подобрать франшизу
Все статьи

Франчайзинг в России: итоги первой волны коронавируса

  • Автор: franshiza.ru
  • Издание: Franshiza.ru


Каталог франшиз franshiza.ru провел собственное исследование и масштабное анкетирование франчайзеров о влиянии первой волны коронакризиса на российский рынок франчайзинга за 7 месяцев ( апрель – октябрь 2020 ). Все данные актуальны на 30 октября 2020 года и учитывают динамику в компаниях за время всероссийской самоизоляции и посткарантинный период.

В опросе приняли участие франчайзеры - представители разных сфер бизнеса, с разными инвестициями в покупку франшизы и разным возрастом франшиз.

В течение указанного периода ситуация с закрытием и открытием точек менялась. На апрель - май пришлось больше всего закрытий (сети потеряли около 20% партнеров). Но сентябрь и октябрь для большинства франчайзеров прошел успешно, и сети пополнились новыми франчайзи.

В итоге разница между открытыми и закрытыми франчайзинговыми точками в целом по рынку за 7 месяцев (апрель - октябрь) оказалась положительной: +3,5%.

Положительной итоговая цифра получилась по двум причинам:

  1. рост количества сделок на франчайзинговом рынке в сентябре-октябре
  2. сделки в сфере услуг и продуктовой розницы даже во время карантина и изоляции.

Интерес к франчайзингу

В целом за период апрель - октябрь 2020 года по уровню интереса (выражающееся в количестве заявок на франшизы) рынок франчайзинга потерял 12%. В основном за счет оттока новичков, прежде не имевших никакого опыта в бизнесе. Они оставляют заявки, но решаются на запуск бизнеса крайне редко. При этом в сетях значительно увеличилось число открытий уже действующими партнерами, которые знают и понимают, бизнес-модель франчайзера, и используют кризис как возможность роста с меньшими затратами.

Факторы роста:

  1. Освобождение качественных площадей в регионах (особенно в сегменте общепита), гибкость «пустующих» арендодателей и готовность предоставить выгодные условия
  2. Низкие ставки по вкладам в банках подтолкнули бывших вкладчиков к поиску альтернативных вариантов использования денежных средств
  3. Увольнения и сокращения подтолкнули вчерашних менеджеров и ТОП-менеджеров к мысли о собственном бизнесе

Портрет франчайзи «карантинного периода»

  1. "Собственники помещений", прежде сдававшие площади малому бизнесу, но лишившиеся арендаторов. Потеряв регулярный доход, они были вынуждены искать бизнес, который бы позволил им, как минимум, окупать содержание имеющихся площадей.
  2. Несетевые "бизнесмены-одиночки", которые не смогли сами противостоять кризису. Возросла доля конверсионных сделок во франчайзинге. Такие покупатели франшиз искали антикризисные решения и рецепты выживания за счет масштаба той или иной сети.
  3. "Предприниматели - коньюнктурщики" были настроены заработать на самых актуальных товарах и услугах (аптеки, продукты питания, маски, производство антисептиков, компании по банкротству). Часть таких бизнесменов осознанно открывали сезонный бизнес, который планировали закрыть после окончания пандемии.
  4. "Оптимисты" - небольшая доля бизнесменов, которые воспринимают кризис как период возможностей, либо ковид-диссиденты.

Динамика количества франчайзи в разных сферах бизнеса

Практически все опрошенные франшизы указали, что были открытия и закрытия за указанный промежуток времени. Большинство закрытий пришлось на апрель. Сентябрь и октябрь оказались успешными по нескольким причинам. Во-первых, некоторые отложенные весной сделки наконец были закрыты осенью, во-вторых, рынок франчайзинга в целом с конца августа до середины октября демонстрировал оживление и прирост количества заявок. Так, сентябрь 2020 года по числу заявок на франшизы оказался на 15% активнее, чем сентябрь 2019 года. При этом со второй половины октября количество заявок на франшизы начало снижаться. ( -8% по сравнению с 2019 годом). Виною этому рост числа заболевших в регионах и введение новых ограничительных мер.

Больше всего пострадал сегмент ресторанов (-30%) и сегмент торговли одеждой, обувью, косметикой (- 24%). При этом положительную динамику показали аптеки (+ 21%), магазины автозапчастей (+9%).

Сегмент услуг рос в основном за счет пунктов выдачи заказов, аренды спецтехники, сервисов ремонта.

Продуктовая розница приросла как в формате мини-маркетов, так и в формате монобрендовых фирменных магазинов.

В сфере производства развивались экологические проекты и проекты, связанные с производством антисептиков.

Динамика количества франчайзи в сетях в зависимости от инвестиций

Если рассмотреть показатель открытия/закрытия франчайзинговых точек в сетях, распределив их по уровню вложений в проект, то сильнее всего пострадал сегмент 3-6 млн.рублей. В нем количество франчайзи по итогу 7 месяцев сократилось в среднем на 9%. В сегменте до 1 млн. рублей было много закрытий, но открытий было гораздо больше, поэтому итоговая цифра выглядит очень позитивно.

Несостоявшиеся сделки

Мы попросили франчайзеров оценить, какое количество сделок у них сорвалось из-за коронакризиса – сколько потенциальных партнеров с марта по октябрь отказались от заключения договора или перенесли его, находясь на продвинутой стадии переговоров или подписания.

В среднем по рынку на каждую компанию приходится около 11 сорванных сделок (это около 70% от запланированных). Цифра варьируется в зависимости от сферы бизнеса и, например, в сегменте зоомагазинов, клининга и аптек отказа от сделок практически не было. Наибольший процент отказов пришелся на общественное питание и непродовольственную торговлю.

Отмена / снижение роялти в сетях

Опрос показал, что около трети франчайзеров полностью отменяли роялти для своих партнеров в период локдауна и некоторое время после него. В то же время более половины франчайзеров существенно снижали размер роялти для своих франчайзи.

Поддержка от государства

Большинство франчайзеров не получило помощь от органов федеральных или местных властей, либо не обращались за ней. При этом количество франчайзи, получивших такую поддержку, оказалась выше. Во-первых, многие франчайзеры помогали каждому из своих франчайзи собрать правильно комплект документов для получения госпомощи, а во-вторых, для франчайзи существовали специальные программы компенсации затрат по платежам и расходам (в отличие от франчайзеров).

Какую именно помощь получили франчайзи от государства:

  • На поддержку и развитие бизнеса – 33,3%
  • На компенсацию платежей по договорам франчайзинга – 16,7%
  • Иная (коммунальные платежи, зарплата сотрудников и т.д.) – 50%

Поддержка франчайзи франчайзерами

Поддержка со стороны франчайзеров была многообразна, все преследовали цель – сохранение сети и партнеров любыми возможными способами. Можно насчитать, как минимум, 40 инструментов и решений, которые были приняты франчайзерами для поддержки партнеров (от психологической помощи до финансовых вливаний). Мы выделили основные инструменты поддержки.

Большинство франчайзеров переводили все бизнес-процессы и клиентские сервисы в онлайн, давая возможность франчайзи не останавливать деятельность во время локдауна. Широко использовался инструмент расширения товаров и услуг в сети для возможности дополнительного (а иногда и на время основного) дохода для франчайзи. Например, в ремонтных сервисах вводились службы выездных мастеров, в службах клининга - антибактериальная уборка, в магазинах одежды - продажа фешн-масок и т.д.

Инвестиционный потенциал покупателей франшиз

Если рассмотреть спрос на франшизы среди инвесторов по той сумме, которую они готовы вложить в покупку, то можно констатировать серьезные изменения. Такое перераспределение произошло из-за существенного сокращения количества инвесторов, готовых покупать франшизы с инвестициями свыше 6 млн.рублей. За счет изменений в этой категории выросла доля спроса на франшизы до 3 млн. рублей.

География франчайзинга

Общая активность инвесторов напрямую зависит от положения их региона в таблице количества зараженных и степени критичности ситуации в субъекте федерации. Так, в сентябре-октябре практически полностью восстановили свою «франчайзинговую» активность такие регионы как: Московская область, Дагестан, Свердловская и Мурманская область, Республика Татарстан. Значительно потеряли активность по сравнению с началом года Красноярский и Приморский края, Нижегородская, Волгоградская, Томская, Брянская и Ростовская области.

Подытожим...

В конце мы попросили франчайзеров оценить, считают ли они, что их сеть пострадала от коронакризиса. Честно говоря, в этом блоке мы ожидали 90% негативных оценок ситуации, но все оказалось куда позитивнее. Более того, около трети компаний заявили, что в кризис они выросли. Будем следить за ситуацией!

Активная ссылка на Franshiza.ru обязательна при использовании или перепечатке данных!

Читайте также

Больше всего новых рабочих мест было создано в гостиничном и ресторанном бизнесе, а наименее востребованным сегментом оказалась торговля автозапчастями

Советы от Барно Турсуновой, сооснователя сети умных автосервисов «Вилгуд»

О разработке технологий, которые стали основой франшизы, Генеральный директор ООО «Юнибрайт» Дмитрий Василенко

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru