Открытие собственной клиники привлекает многих предпринимателей, однако множество вопросов возникает у тех, кто не имеет медицинского образования. Может ли такой человек воплотить эту идею в жизнь? Ответ — да, но важно учесть ряд моментов.
Франшизы быстрого питания фастфуд
- Издание: Franshiza.ru
Фастфуд – один из популярнейших сегментов российского бизнеса, который демонстрирует положительные темпы роста уже более 10 лет. Все эти годы наблюдается взлет сетевых игроков и закрытие точечных. Ставка на меню из монопродуктов, без приготовления впрок позволяет минимизировать издержки.
Востребованность быстрого питания стимулирует бурное развитие франчайзинга. В помощь предпринимателям – доступность вложений, упрощенные и вариативные технические требования, быстрая отдача. На этот путь вступили и те, кто придерживался только корпоративной стратегии. Компания "Макдоналдс", заключившая первый франчайзинговый договор лишь в 2012 году, сегодня ориентирована на соглашения с партнерами, которые располагают ресурсами для развития сети на региональном уровне.

Разнообразие концепций
Рынок общественного питания представлен национальными и зарубежными компаниями. Причем именно фастфуд как индикатор отражает тенденции и актуальность направления той или иной кухни.
Помимо "классики" жанра, закусочных с ассортиментом из бургеров и хот-догов, широко распространены кофейни, кондитерские, пекарни, пиццерии, лапшичные (японская, паназиатская, восточная кухни), доставка еды на дом. Предприниматели отдают предпочтение раскрученным или креативным брендам и недорогим по вложениям проектам, инвестиции в которые составляют 2-12 млн. рублей.
Участники рынка и условия франшиз
Традиционно сегмент фаст-фуда состоял больше из зарубежных брендов, но в 2025 году можно констатировать яркое замещение международных игроков отечественными и бурное развитие брендов из регионов РФ. В ТОП самых крупных игроков сегмента фаст-фуд сегодня входят Rostic's, "Вкусно и точка", "ДОДО пицца" и другие.
Франшизы традиционных заведений быстрого питания
| Компания | Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) | Инвестиции | Паушальный взнос | Роялти |
| Стардогс | 319 | От 1,2 млн руб. - в зависимости от формата | 350 тыс. руб. | 2%, но не менее 10 тыс. руб. |
| Subjoy | 142 | От 5 млн. руб. | 750 тыс. руб. | 5% |
| Carl's Jr. | 10 | От 20 млн. руб. | 30 тыс. долларов | 5% + НДС |
Мода на здоровое питание не обошла и фастфуд. В свою очередь, многие рестораны и кафе подхватывают тенденции рынка и адаптируют свои концепции, разрабатывая мобильные вариации, включая фудкорты и фудтраки с ускоренной выдачей заказа.
Отечественные аналоги заведений быстрого питания, в меню которых вместо бургеров привычные "народные" блюда, также стали полноправными участниками рынка. Франчайзеров все больше интересует экспансия в регионы и ближнее зарубежье. Группой компаний "Крошка Картошка" уже открыто более несколько сотен кафе. Новосибирская сеть "Вилка-Ложка" изначально сделала ставку на "домашнюю" еду и из формата столовой преобразовалась в рестораны быстрого обслуживания.
Направления франшиз быстрого питания
Пиццерии быстро стали популярными, и нередко компании развивают по франшизе сразу несколько форматов. Именно в пиццериях наиболее сильно чувствуется укрепление тренда на доставку и "темные кухни".
Франшизы пиццерий
| Компания | Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) | Инвестиции | Паушальный взнос | Роялти |
| "Папа Джонс" | >200 | От 8 млн. руб. | 800 тыс. руб. | 4-7% от оборота |
| "Додо Пицца" | 1036 | От 4,5 млн руб. | 350 тыс. руб. + НДС | 3,5% от выручки –1-й год, 5% от выручки – в последующие годы |
| Domino’s Pizza | 120 (23) | От 13 млн. руб. | 1,1 млн руб. | от 3,5% (без НДС) |
| Pizza Heart | 49 (42) | От 5 млн. руб. | 650 тыс. руб. | 4% |
Экзотическая восточная еда становится доступнее для любителей гастрономических экспериментов. Ежегодно увеличивается количество лапшичных, заведений японской, паназиатской кухни. Растут и объемы выручки.
