подобрать франшизу
Все статьи

Чужой бренд ближе к делу

  • Автор: Екатерина Вьюшкова
  • Издание: Вектор развития, Акценты, Коммерсант (Самара)

Сегодня все большей популярностью пользуются франшизы в сфере услуг бизнесу и населению, не теряют своей актуальности проекты в сфере общественного питания. Среди аутсайдеров —франчайзинговые сети магазинов одежды, обуви и аксессуаров.

На российском рынке, по инфор­мации консалтинговой компа­нии «Франкон», насчитывается порядка 1,4 тыс. франчайзинговых концепций. Причем, по данным Российской ассоциации фран­чайзинга, бизнес по франшизе демонстрирует тенденцию к ро­сту. В 2013 году в России откры­лось 2,9 тыс. франчайзи-проектов, в 2014­-м — уже 3,6 тыс.

По информации профессио­нального портала о франчайзинге Franshiza.ru, Самарская область входит в десятку самых активных в этой сфере регионов: больше всего интерес к франшизам проявляют инвесторы из Самары — 68%, в То­льятти — 27% и Сызрани — 3%.

«Несмотря на относительно не­большое количество, среди них (франчайзеров в Самарской обла­сти. — Прим. ред.) есть довольно известные федеральные сети. Это магазины торговой марки „У Палы­ча“, франшиза магазина женского нижнего белья больших размеров „Татюр“, франшиза производства резиновой плитки и брусчатки EcoStep, франшиза wellness-центра TONUSCENTR, франшиза магази­на нижнего белья „Парижанка“, франшиза клуба раннего развития „Бэби-клуб“. Отдельно можно выде­лить франшизу сети кафе-пекарен Your Pie. Компания активно разви­вается в Самарской области и про­дает франшизу. На данный момент сеть насчитывает десять точек»,—рассказывает эксперт портала Franshiza.ru Евгения Ачкасова.

По словам консультанта по фран­чайзингу компании «Франкон» Але­си Слединой, в кризис сохраняют актуальность франшизы в сфере услуг бизнесу и населению. Именно они на сегодняшний день вызывают наибольший интерес со стороны потенциальных франчайзи. Сегод­ня такие франшизы занимают 37% рынка против 35% в начале года и 30% — по итогам 2014­-го.

«Если рассматривать услуги биз­несу, то это, например, франшизы по аренде персонала или реклам­ных услуг, в сфере услуг населе­нию — предложения из сегментов „дети“, „микрофинан­сирование“»,— приводит примеры госпожа Следина

А вот франчайзинговые сети магазинов одежды, обуви, аксес­суаров, в первую очередь, пред­лагающие товары в сегментах «средний плюс» и «премиум», на­ходятся не в самом выигрышном положении. Виной тому валютные колебания на российском рынке и падение спроса на товары со сто­роны конечного потребителя, объ­ясняет Алеся Следина.

Колебания курсов валют серьезно отразились и на держателях фран­шиз, работающих в сегменте предо­ставления услуг, которые нельзя причислить к категории товаров первой необходимости. Например, в сфере ароматизации помещений. Если в западной культуре продаж аромамаркетинг — явление при­вычное и обязательное, то в России это направление только начинает набирать популярность.

«Услуги по ароматизации поме­щений сегодня относятся к катего­рии „роскошь“, это не товар первой необходимости. Поэтому, конеч­но, кризис существенно повлиял на работу нашей компании,— рас­сказывает генеральный директор самарского ООО „Концепт Холдинг“ (франчайзи компании „Третье чув­ство“, специализирующейся на аро­мамаркетинге) Анастасия Кулико­ва.— Из-за валютных колебаний компании пересмотрели свои бюд­жеты, и сейчас среди наших клиен­тов остались крупные федеральные игроки и те, кому без ароматизации помещений не обойтись, например, мужские спа-салоны».

«Антикризисные» концепции

По данным всероссийского опроса предпринимателей, проведенного в сентябре этого года Националь­ным агентством финансовых иссле­дований (НАФИ), сегодня каждый пятый предприниматель готов раз­вивать бизнес по модели франчай­зинга. В то же время ровно половина руководителей не хотели бы вести свое дело по подобной схеме. Среди тех, кто не видит возможности раз­вивать свой бизнес по франчайзин­говой модели, самый популярный аргумент в защиту своей позиции— опасения, что на франшизу не будет спроса (17%).

По словам руководителя направ­ления корпоративных исследова­ний НАФИ Ольги Стасевич, пред­приниматели не спешат работать с франшизами из-за ее дороговиз­ны. «Впрочем, стоимость может быть оправдана известностью бренда. От покупки франшизы предпринимателей может останав­ливать и большой объем предъяв­ляемых требований к франчайзи, а также недоверие к подобной мо­дели бизнеса»,— цитирует госпожу Стасевич пресс-служба НАФИ.

В то же время, по словам Евгении Ачкасовой, сегодня самарцы активно интересуются приобретением фран­шизы. «Особенно их интересуют франшизы в сфере торговли, услуг и общественного питания (форма­та „кофе с собой“, „суши с собой“). Большая часть запросов приходит­ся на франшизы с инвестициями до 1 млн рублей»,— уточняет госпо­жа Ачкасова. На сегодняшний день игроки с успешными и интересны­ми концепциями и низким уровнем инвестиций в проекты (до 1 млн. рублей) справляются с кризисом, и их франшизы пользуются спросом, добавляет Алеся Следина.

По ее словам, франчайзеры стре­мятся адаптироваться к текущей экономической ситуации и со­хранить привлекательность своих предложений. «Среди мер — сни­жение первоначального франчай­зингового платежа — паушального взноса, краткосрочное освобож­дение от выплат или снижение роялти, появление франшиз но­вых форматов с меньшим уровнем инвестиций», — говорит госпожа Следина. К примеру, эксперт отме­чает, что в сегменте общественного питания сегодня все большей попу­лярностью пользуются франшизы концепций take-away (на вынос. —Прим. ред.).

Директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева отмечает, что на российском рын­ке сегодня появилось достаточно много «антикризисных» франчай­зинговых предложений. «К при­меру, в Самаре открылось уже три дискаунт-бара Killfish. Смысл концепции в том, что франчай­зи предоставляют программное обеспечение, с помощью которого расчеты с клиентами происходят не наличными, а со специальных карт, пополняемых на кассе. За счет этого минимизируются потери от недобросовестного персонала, что очень важно в ресторанном бизнесе. При этом с помощью этой системы настроен и сетевой марке­тинг — если человек приводит дру­га, ему начисляют баллы на карту, за которые он может покупать себе алкоголь или еду. И это только одна из концепций, инноваций на са­мом деле очень много»,— уверяет госпожа Горшенева.

Голодные игры

По оценкам экспертов, на сегод­няшний день наиболее популяр­ными франшизами остаются концепции в сфере общественного питания. «Это очень легко объяс­няется. Этот вид бизнеса понятен, многие хотят им заниматься, на­деясь эффективно монетизировать доступные помещения и знание регионального рынка. При этом особой популярностью пользуют­ся именно новые концепции — дискаунт-бары с системой контро­ля движения денежных средств, мини-кофейни, позволяющие быстро делать напитки с собой, и так далее. Более традиционные форматы, давно присутствующие на рынке — к примеру, Subway,— становятся менее популярными из-за больших платежей и насы­щенности рынка», — рассуждает Маргарита Горшенева. «Учитывая сложное положение банковского сектора и общий спад, популяр­ностью пользуются бюджетные направления типа блинных, дру­гой русской национальной кухни и обычного фастфуда»,— добавляет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.

В Самарской области, по словам Евгении Ачкасовой, в сфере обще­ственного питания действительно широко представлены заведения, открытые по франчайзингу. Это кафе-мороженое «Джелато Шокола­то» и Piccolo, рестораны быстрого обслуживания Subway, рестораны итальянской кухни IL Патио, чеш­ская пивная «Пилзнер». В ноябре в городе планируется открытие хот-дог поинта Nathan`s Famous.

В Самаре работают несколько франчайзи новосибирской компа­нии «РМ Консалтинг» — это ресто­раны «Перчини» и «Чучвара». Как рассказал заместитель генераль­ного директора по франчайзингу «РМ Консалтинг» Сергей Ким, под каждый запрос от потенциальных франчайзи компания планирует индивидуальную бизнес-модель. «И если модель успешна для франчайзи и для нас — строим ресто­ран»,— говорит господин Ким.

Текущая экономическая ситуа­ция внесла коррективы в работу компаний во всех сферах, не только в сегменте общественного пита­ния,— рост во всех отраслях или существенно замедлился, или во­обще показывает отрицательную динамику. «Нет громких закры­тий, как в 2008–2009 годах, но и ро­ста 2012–2013 годов тоже не наблю­дается», — отмечает Сергей Ким. Конечно, сложностей хватает: паде­ние посещаемости, снижение стои­мости среднего чека, повышение арендных ставок, проблемы с по­ставщиками. Однако господин Ким добавляет, что все вышеперечис­ленное является «каждодневными кейсами для ресторанов». «Наши концепции имеют продуктовый набор, менее подверженный удо­рожанию, но в сегодняшних реа­лиях особенно важно держать руку на пульсе»,— признается он.

