подобрать франшизу
Все статьи

Франшизы быстрого питания фастфуд

  • Издание: Franshiza.ru

Фастфуд – один из популярнейших сегментов российского бизнеса, который демонстрирует положительные темпы роста уже более 10 лет. Все эти годы наблюдается взлет сетевых игроков и закрытие точечных. Ставка на меню из монопродуктов, без приготовления впрок позволяет минимизировать издержки.

Востребованность быстрого питания стимулирует бурное развитие франчайзинга. В помощь предпринимателям – доступность вложений, упрощенные и вариативные технические требования, быстрая отдача. На этот путь вступили и те, кто придерживался только корпоративной стратегии. Компания "Макдоналдс", заключившая первый франчайзинговый договор лишь в 2012 году, сегодня ориентирована на соглашения с партнерами, которые располагают ресурсами для развития сети на региональном уровне.

Разнообразие концепций

Рынок общественного питания представлен национальными и зарубежными компаниями. Причем именно фастфуд как индикатор отражает тенденции и актуальность направления той или иной кухни.

Помимо "классики" жанра, закусочных с ассортиментом из бургеров и хот-догов, широко распространены кофейни, кондитерские, пекарни, пиццерии, лапшичные (японская, паназиатская, восточная кухни), доставка еды на дом. Предприниматели отдают предпочтение раскрученным или креативным брендам и недорогим по вложениям проектам, инвестиции в которые составляют 2-12 млн. рублей.

Участники рынка и условия франшиз

Традиционно сегмент фаст-фуда состоял больше из зарубежных брендов, но в 2025 году можно констатировать яркое замещение международных игроков отечественными и бурное развитие брендов из регионов РФ. В ТОП самых крупных игроков сегмента фаст-фуд сегодня входят Rostic's, "Вкусно и точка", "ДОДО пицца" и другие.

Франшизы традиционных заведений быстрого питания

Компания Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) Инвестиции Паушальный взнос Роялти
Стардогс 319 От 1,2 млн руб. - в зависимости от формата 350 тыс. руб. 2%, но не менее 10 тыс. руб.
Subjoy 142 От 5 млн. руб. 750 тыс. руб. 5%
Carl's Jr. 10 От 20 млн. руб. 30 тыс. долларов 5% + НДС

Мода на здоровое питание не обошла и фастфуд. В свою очередь, многие рестораны и кафе подхватывают тенденции рынка и адаптируют свои концепции, разрабатывая мобильные вариации, включая фудкорты и фудтраки с ускоренной выдачей заказа.

Отечественные аналоги заведений быстрого питания, в меню которых вместо бургеров привычные "народные" блюда, также стали полноправными участниками рынка. Франчайзеров все больше интересует экспансия в регионы и ближнее зарубежье. Группой компаний "Крошка Картошка" уже открыто более несколько сотен кафе. Новосибирская сеть "Вилка-Ложка" изначально сделала ставку на "домашнюю" еду и из формата столовой преобразовалась в рестораны быстрого обслуживания.

Направления франшиз быстрого питания

Пиццерии быстро стали популярными, и нередко компании развивают по франшизе сразу несколько форматов. Именно в пиццериях наиболее сильно чувствуется укрепление тренда на доставку и "темные кухни".

Франшизы пиццерий

Компания Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) Инвестиции Паушальный взнос Роялти
"Папа Джонс"  >200 От 8 млн. руб. 800 тыс. руб. 4-7% от оборота
"Додо Пицца" 1036 От 4,5 млн руб. 350 тыс. руб. + НДС 3,5% от выручки –1-й год, 5% от выручки – в последующие годы
Domino’s Pizza 120 (23) От 13 млн. руб. 1,1 млн руб. от 3,5% (без НДС)
Pizza Heart 49 (42) От 5 млн. руб. 650 тыс. руб. 4%

Экзотическая восточная еда становится доступнее для любителей гастрономических экспериментов. Ежегодно увеличивается количество лапшичных, заведений японской, паназиатской кухни. Растут и объемы выручки.

Стихийное открытие китайских ресторанов не убавило их жизнеспособности и тоже дало толчок к разработке программ франчайзинга.

Франшизы заведений японской, паназиатской, восточной кухонь

Компания

 

Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) Инвестиции Паушальный взнос Роялти
Суши Wok 775 (540) От 2,8 млн. руб. от 250 тыс. руб. 4%
Сушишоп 150 (100) От 1,45 млн. руб. 300 тыс. руб. 30 тыс. руб.
СушиСет >210 От 1,5 млн. руб. от 99 тыс. руб. 1% первые 3 мес., далее 3-4%
Воккер <15 3,5 млн. руб. 500 тыс. руб. 5%

Приток потребителей из ресторанного сегмента в кофейни, желающих не только выпить качественный кофе, но и вкусно перекусить, побудил владельцев сетей добавлять основные блюда, формировать специальные предложения на завтраки и ланчи, продавать напитки и еду на вынос. Появляются новые интересные концепции. Например, сеть кофеен "Здрасте", которая позиционирует себя как заведения для спальных районов с высоким уровнем сервиса.

В России давно прижились кофейни фиксированных цен: One Price Coffee, Cofix и их последователи.

В 2024 году в России вернулся тренд на Бабл-ти и подобные напитки. В 2025 году этот тренд укрепился, а Бабл стал чуть ли не популярнее кофе.

Франшизы кофеен

Компания Кол-во предприятий на территории России (в т.ч. франчайзинговых) Инвестиции Паушальный взнос Роялти
Tea funny 56 От 2,5 млн руб. от 320 тыс. руб. Отсутствуют
Coffeeshop Company 53 (42) От 2,5 млн. руб. от 150 тыс. руб. 3-6%
Бодрый день >180 от 1,3 млн руб. От 300 тыс. руб. 3%
Stars Coffee 120 От 12 до 22 млн руб. 2,5 млн руб. 6%

Еще один заметный сегмент франшиз быстрого питания — кафе-мороженое и так называемый "вафельный фастфуд". Сети "33 Пингвина", бессменному участнику рейтингов франшиз, принадлежит 1200 точек по продаже более 50 видов мороженого, расположенных в 175 городах России, Казахстана, Беларуси, Монголии.

Желающий купить франшизу получает богатейший выбор форматов "на вкус и цвет": точка в торговом центре или в зоне кинотеатра (пристенная или угол, остров, фудкорт, кафе), стрит фуд (тележка с зонтиком), бонеты рядом с кассами в супермаркете, бренд витрина.

Сеть Vaffel предлагающей франшизу фаст фуд с форматами мобильного киоска на колесах для уличной торговли, павильона, острова и полноценного кафе по индивидуальному проекту, среди преимуществ.

Тенденции на рынке

Предрекают успех заведений fast casual — "экологичное" меню и возможность сделать персональный заказ из перечня продуктов или в рамках конкретного блюда. Потребитель уже начинает обращать внимание на блюда из продуктов, выращенных без антибиотиков и иной химии.

Сетевые компании будут стремиться удовлетворить запросы на оригинальность и новые вкусы. "Макдоналдс" привлекает шеф-поваров со звездами Мишлен для разработки бургеров. В заведениях фастфуд все чаще готовят на месте, демонстрируя отсутствие полуфабрикатов как конкурентное преимущество.

Перспективы франчайзинга

На сегодняшний день франшиза фаст фуда – одна из первых ассоциаций, когда речь идет о франчайзинге. Сегмент быстрого питания в неустойчивых экономических условиях растет, несмотря ни на что. И продолжит это делать. Меняются только тренды на кухни и форматы.

Читайте также

Открытие собственной клиники привлекает многих предпринимателей, однако множество вопросов возникает у тех, кто не имеет медицинского образования. Может ли такой человек воплотить эту идею в жизнь? Ответ — да, но важно учесть ряд моментов.

В риэлторском секторе заметен рост интереса к франшизам агентств недвижимости

Несколько важных лайф-хаков, как выбрать франшизу на выставке