Краснодарский офис "Пив&Ко" работает с мая – каковы же первые итоги? Почему в новый офис перевезли только лучших "старичков" и почему в приоритете – выстроить единую ассортиментную матрицу?
Быстро и дешево: как связаны сроки запуска франшиз и их прибыльность
- Автор: Яна Комарова
- Издание: РБК+
Быстро и дешево: как связаны сроки запуска франшиз и их прибыльность
Многие франчайзи хотят быстрее запустить свой собственный бизнес. Надо быть готовым к тому, что срок запуска, как правило, пропорционален последующей прибыльности.
"Скорость открытия бизнеса в целом очень важна, затянутый процесс — это всегда потеря денег на аренде и оплате труда уже нанятых сотрудников. Кроме того, деньги, которые есть под открытие, могли бы приносить доход", — рассуждает Алексей Грибовский, генеральный менеджер федеральной сети магазинов электроники "Позитроника".
Для тех, кто открывает бизнес по франшизе, быстрый запуск, как правило, отдельный приоритет. "Сама модель франчайзинга предполагает, что собственник будет действовать по четкому проверенному алгоритму, в том числе и на этапе запуска. Франчайзер имеет опыт сотен открытий, знает порядок оформления документов, регистрации, лицензирования, получения необходимых разрешений", — объясняет Дарья Горякина, замгендиректора по коммерции "Лабораторной службы Хеликс".
"Самый быстрый запуск, как правило, у франшиз с вложениями до 1 млн руб. — для них обычно не нужно масштабных капитальных работ и получения лицензий и сертификатов, с запуском можно уложиться в один месяц", — говорит Анна Рождественская, эксперт Franshiza.ru. "Чем дешевле франшиза, тем, как правило, в ней меньше бизнес-процессов и, соответственно, короче срок запуска", — уточняет эксперт. Это характерно, например, для сферы услуг. Такие франшизы часто даже не требуют помещения, но нужно время, чтобы набрать клиентскую базу.
Например, франшизу центра подготовки к ЕГЭ "Годограф"можно запустить за три—пять недель, говорит директор департамента франчайзинга УЦ "Годограф" Герман Липатов. "Но это, конечно, относительный параметр — одни франчайзи принципиально предельно оперативны, другие начинают основательную подготовку к проекту за три-четыре месяца. Пожалуй, это связано как с характером человека, так и с наличием опыта ведения бизнеса: опытные предприниматели способны быстро вникать в проект и максимально оперативно его реализовывать", — объясняет он.
Турагентство по франшизе "Слетать.ру" тоже можно открыть быстро — в среднем за один месяц и c вложениями 300 тыс. руб., говорит директор управляющей компании Евгений Данилович: "За это время наш отдел открытия помогает франчайзи найти и отремонтировать помещение по брендбуку, составить смету, закупить мебель у корпоративного поставщика, заказать вывеску, подготовить торжественное открытие. В этот же период проходит обучение".
Запуск франшизы петербургской сети кафе-мороженых Gelateria Plombir с инвестициями 500 тыс. руб. тоже займет в среднем месяц, рассказал руководитель отдела развития сети Евгений Драй. "Минимальные сроки запуска у нас были три недели, максимальные — до двух с половиной месяцев. Чаще всего срок затягивается из-за поиска подходящего места для аренды", — объясняет он.
Другая "бюджетная" и быстрая франшиза со сроком запуска около месяца — мобильная автомойка Fast & Shine. Вложения в нее в среднем составляют 200 тыс. руб. "У нас нет арендных платежей, практически отсутствуют капитальные вложения, — рассказывает соучредитель Fast & Shine Олег Герасимов. — Но важно правильно донести до клиента ценность нашей услуги, потому что для многих городов наш сервис до сих пор является новинкой. По сути, вся экономика сводится к тому, что клиент окупает стоимость своего привлечения за одну-две мойки, а каждая последующая мойка уже приносит прибыль". У Fast & Shine три основных направления развития: выездная мойка с заказом через мобильное приложение; мойка корпоративных автопарков; работа на паркингах торговых и бизнес-центров. Мобильное приложение для заказа выездной мойки адаптируется под любой город в течение одного дня. Для ускорения процессов к каждому партнеру прикрепляют ментора — успешного партнера из похожего по параметрам города.
Окупаются такие франшизы быстро. У Fast & Shine срок окупаемости в среднем четыре месяца, у Gelateria Plombir четыре—шесть месяцев, у "Годографа" три—пять месяцев, у "Слетать.ру" шесть—восемь месяцев. "Важно учитывать сезонность", - говорит Анна Рождественская: мобильная автомойка окупится быстрее, если открывать ее в мае-июне, а центр подготовки к ЕГЭ — если запустить его в сентябре. Но сверхприбыли такие недорогие франшизы тоже не принесут — в среднем чистая прибыль для них составляет не больше 2–3 млн руб. в год.
Медленнее, но прибыльнее
"Более дорогие франшизы, как правило, требуют больше времени на запуск", - говорит Анна Рождественская. Однако и плановые показатели прибыли, вероятнее всего, окажутся выше.
Например, для запуска автосервиса Fit Service понадобятся инвестиции от 5 млн руб. и 2–2,5 месяца. "Нужно соблюсти все внутренние стандарты: сделать внутреннюю планировку, чтобы автомобили могли разъехаться, установить оборудование, оснастить сервис инструментом, оформить зоны приема и ожидания клиента, сделать внешнее оформление станции, обучить персонал", — перечисляет гендиректор и основатель компании Данил Соловьев. Возможны и рекорды: например, один из франчайзи открылся за 21 день, но это была вторая его станция под этим брендом, он уже знал все стандарты, говорит Данил Соловьев.
На открытие магазина электроники "Позитроника" (инвестиции — 3,5 млн руб.) тоже уйдет от двух месяцев до полугода. "Сделать это быстрее практически невозможно в силу производственных процессов: нужно изготовить торговое оборудование, оформить магазин, дождаться подвоза товара, расставить его, обучить персонал. Это процессы, которые нельзя вести параллельно", — объясняет Алексей Грибовский.
Для того чтобы открыть франшизу "Лабораторной службы Хеликс", понадобится в среднем четыре месяца: нужно получить санитарно-эпидемиологические заключения, лицензии на медицинскую деятельность, подобрать персонал. Некоторые франчайзи, правда, тратили на это и около года, признается Дарья Горякина. Инвестиции в такую франшизу — от 2,5 млн руб. "В первую очередь тут играет роль желание самого франчайзи, — говорит она. — Иногда, когда помещение, в котором предполагается начать бизнес, находится у франчайзи в собственности, он может крайне неторопливо заниматься запуском, мотивируя это тем, что не несет никаких затрат на аренду. При этом франчайзи не учитывает, например, коммунальных затрат на помещение, а также недополученную прибыль, которую мог бы иметь, запустив бизнес максимально быстро". Компания-франчайзер в таком варианте не заинтересована, и теперь в договоре фиксируется максимальный срок открытия: не больше пяти месяцев, иначе франчайзи имеет шанс потерять территорию.
Затратные франшизы окупаются дольше, чем "быстрые и дешевые"
Если автосервис Fit Service открывается с нуля, то с учетом времени на реконструкцию помещения франшиза окупится минимум за год с небольшим. "Наш рекорд выхода на окупаемость — 14 месяцев при инвестициях 6,5 млн руб.", — рассказывает Данил Соловьев. В худшем случае это займет полтора года. Но чистой прибыли такой бизнес принесет больше — около 5 млн руб. в год.
Срок окупаемости у франшизы "Позитроника" — полтора года. После того, как вложения окупятся, чистая годовая прибыль будет от 7 млн руб. в год.
"Диагностический центр Хеликс" в среднем окупается за один год и два месяца, говорит Дарья Горякина, но в особенно трудных случаях это требовало и двух лет. "Тут все зависит в основном от локации и активности самого франчайзи, — говорит она. — Есть франчайзи, которые ожидают от старшего партнера не просто поддержки, но и выполнения функций управляющего центром". После выхода на окупаемость центры приносят франчайзи примерно 7 млн руб. чистой прибыли в год.
Подробнее - франшиза "Позитроника"
Подробнее - франшиза лабораторной службы Хеликс
Подробнее - франшиза "Годограф"
Подробнее - франшиза Gelateria Plombir
Подробнее - франшиза Fit Service
Читайте также
В риэлторском секторе заметен рост интереса к франшизам агентств недвижимости
Франчайзинг стремителен, как вирус. В 2004 году, по оценкам экспертов, в стране насчитывалось примерно 60 реальных розничных проектов, а в 2005-м – около 150. Производители и дистрибуторы сошлись с ритейлерами в битве за одиночные магазины, чтобы обеспечить себе последний шанс на выживание.