Компания меняет стратегию развития
Подконтрольный Сбербанку крупный картографический сервис 2ГИС начал выкупать региональные точки своей франчайзинговой сети . Прежде компания развивала собственные филиалы только в городах -миллионниках,но теперь ее сеть пополнилась двадцатью городами поменьше. На пересмотр стратегии 2ГИС мог повлиять приход крупного инвестора, но толчком для этого процесса могла быть и пандемия, которая негативно сказалась на бизнесе франчайзи, считают эксперты.
"Ъ” обнаружил в базе «СПАРК-Интерфакс», что сервис 2ГИС начал скупать юридические лица своих франчайзи в регионах России. Головное юридическое лицо компании ООО «Дубльгис» с начала мая приобрело ООО «2ГИС.Юг», ООО «Дубльгис-Кемерово», ООО «Дубльгис-Иркутск» и др. Бывший владелец «2ГИС.Юг» Борис Лёвин не ответил на запрос “Ъ”. С представителями других компаний связаться не удалось.Весной компания провела рестрктуризацию российской региональной сети офисов, подтвердил вице-президент по коммерции 2ГИС Кирилл Кукарцев.
До этого, по его словам, у 2ГИС были в основном филиалы крупных городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге. «Мы предложили крупным франчайзинговым сетям выкупить их бизнес, и к весне число собственных филиалов 2ГИС пополнилось двумя десятками игроков»,— добавил Кирилл Кукарцев. По его словам, речь идет об офисах во Владивостоке, Краснодаре, Сочи, Иркутске, Тюмени и др. «Региональные команды продолжают свою работу»,— заверил он, отметив, что 2ГИС продолжает привлекать франчайзи .
Крупная компания 2ГИС основана в 1999 году Александром и Дмитрием Сысоевыми. В августе 2020 года Сбербанк консолидировал 72% долей компании, основатели и менеджмент сохранили за собой 25%, еще 3% у «О2О Холдинга» — совместного предприятия Сбербанка и Mail.ru Group. По данным компании, 2ГИС работает в более 700 городах в 11 странах, его аудитория в мае составила 55 млн пользователей. Если сравнить с другими крупными франчайзи: аудитория «Яндекс.Карт» насчитывает 50 млн пользователей в месяц без учета сервисов «Яндекс.Навигатора». Доход ООО «Дубльгис» в 2020 году составил 4,26 млрд руб., чистой прибыли из которой насчитывется сумма в 238,55 млн руб.
"Франчайзинг используют тогда, когда нет ресурсов или времени для собственного развития. Часто при входе в существующий сетевой бизнес крупного инвестора стратегия развития пересматривается в пользу развития собственной филиальной сети."- комментирует Анна Рождественская, эксперт franshiza.ru
"Скорее всего обязательство франчайзи по продаже бизнеса франчайзеру в договоре прямо не прописано. Но в подобных ситуациях франчайзи - всегда уязвимая сторона, так как у франчайзера достаточное количество инструментов и рычагов отозвать у партнера лицензию, либо не перезаключить с ним договор на новый срок. В технологичном бизнесе механизмов воздействия у франчайзера еще больше за счет it-составляющей. Зачастую такие сделки происходят по цене гораздо ниже рыночной стоимости, по большому счету у франчайзи нет выбора.
Логика, по которой франчайзеры выкупают конкретных франчайзи всегда разная. Первая стратегия: когда выкупают тех франчайзи, у кого заканчивается срок договора и вместо продления предлагает продажу бизнеса. Вторая стратегия: выкупаются точки согласно какой-то территориальной политики, но это чаще свойственно для розничной торговли. Третья стратегия, когда выкупают худшие точки ( например, общественном питании, если франчайзи не следует стандартам и негативно влияет на репутацию сети),"- продолжает она