Стихийное открытие китайских ресторанов не убавило их жизнеспособности и тоже дало толчок к разработке программ франчайзинга.
Франшизы заведений японской, паназиатской, восточной кухонь
| Компания
| Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) | Инвестиции | Паушальный взнос | Роялти |
| Суши Wok | 775 (540) | От 2,8 млн. руб. | от 250 тыс. руб. | 4% |
| Сушишоп | 150 (100) | От 1,45 млн. руб. | 300 тыс. руб. | 30 тыс. руб. |
| СушиСет | >210 | От 1,5 млн. руб. | от 99 тыс. руб. | 1% первые 3 мес., далее 3-4% |
| Воккер | <15 | 3,5 млн. руб. | 500 тыс. руб. | 5% |
Приток потребителей из ресторанного сегмента в кофейни, желающих не только выпить качественный кофе, но и вкусно перекусить, побудил владельцев сетей добавлять основные блюда, формировать специальные предложения на завтраки и ланчи, продавать напитки и еду на вынос. Появляются новые интересные концепции. Например, сеть кофеен "Здрасте", которая позиционирует себя как заведения для спальных районов с высоким уровнем сервиса.
В России давно прижились кофейни фиксированных цен: One Price Coffee, Cofix и их последователи.
В 2024 году в России вернулся тренд на Бабл-ти и подобные напитки. В 2025 году этот тренд укрепился, а Бабл стал чуть ли не популярнее кофе.
Франшизы кофеен
| Компания | Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) | Инвестиции | Паушальный взнос | Роялти |
| Tea funny | 56 | От 2,5 млн руб. | от 320 тыс. руб. | Отсутствуют |
| Coffeeshop Company | 53 (42) | От 2,5 млн. руб. | от 150 тыс. руб. | 3-6% |
| Бодрый день | >180 | от 1,3 млн руб. | От 300 тыс. руб. | 3% |
| Stars Coffee | 120 | От 12 до 22 млн руб. | 2,5 млн руб. | 6% |
Еще один заметный сегмент франшиз быстрого питания — кафе-мороженое и так называемый "вафельный фастфуд". Сети "33 Пингвина", бессменному участнику рейтингов франшиз, принадлежит 1200 точек по продаже более 50 видов мороженого, расположенных в 175 городах России, Казахстана, Беларуси, Монголии.
Желающий купить франшизу получает богатейший выбор форматов "на вкус и цвет": точка в торговом центре или в зоне кинотеатра (пристенная или угол, остров, фудкорт, кафе), стрит фуд (тележка с зонтиком), бонеты рядом с кассами в супермаркете, бренд витрина.
Сеть Vaffel предлагающей франшизу фаст фуд с форматами мобильного киоска на колесах для уличной торговли, павильона, острова и полноценного кафе по индивидуальному проекту, среди преимуществ.
Тенденции на рынке
Предрекают успех заведений fast casual — "экологичное" меню и возможность сделать персональный заказ из перечня продуктов или в рамках конкретного блюда. Потребитель уже начинает обращать внимание на блюда из продуктов, выращенных без антибиотиков и иной химии.
Сетевые компании будут стремиться удовлетворить запросы на оригинальность и новые вкусы. "Макдоналдс" привлекает шеф-поваров со звездами Мишлен для разработки бургеров. В заведениях фастфуд все чаще готовят на месте, демонстрируя отсутствие полуфабрикатов как конкурентное преимущество.
Перспективы франчайзинга
На сегодняшний день франшиза фаст фуда – одна из первых ассоциаций, когда речь идет о франчайзинге. Сегмент быстрого питания в неустойчивых экономических условиях растет, несмотря ни на что. И продолжит это делать. Меняются только тренды на кухни и форматы.
Читайте также
В риэлторском секторе заметен рост интереса к франшизам агентств недвижимости
Несколько важных лайф-хаков, как выбрать франшизу на выставке