подобрать
Все статьи

Какие франшизы не боятся рецессии?

  • Автор: Перевод и редакция - Ачкасова Евгения, консультант Franshiza.ru
  • Дата публикации: 03 Июль 2013
  • Издание: Radio Praha, Franshiza.ru
Несмотря на кризисное время в стране, на чешском рынке зарегистрирован значительный рост франшиз в прошлом году, связанный с приходом новых международных брендов, и с повышением активности уже присутствующих брендов, стремящихся расширить свою деятельность в регионе.

В период рецессии и падения расходов домашних хозяйств, как внутренние, так и международные франчайзеры говорят, что есть хорошие возможности развития в Чешской Республике с точки зрения рабочей силы и цен на недвижимость. Некоторые американские сети, такие как McDonalds и KFC развиваются в Чешской Республике уже на протяжении почти двух десятилетий. Чехи сегодня могут также съесть гамбургер в Burger King, выпить кофе в Starbucks, или перекусить в T.G.I. Friday’s .

Большинство иностранных франшиз, вышедших на рынок Чехии надежно закрепились и зарекомендовали себя с лучшей стороны, и лишь небольшому числу из них так и не удалось добиться успеха. На чешском рынке франчайзинга сегодня наблюдается значительная активность, и все больше американских брендов сейчас стремятся быть представленными в Чешской Республике и других странах Восточной Европы.

Одним из таких проектов является Chuck E. Cheese's - сеть ресторанов для всей семьи. (Портал Franshiza.ru писал о возможном выходе франшизы Chuck E. Cheese's на российский рынок -http://franshiza.ru/news/read/pizza_razvlecheniy_ot_chuck_e_cheeses).

Пиццерии Chuck E. Cheese's рассчитаны на младших дошкольников и внешним видом напоминают больше парк развлечений, чем заведение общепита. В данных кафе можно заняться видеоиграми, поездить на мини-паровозиках и полазать по искусственным скалам. Главной статьей дохода сети являются детские праздники.

В настоящее время в Соединенных Штатах действует свыше 500 ресторанов. Кроме этого, сеть представлена в Канаде, Гватемале, Саудовской Аравии, Турции, Мексике и других странах. Сеть работает по франчайзингу. Входным билетом в бизнес является сумма в 800 000 долларов.

Европейским коллегам удалось задать несколько вопросов директору по глобальному развитию сети Chuck E. Cheese's, Карлосу де Леон: «Мы хотели бы найти компанию, которая может взять на себя развитие всего рынка. Это мой первый визит в Прагу с этим брендом, и я уже провел переговоры здесь с несколькими заинтересованными людьми. Они в текущий момент занимаются похожим бизнесом, поэтому для них такой переход должен быть не сложным. Мы планируем определиться с выбором нашего Чешского франчайзи в ближайшие 90 дней, а первое открытие, вероятно, будет в следующем году, примерно через 12 месяцев."

Другая американская марка быстрого питания - сеть ресторанов Dairy Queen, которой нет в Европе вообще, в настоящее время также ищет партнера в Чешской Республике. Амир Кремер вице-президент компании по международному развитию рассказывает: «Мы смотрим на Чешскую Республику как часть более широкой карты Центральной Европы, которая станет в центре нашего внимания в будущем. Мы вели переговоры с различными компаниями, но мы также ориентируемся на более сильных и перспективных региональных франчайзи. Некоторые из них обратились к нам из соседних стран, и мы также рассматриваем их предложения. Это занимает больше времени, чем мы ожидали, но мы должны быть уверенными,, что подписываем соглашение с нужными людьми».

Такие франшизы как  Texas Chicken, Cold Stone Creamery, Denny’s, Great American Cookies и некоторые другие также присматриваются к Чехии. "Стоит отметить, что сети мороженого Dairy Queen и Cold Stone, а также рестораны Denny's и Great American Cookies в России тоже пока не представлены, - комментирует Оксана Созинова, руководитель портала Franshiza.ru. - Но это только вопрос времени."  

Биллу Шрайберу из Texas Chicken был задан вопрос, почему они сосредоточены на развитии в Восточной Европе, а не на более богатых странах Запада. «Западная Европа не является чем-то, чем мы хотим сейчас ограничится. Но в Восточной Европе, мы очень заинтересованы, и мы на самом деле только что открыли вторе заведение в Киеве, Украине. Люди в Восточной Европе едят больше курицы на душу населения, чем на Западе. Кроме того, здесь есть более широкие возможности с точки зрения возврата инвестиций. Открытие точек в Восточной Европе мы оцениваем гораздо более перспективным делом, чем в Западной Европе."

Чешская экономика сейчас переживает затяжной спад, самый длинный с момента падения коммунизма. Реальная заработная плата снижается, и люди тратят меньше, что, в свою очередь , углубляет экономическую стагнацию. Но для некоторых американских сетей, это время больших возможностей.


Карлос-де-Леон из Chuck E. Cheese
говорит, что низкие цены на недвижимость заставляют компании более пристально присмотреться к возможности развития в Восточной Европе: "Никогда не бывает идеального времени, чтобы выйти на рынок. Но мы чувствуем, что наш бренд очень доступен. В США семья может прийти и провести целый день в наших заведениях за едой и развлечением без необходимости тратить много денег. Так что это как раз то, что имело бы смысл вывести на рынок, где экономика находится в рецессии."

Но интерес к рынку Чехии не ограничивается только франшизами общественного питания, свои планы на страну высказывают также многие концепции, такие как магазины одежды, косметики, розничной торговли, продажи недвижимости, а также ряд образовательных и медицинских услуг.

В прошлом году на чешском рынке франчайзинга наблюдали рост примерно на 22 %. Факт, заслуживающий внимания состоит в том, что, в отличие от прошлых лет, большинство из франчайзинговых концепций являются брендами национального уровня.

Это подмечает Петра Ритсшелова, глава Чешской Ассоциации Франчайзинга: "Чешские концепции занимают 60 % рынка, что говорит о их успешности. Один из самых быстроразвивающихся - магазин фермерских продуктов. Я думаю, это потому, что чехов сегодня гораздо больше стало интересовать, что именно они едят и они лучше заботиться о своем здоровье."

Петра отметила, что, согласно последним сообщениям, все сегменты рынка франчайзинга выросли в 2012 году, но рынок фаст фуда все равно остается наиболее динамичным сектором. "Общественное питание остается самым популярным сектором, с 22 концепциями и 14-процентной долей рынка. Сектор сохраняет самую большую долю, хотя доля других отраслей также увеличилась, таких как услуги в сфере недвижимости, здравоохранения, фитнеса, а также услуги для пожилых людей и образовательных услуг для детей и взрослых ".

Одна концепция франчайзинга, которая была успешно создана в Чешской Республике это «Buyers' Choice Home Inspection», службы, которая занимает свою особенную нишу на чешском рынке. Менеджер по продажам чешской компании Томаша Шимон объясняет, почему они решили купить франшизу, а не развивать свой бизнес с нуля: "Мы поняли, что лучше работать в паре с сильным партнером, который уже делает то же самое. Они делают это на другом рынке, но у них есть опыт, у них есть сотни инспекторов, которые могут помочь и посоветовать нам. Мы знаем, рынок здесь отличается, а значит, мы должны адаптировать все руководство и скорректировать концепцию, но это очень полезно иметь возможность использовать опыт Канады и США."

Другая причина для инвестирования во франчайзинг - это закупка по оптовым ценам, что может значительно снизить затраты партнера, как отмечает Петра Ритсшелова из Чешской ассоциации франчайзинга. "Ведение бизнеса в соответствии с установленными брендом требованиями имеет ряд преимуществ. Например, компании все больше осознают необходимость сократить расходы, чтобы выжить. Один из способов сделать это - купить продукты по более низким ценам, и стать частью глобальной франшизы. Массовые закупки под единым брендом позволят добиться более низких цен. Это делает продукцию более доступной для держателей франшизы, которые в свою очередь, могут в ответ предложить качественную продукцию по более низким ценам для своих клиентов."

Самая большая проблема в расширении рынка франчайзинга заключается в поиске подходящего партнера. Стоимость франшизы варьируется от нескольких сотен тысяч крон до десятков миллионов в случае мастер франшизы для крупных международных сетей. Но чешские предприниматели, похоже, готовы начать свой бизнес с полной поддержкой материнских компаний, и на чешском рынке франчайзинга устанавливается благоприятная ситуация для дальнейшего роста в ближайшие годы.

Читайте также

Эксперты сходятся во мнении, что 2011 год стал моментом оживления франчайзинга после кризиса.

Основатель сети Travelers Coffee — о том, как сделать великолепный кофе для русских, которые родились в галстуках

Самые часто задаваемые вопросы по франшизе "Тайммет Вторчермет"

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru