В Западной Европе и США фастфуд — настоящая «звезда» франчайзинга: на него приходится 15–20% всех работающих по франшизе предприятий. В России этот показатель на удивление низок — менее 6%; более того — российский фастфуд по крайней мере на 85% состоит из разрозненных, несетевых точек
Чужой бренд ближе к делу
- Автор: Екатерина Вьюшкова
- Издание: Вектор развития, Акценты, Коммерсант (Самара)
Сегодня все большей популярностью пользуются франшизы в сфере услуг бизнесу и населению, не теряют своей актуальности проекты в сфере общественного питания. Среди аутсайдеров —франчайзинговые сети магазинов одежды, обуви и аксессуаров.
На российском рынке, по информации консалтинговой компании «Франкон», насчитывается порядка 1,4 тыс. франчайзинговых концепций. Причем, по данным Российской ассоциации франчайзинга, бизнес по франшизе демонстрирует тенденцию к росту. В 2013 году в России открылось 2,9 тыс. франчайзи-проектов, в 2014-м — уже 3,6 тыс.
По информации профессионального портала о франчайзинге Franshiza.ru, Самарская область входит в десятку самых активных в этой сфере регионов: больше всего интерес к франшизам проявляют инвесторы из Самары — 68%, в Тольятти — 27% и Сызрани — 3%.
«Несмотря на относительно небольшое количество, среди них (франчайзеров в Самарской области. — Прим. ред.) есть довольно известные федеральные сети. Это магазины торговой марки „У Палыча“, франшиза магазина женского нижнего белья больших размеров „Татюр“, франшиза производства резиновой плитки и брусчатки EcoStep, франшиза wellness-центра TONUSCENTR, франшиза магазина нижнего белья „Парижанка“, франшиза клуба раннего развития „Бэби-клуб“. Отдельно можно выделить франшизу сети кафе-пекарен Your Pie. Компания активно развивается в Самарской области и продает франшизу. На данный момент сеть насчитывает десять точек»,—рассказывает эксперт портала Franshiza.ru Евгения Ачкасова.
По словам консультанта по франчайзингу компании «Франкон» Алеси Слединой, в кризис сохраняют актуальность франшизы в сфере услуг бизнесу и населению. Именно они на сегодняшний день вызывают наибольший интерес со стороны потенциальных франчайзи. Сегодня такие франшизы занимают 37% рынка против 35% в начале года и 30% — по итогам 2014-го.
«Если рассматривать услуги бизнесу, то это, например, франшизы по аренде персонала или рекламных услуг, в сфере услуг населению — предложения из сегментов „дети“, „микрофинансирование“»,— приводит примеры госпожа Следина
А вот франчайзинговые сети магазинов одежды, обуви, аксессуаров, в первую очередь, предлагающие товары в сегментах «средний плюс» и «премиум», находятся не в самом выигрышном положении. Виной тому валютные колебания на российском рынке и падение спроса на товары со стороны конечного потребителя, объясняет Алеся Следина.
Колебания курсов валют серьезно отразились и на держателях франшиз, работающих в сегменте предоставления услуг, которые нельзя причислить к категории товаров первой необходимости. Например, в сфере ароматизации помещений. Если в западной культуре продаж аромамаркетинг — явление привычное и обязательное, то в России это направление только начинает набирать популярность.
«Услуги по ароматизации помещений сегодня относятся к категории „роскошь“, это не товар первой необходимости. Поэтому, конечно, кризис существенно повлиял на работу нашей компании,— рассказывает генеральный директор самарского ООО „Концепт Холдинг“ (франчайзи компании „Третье чувство“, специализирующейся на аромамаркетинге) Анастасия Куликова.— Из-за валютных колебаний компании пересмотрели свои бюджеты, и сейчас среди наших клиентов остались крупные федеральные игроки и те, кому без ароматизации помещений не обойтись, например, мужские спа-салоны».
«Антикризисные» концепции
По данным всероссийского опроса предпринимателей, проведенного в сентябре этого года Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ), сегодня каждый пятый предприниматель готов развивать бизнес по модели франчайзинга. В то же время ровно половина руководителей не хотели бы вести свое дело по подобной схеме. Среди тех, кто не видит возможности развивать свой бизнес по франчайзинговой модели, самый популярный аргумент в защиту своей позиции— опасения, что на франшизу не будет спроса (17%).
По словам руководителя направления корпоративных исследований НАФИ Ольги Стасевич, предприниматели не спешат работать с франшизами из-за ее дороговизны. «Впрочем, стоимость может быть оправдана известностью бренда. От покупки франшизы предпринимателей может останавливать и большой объем предъявляемых требований к франчайзи, а также недоверие к подобной модели бизнеса»,— цитирует госпожу Стасевич пресс-служба НАФИ.
В то же время, по словам Евгении Ачкасовой, сегодня самарцы активно интересуются приобретением франшизы. «Особенно их интересуют франшизы в сфере торговли, услуг и общественного питания (формата „кофе с собой“, „суши с собой“). Большая часть запросов приходится на франшизы с инвестициями до 1 млн рублей»,— уточняет госпожа Ачкасова. На сегодняшний день игроки с успешными и интересными концепциями и низким уровнем инвестиций в проекты (до 1 млн. рублей) справляются с кризисом, и их франшизы пользуются спросом, добавляет Алеся Следина.
По ее словам, франчайзеры стремятся адаптироваться к текущей экономической ситуации и сохранить привлекательность своих предложений. «Среди мер — снижение первоначального франчайзингового платежа — паушального взноса, краткосрочное освобождение от выплат или снижение роялти, появление франшиз новых форматов с меньшим уровнем инвестиций», — говорит госпожа Следина. К примеру, эксперт отмечает, что в сегменте общественного питания сегодня все большей популярностью пользуются франшизы концепций take-away (на вынос. —Прим. ред.).
Директор по развитию бизнеса QB Finance Маргарита Горшенева отмечает, что на российском рынке сегодня появилось достаточно много «антикризисных» франчайзинговых предложений. «К примеру, в Самаре открылось уже три дискаунт-бара Killfish. Смысл концепции в том, что франчайзи предоставляют программное обеспечение, с помощью которого расчеты с клиентами происходят не наличными, а со специальных карт, пополняемых на кассе. За счет этого минимизируются потери от недобросовестного персонала, что очень важно в ресторанном бизнесе. При этом с помощью этой системы настроен и сетевой маркетинг — если человек приводит друга, ему начисляют баллы на карту, за которые он может покупать себе алкоголь или еду. И это только одна из концепций, инноваций на самом деле очень много»,— уверяет госпожа Горшенева.
Голодные игры
По оценкам экспертов, на сегодняшний день наиболее популярными франшизами остаются концепции в сфере общественного питания. «Это очень легко объясняется. Этот вид бизнеса понятен, многие хотят им заниматься, надеясь эффективно монетизировать доступные помещения и знание регионального рынка. При этом особой популярностью пользуются именно новые концепции — дискаунт-бары с системой контроля движения денежных средств, мини-кофейни, позволяющие быстро делать напитки с собой, и так далее. Более традиционные форматы, давно присутствующие на рынке — к примеру, Subway,— становятся менее популярными из-за больших платежей и насыщенности рынка», — рассуждает Маргарита Горшенева. «Учитывая сложное положение банковского сектора и общий спад, популярностью пользуются бюджетные направления типа блинных, другой русской национальной кухни и обычного фастфуда»,— добавляет директор Института актуальной экономики Никита Исаев.
В Самарской области, по словам Евгении Ачкасовой, в сфере общественного питания действительно широко представлены заведения, открытые по франчайзингу. Это кафе-мороженое «Джелато Шоколато» и Piccolo, рестораны быстрого обслуживания Subway, рестораны итальянской кухни IL Патио, чешская пивная «Пилзнер». В ноябре в городе планируется открытие хот-дог поинта Nathan`s Famous.
В Самаре работают несколько франчайзи новосибирской компании «РМ Консалтинг» — это рестораны «Перчини» и «Чучвара». Как рассказал заместитель генерального директора по франчайзингу «РМ Консалтинг» Сергей Ким, под каждый запрос от потенциальных франчайзи компания планирует индивидуальную бизнес-модель. «И если модель успешна для франчайзи и для нас — строим ресторан»,— говорит господин Ким.
Текущая экономическая ситуация внесла коррективы в работу компаний во всех сферах, не только в сегменте общественного питания,— рост во всех отраслях или существенно замедлился, или вообще показывает отрицательную динамику. «Нет громких закрытий, как в 2008–2009 годах, но и роста 2012–2013 годов тоже не наблюдается», — отмечает Сергей Ким. Конечно, сложностей хватает: падение посещаемости, снижение стоимости среднего чека, повышение арендных ставок, проблемы с поставщиками. Однако господин Ким добавляет, что все вышеперечисленное является «каждодневными кейсами для ресторанов». «Наши концепции имеют продуктовый набор, менее подверженный удорожанию, но в сегодняшних реалиях особенно важно держать руку на пульсе»,— признается он.
Под «крылом» большого игрока
Эксперты и игроки рынка сходятся во мнении, что, несмотря на определенные риски, в кризис стоит начинать бизнес именно по франшизе. Одна из главных характерных особенностей франчайзинга — снижение предпринимательских рисков. По данным Российской ассоциации франчайзинга, по статистике, из всех вновь образованных предприятий 85% прекращают свою деятельность в течение первых пяти лет, тогда как из фирм, созданных в рамках франчайзинга, — только 14%.
Алеся Следина советует в кризис покупать франшизу надежного,опытного игрока. «Характер рисков тот же, что и при открытии „независимого“ бизнеса, но во франчайзинге они меньше, что особенно актуально сейчас»,— говорит госпожа Следина. И этому, по ее словам, есть несколько причин. Во-первых, франчайзинг — это возможность стать частью известного бренда,cледовательно, обеспечить спрос и доверие клиентов. Во-вторых, сотрудничество с сильным игроком дает сетевые скидки, а также больше рычагов для проведения переговоров и получения более выгодных условий сотрудничества с контрагентами, в первую очередь, арендодателями. В-третьих, у франчайзера, как правило, уже есть опыт ведения бизнеса в кризис, а значит, держатель франшизы имеет возможность получать консультации от опытного партнера, что особенно важно в текущих экономических условиях.
Сергей Ким также считает, что у федеральных брендов есть больше шансов выжить. Причем, по его мнению, связано это не только с узнаваемостью самого бренда, но и с наличием отработанной бизнес-системы. «Франчайзинг дает возможность собственникам бизнеса экономить множество ресурсов. Не нужны дорогостоящие специалисты по разработке концепции, меню, маркетинга, операционной системы и системы контроля качества. Бизнес по франшизе понятен для собственника, все KPI — прозрачны. Сейчас есть множество примеров, когда уже действующие предприятия покупают франчайзинг и переформатируют свои предприятия в федеральные концепции, и это не только в сфере общепита. И такие примеры успешны и показательны», — объясняет Сергей Ким. «Начинать бизнес по франшизе можно всегда, поскольку существует огромное количество концепций, в том числе и антикризисных. Очевидным преимуществом такого подхода является то, что отработанная концепция компенсирует отсутствие опыта, а это особенно важно для начинающих предпринимателей», — соглашается Маргарита Горшенева.
Рисков при открытии бизнеса по франшизе, по мнению Сергея Кима, минимум. «Но есть два момента, на которые стоит обратить внимание, — говорит господин Ким. — Первое. Какой бы ни был качественный франчайзинговый пакет, необходимо присутствие собственника в бизнесе или представителя собственника. Это самые замотивированные люди. Второе. Нужно выбирать только опытных франчайзеров, имеющих правильную историю и открывающих не только рестораны по франчайзингу, но и собственные рестораны».
«Понятно, что сейчас лучше сделать ставку на доступный бюджетный сервис, который позволит людям рационально использовать свои финансы в кризисный период. Люди экономят и будут в первую очередь обращать внимание на те ниши, где можно будет недорого перекусить, воспользоваться транспортом и так далее», — считает Никита Исаев, добавляя, что заниматься бизнесом имеет смысл в любое время, «главное — найти свою нишу на рынке, чтобы уловить тенденции и выявить спрос».
Возможно, Вам также будет интересно:
Статья "Международная франшизы: как завоевать мир"Читайте также
Станислав Жирнов – франчайзи из города Стерлитамак. Сейчас он занимается двумя федеральными заказами. Причем птицефабрику Станислав нашел самостоятельно, а компания «Персональное решение» оказала помощь в решении вопросов юридической сферы и структуризации процесса.
В чем преимуществах франшизы "Танк и Хоппер"? Владелец продукта ООО "Хоппи юнион", Ольга Гришакова, рассказала о внедрении инновационных решений, потенциале автоматизации бизнеса