Под «крылом» большого игрока

Эксперты и игроки рынка схо­дятся во мнении, что, несмотря на определенные риски, в кризис стоит начинать бизнес именно по франшизе. Одна из главных характерных особенностей фран­чайзинга — снижение предпри­нимательских рисков. По данным Российской ассоциации франчай­зинга, по статистике, из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, тогда как из фирм, созданных в рамках франчайзинга, — только 14%.

Алеся Следина советует в кризис покупать франшизу надежного,опытного игрока. «Характер рисков тот же, что и при открытии „неза­висимого“ бизнеса, но во франчай­зинге они меньше, что особенно ак­туально сейчас»,— говорит госпожа Следина. И этому, по ее словам, есть несколько причин. Во-­первых, франчайзинг — это возможность стать частью известного бренда,cледовательно, обеспечить спрос и доверие клиентов. Во­-вторых, сотрудничество с сильным игро­ком дает сетевые скидки, а также больше рычагов для проведения переговоров и получения более выгодных условий сотрудничества с контрагентами, в первую очередь, арендодателями. В-­третьих, у франчайзера, как правило, уже есть опыт ведения бизнеса в кри­зис, а значит, держатель франшизы имеет возможность получать кон­сультации от опытного партнера, что особенно важно в текущих эко­номических условиях.

Сергей Ким также считает, что у федеральных брендов есть больше шансов выжить. Причем, по его мнению, связано это не только с узнаваемостью самого бренда, но и с наличием отработанной бизнес-системы. «Франчайзинг дает возможность собственникам бизнеса экономить множество ресурсов. Не нужны дорогостоя­щие специалисты по разработке концепции, меню, маркетинга, операционной системы и систе­мы контроля качества. Бизнес по франшизе понятен для соб­ственника, все KPI — прозрачны. Сейчас есть множество приме­ров, когда уже действующие пред­приятия покупают франчайзинг и переформатируют свои пред­приятия в федеральные концеп­ции, и это не только в сфере обще­пита. И такие примеры успешны и показательны», — объясняет Сергей Ким. «Начинать бизнес по франшизе можно всегда, по­скольку существует огромное ко­личество концепций, в том числе и антикризисных. Очевидным преимуществом такого подхода является то, что отработанная кон­цепция компенсирует отсутствие опыта, а это особенно важно для начинающих предпринимате­лей», — соглашается Маргарита Горшенева.

Рисков при открытии бизнеса по франшизе, по мнению Сергея Кима, минимум. «Но есть два мо­мента, на которые стоит обратить внимание, — говорит господин Ким. — Первое. Какой бы ни был качественный франчайзинговый пакет, необходимо присутствие собственника в бизнесе или пред­ставителя собственника. Это са­мые замотивированные люди. Второе. Нужно выбирать только опытных франчайзеров, имею­щих правильную историю и от­крывающих не только рестораны по франчайзингу, но и собствен­ные рестораны».

«Понятно, что сейчас лучше сделать ставку на доступный бюджетный сервис, который позволит людям рационально использовать свои финансы в кризисный период. Люди экономят и будут в первую очередь обращать вни­мание на те ниши, где можно будет недорого перекусить, вос­пользоваться транспортом и так далее», — считает Никита Исаев, добавляя, что заниматься биз­несом имеет смысл в любое вре­мя, «главное — найти свою нишу на рынке, чтобы уловить тенден­ции и выявить спрос».

Возможно, Вам также будет интересно:

Статья "Международная франшизы: как завоевать мир"

Читайте также

В Западной Европе и США фастфуд — настоящая «звезда» франчайзинга: на него приходится 15–20% всех работающих по франшизе предприятий. В России этот показатель на удивление низок — менее 6%; более того — российский фастфуд по крайней мере на 85% состоит из разрозненных, несетевых точек

Станислав Жирнов – франчайзи из города Стерлитамак. Сейчас он занимается двумя федеральными заказами. Причем птицефабрику Станислав нашел самостоятельно, а компания «Персональное решение» оказала помощь в решении вопросов юридической сферы и структуризации процесса.

В чем преимуществах франшизы "Танк и Хоппер"? Владелец продукта ООО "Хоппи юнион", Ольга Гришакова, рассказала о внедрении инновационных решений, потенциале автоматизации бизнеса

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru