёт. Инвестиции в открытие, например, кофейни формата "to go" и логистического офиса будут примерно одинаковы. Что выбрать предпринимателю? Оцениваем потенциал и риски вместе с компанией Boxberry.

Прошлый год в России стал рекордным по количеству франчайзинговых концепций «Возьми с собой», вышедших на рынок общепита.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru