подобрать франшизу
Все статьи

Российский франчайзинг 2022 - статистика от franshiza.ru

  • Издание: Franshiza.ru

Статистика рынка франчайзинга от каталога franshiza.ru. При использовании любых данных из исследования ссылка на franshiza.ru обязательна! (порядок использования материалов исследования)

Франчайзинг в России: предложение

По данным franshiza.ru по состоянию на начало 2022 года в России насчитывается 3095 франшиз. Таким образом по количеству франшиз за 2021 год рынок франчайзинга вырос на 11,3%.

Если рассмотреть подробнее, то по данным franshiza.ru в течение 2021 года в России появилось около 480 новых франшиз, 165 франшиз ушли с рынка. В основном в числе новых франшиз 2021 года небольшие региональные концепции, созданные, в том числе, при поддержке местных администраций в рамках нацпрограммы по развитию предпринимательства. Также среди новичков рынка есть крупные компании, которые ранее франчайзинг для себя не рассматривали. Среди заметных игроков, которые запустили франшизу в 2021 году ПЭК, Zotman pizza, Car price, Финграм, Simargl Electro.

Среди российских франчайзеров около 74% имеет организационно-правовую форму в виде ООО,  26% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП.

Структура франчайзингового рынка по сферам бизнеса

Количество предложений в сегменте услуг бизнесу и населению выросло на 1 процентный пункт по сравнению с 2020 годом, а общественное питание – на 2 процентных пункта. Непродуктовый ритейл сократил свою долю с 17% до 15%, а продуктовая розница – с 9% до 8%. Количественно сегмент практически не потерял, но за счет увеличения числа франшиз услуг и общественного питания процент "продуктовых франшиз" незначительно сократился.

Структура франчайзингового рынка по географии


За 2021 год незначительно выросла доля московских и региональных франчайзеров, всего на 1%. Доля франшиз из "северной столицы" сократилась на 2 процентных пункта. В 2021 году на рынок франчайзинга вышло наибольшее за последние 6 лет количество московских франшиз. Прежде каждый год доля Москвы в географической структуре франчайзинга ежегодно снижалась.

На начало 2022 года 39% российских франчайзеров имеют франчайзинговые точки за пределами РФ. Чаще всего это Казахстан, Белоруссия и Узбекистан, но есть также в территории охвата страны Европы и Ближнего Востока. Это меньше, чем в 2019 году (48%) по причине появления на рынке новичков, которые начинают свое развитие прежде всего на территории РФ.

Структура франчайзингового рынка по уровню инвестиций

Произошел рост числа франчайзинговых предложений до 1 млн руб из-за того, что некоторые франчайзеры выводили дополнительные усеченные форматы своих франшиз, а также из-за роста числа новых низкостоимостных проектов из регионов. В инвестиционном сегменте 1-3 млн. рублей изменения незначительные, а вот сегмент 3-6 млн рублей по количеству предложений сократился с 19% до 14%. При этом самый инвестиционно емкий сегмент 6 млн. рублей + вырос по количеству франшиз с 13% до 15%.

Количество франчайзинговых точек в России

По данным franshiza.ru по числу франчайзинговых точек рынок за 2021 год вырос на 8%. Более активно развивать свою франшизу стали Яндекс.Маркет и Wildberries, продолжил интенсивное развитие OZON, что внесло весомую роль в увеличение числа франчайзинговых точек на российском рынке. Одни виды бизнеса по показателю новых открытий в сети продолжили стагнацию ( как например, непродуктовая розничная торговля, event), вторые - значительно замедлили темпы прироста по сравнению с допандемийными ( как, например, детское обучение и образование), третьи выступили локомотивом франчайзинга ( медицина, доставка, дакр-китчены, небольшие супермаркеты). Спрос на fashion франшизы в 2020-2021 году был минимальным за всю историю франчайзинга.

Всего за 2021 год было закрыто на 17% франчайзинговых точек меньше, чем в 2020 году.

Ключевые цифры рынка франчайзинга в России

По данным каталога франшиз franshiza.ru оборот рынка франчайзинга в 2021 году вырос на 15% по сравнению с 2020 годом до значения 2,346 трл. рублей. Что все-таки ниже уровня допандемийного 2019 года.

По данным franshiza.ru число занятых во франчайзинговых сетях в 2021 году выросло на 18% по сравнению с 2020 годом и составило 1,145 млн человек. Одна из причин – восстановление штата сотрудников франчайзи после вынужденных сокращений 2020 года.

Спрос во франчайзинге

В сегменте до 1 млн рублей произошел самый заметный приток покупателей. Но, стоит отметить, что многие инвесторы, не уложившись в бюджет или не найдя для себя интересную бизнес-концепцию в этом сегменте, увеличивают бюджет покупки и готовы привлекать дополнительное финансирование или заемные средства для старта бизнеса. Чаще всего в дальнейшем они поднимают планку поиска до 2 млн.рублей.

При этом происходит обратный переход инвесторов (тенденция к снижению спроса в сегменте свыше 10 млн. рублей наблюдалась в 2020 году) из сегмента 6-10 млн. рублей в сегмент свыше 10 млн рублей. По количеству инвесторов сегмент 10 млн.уже обогнал сегмент 6-10 млн почти в 2 раза. Свыше 10 млн. рублей готовы инвестировать в проект 9% покупателей франшиз. Данная тенденция соответствует росту количества предложений в сегменте 10 + млн.рублей.

Структура интереса к франшизам по городам:

Наибольший интерес к покупке франшизы по-прежнему проявляют инвесторы из областных центров, где выше уровень покупательной способности и конкуренции в сегментах. Также в 2021 году существенно увеличился спрос на франшизы из малых городов.

Исследование франчайзеров: изменения в условиях франшизы в 2021 году

В 2021 году франчайзеры гораздо меньше экспериментировали с преференциями для новых франчайзи, чем в 2020 году: практически не давали рассрочек на паушальный взнос и практически не рассматривали его снижение. Скорее наоборот, 12,4% франчайзинговых сетей увеличили вступительные платежи.

 

Некоторые франчайзеры в ходе опроса отмечали, что в 2021 году закрывали сделки 2020 года. Около половины франчайзеров отметили, что количество заявок на их франшизу осталось на прежнем среднегодовом уровне, а четверть франчайзеров ощутили их увеличение.

Общее количество заявок на Вашу франшизу в 2021 году....
осталось на прежнем уровне / 47.3%
стало больше / 24.2%
стало меньше / 15.4%
мы не считали / 13.2%

Также мы проанализировали ожидания франчайзеров на 2022 год. Процент франчайзеров, смотрящих с оптимизмом в будущее и рассчитывающих на рост сети увеличилось с 49% до 56%. А вот число франчайзеров, желающих выйти на новые рынки, наоборот сократилось с 19% до 14%. Одной из возможных причин является сложная международная обстановка.

Эксперты franshiza.ru проанализировали господдержку франчайзи в Москве и регионах. Только 16% франчайзи в сетях получили какую-либо господдержку или поддержку региональных властей в 2021 году в виде субсидий, льготных кредитов.

Активная ссылка на Franshiza.ru обязательна при использовании данных исследования!

Читайте также

При заключении франчайзингового договора можно открыть свое дело, избежав массы ошибок. Но есть риск попасть на крючок к недобросовестному франчайзору

Сектор франчайзинга в общепите сегодня пребывает в неоднородном состоянии, и настроения у игроков рынка очень разные

Самозанятость в социальной сфере: возможность работать на себя, законно и с пользой для людей

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru