Сложившаяся в мире ситуация всего за несколько недель коренным образом изменила общую картину развития экономики
KFC или Rostic's: что будет с франшизой?
- Издание: Franshiza.ru
Новости об уходе с российского рынка бренда KFC не стали неожиданностью. После громкого прощания с американской корпорацией McDonald’s специалисты и простые потребители продуктов быстрого приготовления задавались вопросом: "Кто следующий?" К тому же опыт ресторанов Вкусно — и точка показал то, что от перемены торгового знака количество людей в очереди к кассе не уменьшилось.
История бренда KFC
Бренд KFC имеет прекрасную историю. С неё можно начинать книги про поздний расцвет или как добиться успеха после 40 лет. Отец-основатель Kentucky Fried Chicken, Харланд Сандерс, когда ему шёл уже пятый десяток услышал по радио ободряющую речь про то, что в любом возрасте можно начать своё любимое дело. Собственно, так мистер Сандерс и поступил. Купил бензозаправочную станцию в городке Корбин, штат Кентукки. Там и открыл своё первое кафе для проезжающих мимо путешественников.
Заведение стало популярным настолько, что местный губернатор присвоил Харланду звание «полковника Кентукки» за заслуги в кулинарном деле.
Известная всему миру курочка «родилась» спустя 9 лет работы кафе, в 1939 году. «Полковник» придумал фирменный рецепт с вкусной приправой, состоящей из 11 трав и специй.
Так бывает, что бизнес губят изменения транспортных развязок. Однажды открылась новая автомагистраль, клиентов не стало. Убытки и точка. Пришлось продать бизнес за копейки, а тем временем возраст «полковника» Сандерса достиг седьмого десятка. И, если бы Харланду пришла в голову мысль уйти на заслуженную пенсию, то и не появилась бы на свет одна из популярнейших франшиз в мире.
«Полковник» Сандерс проводил много времени в рабочих поездках, предлагал различным ресторанам купить его фирменный рецепт курочки, но никак не получалось добиться успеха, пока не встретил на своём пути Пита Хармана. Что ещё раз служит прекрасным доказательством того, что «волка ноги кормят». Не сдавался и нашёл своего партнёра.
Харман стал первым франчайзи бренда KFC. Важно отметить, что именно Пит предложил продавать курочку в ведёрке.
К 1963 году под яркой вывеской с изображением «полковника» Сандерса открылось более 600 ресторанов Kentucky Fried Chicken. В Россию же KFC смогли «добраться» только в 1993 году.
Новый старый Rostic's
Новость о том, что франшиза KFC уходит из России и существующие рестораны будут работать под брендом Rostic's разделило общество на две группы. Одни впервые слышали про Ростикс, а у других всплыла картинка позитивной курочки на красном фоне, так как бренд Rostic's действительно имел свою историю в России.
В далёком 1991 году была создана компания «Росинтер», сумевшая стать крупнейшим ресторанным холдингом в формате семейных ресторанов на территории России. Основателем компании был Ростислав Ордовский-Танаевский Бланко. Легко догадаться, откуда пришла идея относительно названия бренда Rostic's.
В 1993 году Yum! Brands, американская корпорация, владеющая брендами KFC, Pizza Hut, Taco Bell и Habit Burger Grill, заключает договор с «Росинтер», открывая рестораны под вывеской Rostic's. Что интересно, первый ресторан открылся в ГУМе. Пережив сложные времена в конце 90-х, «Росинтер Ресторантс Холдинг» и Yum! Brands в середине 2005 года сообщают о том, что создали стратегический альянс. Инвестиционное соглашение подразумевало открытие сети из 300 ресторанов под совместной вывеской «Ростик’с - KFC».
Франшиза KFC
Пять лет спустя, летом 2010, Yum! Brands закрыли сделку по приобретению «Ростик’с-KFC» и активно занялись развитием франчайзинговой сети. В России работали более 1000 ресторанов KFC. Около 25% точек развивал ресторанный холдинг AmRest – крупный польский игрок ресторанной индустрии.
Покупка франшизы обходилась почти в 50 000 долларов за каждый ресторан, инвестиции от 700 000 долларов, платить роялти нужно было с оборотов в размере 11%.Важно отметить, что закрытие Макдоналдса хоть и на короткий период, но позволило KFC занять лидирующие позиции в рейтинге затрат россиян на продукцию фастфуда. Так было до момента возвращения под брендом «Вкусно — и точка».
AmRest дрогнули первыми, приостановив деятельность ещё в марте 2022 года. От Yum! Brands в конце лета стала поступать информация о переименовании, что уже говорило о готовности компании в итоге покинуть рынок РФ.
Особенность франшизы KFC в России
В России партнёров у бренда KFC было много. Схема развития отличалась от того же Макдоналдса, имеющего всего трёх франчайзи на территории России. KFC сотрудничали не с такими крупными франчайзи и отдавали в развитие не целые федеральные округи, а города или области. Поэтому у франчайзи были в управлении от 5 точек сети. Поэтому договориться с сотней партнеров всегда сложно.
Франчайзи KFC в основном встретили с опасением новость о грядущей продаже сети и ждали, кто станет новым владельцем и на каком бренде в итоге остановится.
Новый владелец KFC, появление бренда Ростикс
Осенью прошлого года компания Yum! Brands уже объявила о продаже своих ресторанов KFC в России и мастер-франшизы компании "Смарт Сервис", владельцами которой являются Константин Котов и Андрей Осколков из Удмуртии. Партнеры по франшизе ранее развивали примерно 40 ресторанов KFC в Кировской области, Татарстане, Удмуртии и Пермском крае. Одним из условий сделки был переименовать рестораны, и таким образом бренд KFC больше не будет присутствовать на российском рынке, вместо него будет развиваться сеть Rostic's, которая существовала в России с 1990-х по 2000-е годы.
В апреле 2023 года сделка завершилась. Об этом сообщили на сайте национальной комиссии по рынку ценных бумаг Испании. Общая сумма сделки составила 100 миллионов евро. Новый владелец получил обширную сеть из 215 ресторанов KFC на территории России, а также права на франшизу и бренд Rostic's. Уже в Москве и Сургуте начали работать полностью обновленные рестораны KFC. Мы узнали, что замена вывесок в других регионах и некоторые изменения в работе ресторанов KFC уже не за горами.
Уже нашлись франчайзи, которые оказались недовольны политикой новых владельцев, аргументируя тем, что по уровню известности новый бренд не сопоставим с KFC, а значит, лицензионные платежи должны быть снижены. Каким именно способом ижевские предприниматели, Константин Котов и Андрей Осколков, владельцы компании, приобретающей рестораны у AmRest, урегулируют разногласия с партнерами KFC, покажет время.
Сейчас франчайзи просят правительство Российской Федерации вмешаться и произвести остановку продажи сети KFC компании «Смарт Сервис ЛТД». Сделка проходит согласование в специальной комиссии правительства РФ.
Франшиза Rostic’s: цена и условия
Часть франчайзи может продолжить работу под брендом KFC, так как право использования бренда действует в течении 10 лет. По истечению этого срока точки необходимо будет переименовать в "Rostic’s". Информации о новых условиях приобретения франшизы пока не поступало, с данным вопросом уже нужно будет обращаться к новому владельцу компании. Эксперты предполагают, что франшиза Rostic’s по условиям продажи будет совпадать с брендом KFC.
Возможно, Вам также будет интересно:
Сеть "Вкусно и точка": будет ли франшиза?
Читайте также
Выставки «Мир детства-2012» и «CJF – детская мода. Осень-2012» в цифрах
Интересной тенденцией российского рынка франчайзинга становится диверсификация предлагаемых франшиз