подобрать франшизу
Все статьи

Эко-бизнес на миллион долларов

  • Автор: Полина Русяева
  • Издание: Коммерсант Секрет Фирмы

Позади 128 км и полтора часа езды на машине. Рядом — экоферма "Коновалово". Типичный сельский пейзаж в желто-зеленых красках и обычные сельские запахи. По сравнению с неумолкающим городом здесь оглушающая тишина. На небольшом щите аккуратного деревянного забора, который окружает четыре гектара территории фермы, красуется портрет Александра Коновалова с приветственными словами. У входа нас встречает владелец фермы — такой же приветливо улыбающийся, как и на портрете. О ногу Коновалова трется бело-рыжий котенок Барсик.

— Сначала чаек с травками и медком попьем, а потом я вам покажу свои владения,— по-хозяйски решает Коновалов и направляется в сторону кафе.

Когда три года назад Александр Коновалов решил поменять офисную жизнь на деревенскую, друзья и знакомые поддержали его не сразу. "Ты сумасшедший! Как бизнесмен я тебя не понимаю,— вспоминает свою первую реакцию Владимир Довгань, бывший партнер Коновалова по MLM-сети "Эдельстар".— Но как друг, безусловно, поддерживаю". В 2009 году Коновалов построил близ деревни Степаньково свою ферму "Коновалово".

В свой проект Коновалов вложил около $1 млн собственных средств, почти 70% которых ушли на строительство, остальное — на покупку земли, оборудования, животных и на зарплату сотрудникам.

— Голландский племенной скот с первоклассными генетическими задатками,— говорит Коновалов, гладя черную облепленную оводами корову Цыганку. Если "среднестатистические" российские коровы дают 15 л молока в сутки, то Цыганка — до 30. Каждая корова, закупленная для фермы, обошлась предпринимателю в 80-100 тыс. руб., что почти втрое выше стоимости российского скота.

На ферме живут 35 овец, 30 гусей, 25 кроликов, 11 коз, 15 свиней, 10 коров, пять телят, по полсотни кур-несушек и бройлеров, по 20 уток и индюков, а еще пони по кличке Федор.

— Мы не применяем стимуляторы роста, гормоны, ГМО, инъекции, искусственные добавки, консерванты и другие химикаты,— утверждает Коновалов.

Коровы предназначены только для дойки. При этом ежемесячно на ферме "Коновалово" производят, например, по 150 кг свиного и куриного мяса, по 50 кг баранины и утки. Еженедельно на экоферме забивают теленка, поросенка или барашка, если набирается достаточное количество заказов.

Полевые работы

На самоокупаемость ферма вышла уже через полгода. Около 30-40% выручки ферма получает от экотуризма, столь популярного в мире, но пока не развитого в России. Никакой рекламы для привлечения туристов Коновалов не дает: все гости приходят либо по рекомендациям знакомых, либо найдя информацию в интернете. Почти каждый уик-энд "Коновалово" принимает желающих приобщиться к сельской жизни: на территории фермы расположены отель на 16 постояльцев, кафе на 30 "едоков", баня и пруд. Стоимость двухместного номера в отеле с завтраком — 3 тыс. руб. в сутки.

Вторая статья доходов "Коновалово" — продажа продукции (более 100 наименований) через собственный интернет-магазин и открытую в июне этого года в коттеджном поселке "Княжье озеро" на Новорижском шоссе первую розничную точку "Экокластер". Поначалу основными потребителями продукции были друзья и знакомые семьи, сегодня — более 170 постоянных покупателей, живущих в основном на Новой Риге, Рублевке и в Москве. Вроде бы немного, но при среднем чеке 2-3 тыс. руб. получается ежемесячная выручка около 900 тыс. руб.

Литр молока от "Коновалово" с доставкой на дом обойдется в 140 руб. Высокую стоимость продукции Коновалов объясняет дорогой экоинфраструктурой фермы, большим количеством ручного труда и более дорогими расходными материалами. Однако рентабельность производственного бизнеса экофермы, по словам самого Коновалова, составляет 30-35%. Это еще одно объяснение, почему фермерское молоко в три раза дороже пакетированного.

К концу 2010 года Коновалов вышел на оборот 600 тыс. руб. в месяц. Это был переломный момент. Его ферма приблизилась к максимальным объемам производства. Что дальше?

Теоретически можно расширять площади и увеличивать поголовье, но тогда "Коновалово" из небольшого семейного хозяйства превратится в "очередной агрокомплекс". Коновалов этого категорически не хочет:

— Я должен буду увеличивать штат, обучать персонал, закупать оборудование, строиться, уделять дополнительное время всем этим вопросам.

Самое главное — дальнейшее расширение требовало новых инвестиций в землю, животных, строительство. В июне прошлого года Коновалов нашел решение: принялся создавать объединение "Экокластер", под флагом которого начал собирать единомышленников. Правда, вместо одной своей фермы ему теперь приходится контролировать десятки. Зато при минимальных инвестициях получается куда больший доход.

Копеечка к копеечке

Идея "Экокластера" проста: под единым брэндом собрать продукцию небольших фермерских хозяйств, которым поодиночке дорого продвигать свои товары. Нужно было решить две ключевые задачи: создать брэнд и найти партнеров.

С первым пунктом предприниматель справился за вечер. И хотя бизнесмен уверяет, что его друзья Владимир Довгань и Андрей Коркунов, основатель шоколадной фабрики "А. Коркунов", не имеют отношения к идее, частью торговой марки "Экокластер" Коновалов сделал в прямом смысле себя — на продукции объединения красуется тот же самый портрет, что и на входе на экоферму.

"Человек-брэнд — хорошая стратегия, — считает Алексей Фадеев, творческий директор агентства Depot WPF.— Когда покупатель переплачивает в десять раз за продукт, он должен убедить себя, что это того стоит. Такие покупки может позволить себе серьезная и циничная публика, поэтому рассказывать им про родниковую воду и заботливые руки крестьянок бесполезно. В этом случае персональная ответственность владельца брэнда является некоей гарантией качества".

Сложностей с поиском партнеров тоже не возникло: к тому моменту имя Коновалова уже было известно рынку. По воспоминаниям нескольких участников "Экокластера", изначально к Коновалову они относились как к "бизнесмену-дауншифтеру, которому, похоже, все удалось", как к "автору нескольких прикольных книг про эко", к "парню, который постоянно светится в прессе". За первые три месяца в ряды "Экокластера" вступили три десятка партнеров, сейчас их 76, две трети — производители экологически чистых продуктов питания, косметики, товаров для дома и т. д., остальные — дистрибуторы. Всего участники "Экокластера" сегодня предлагают почти 450 различных наименований товаров. Для сравнения: в магазинах "Био-маркет", принадлежащих корпорации "Органик" Николая Цветкова, представлено около 2,5 тыс. наименований продукции.

В штате предпринимателя два обученных Коноваловым инспектора, которые изучают у будущего партнера всю цепочку производства — она должна соответствовать 80-страничному сборнику экостандартов, придуманных Коноваловым. Проверка фермы занимает один-два дня. Запланированы как обязательные перепроверки раз в год, так и внеочередные — если возникнут вопросы по качеству продукции.

Если проверка проходит успешно, Коновалов подписывает с партнером договор, в котором оговорены технологии производства будущей продукции для "Экокластера", а также цены, сроки и объемы поставок. Партнеры платят Коновалову по 5 тыс. руб. в месяц за размещение информации о своих продуктах на сайте объединения. Кроме того, основателю "Экокластера" достается розничная наценка на партнерскую продукцию 30-35%. Производитель может реализовывать дополнительные объемы продукции под брэндом "Экокластер" и самостоятельно — за 15-процентную комиссию с продаж.

В августе этого года бизнесмен решил повысить экостатус своего объединения и привлек армянскую компанию Ecoglobe, которая будет сертифицировать продукцию "Экокластер" как органическую. Стоимость услуг Ecoglobe — около 30 тыс. руб. в год за одно товарное наименование "Экокластера". Это втрое дешевле услуг компаний из Евросоюза.

С марта по июнь этого года суммарный объем продаж "Экокластера" составил около $1 млн. Почти треть этой суммы пришлась на ферму Коновалова (доходы от ее реализации распределены между двумя юрлицами в зависимости от каналов сбыта — КФХ "Экоферма "Коновалово"" или ООО "Экокластер"). По планам бизнесмена, годовой оборот объединения по итогам 2012-го должен составить $6-8 млн, для чего Коновалов ищет новые каналы сбыта. Так, до конца года откроются еще два розничных магазина "Экокластер" (оба по франшизе). К тому же в августе этого года Коновалов подписал соглашение о продаже молочной продукции в сети "Био-маркет".

По расчетам СФ, уже сейчас ежемесячный заработок Коновалова на продукции партнеров по "Экокластеру" сопоставим с доходами его фермы. Похоже, масштабирование фермы "Коновалово" прошло успешно.

Читайте также

Владелец австрийского бренда кофеен Coffeeshop купил долю в бизнесе в России, чтобы поддержать развитие своего самого быстрорастущего франчайзи

Один из важнейших показателей любого бизнеса - окупаемость инвестиций. Разберемся, как рассчитать окупаемость, какие способы и формулы существуют. Окупаемость затрат и инвестиций.

Вторая часть самых частых ошибок, которые допускают франчайзи, по мнению «Пив&Ко»

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru