Два родных брата, Дмитрий и Андрей, звезд с неба хватать не привыкли и, открывая франшизу, расчет вели скромный: первый месяц – хотя бы не в минус, второй и третий – хотя бы в небольшой плюс. Но программа-минимум резко перестроилась в программу-максимум и ребята сделали оборот в 1,5 млн
Новые идеи для Вашего бизнеса или рейтинг франшиз как источник вдохновения
- Автор: Полина Зиятдинова
- Издание: Franshiza.ru
На сегодняшний день франчайзинг – это целый мир, включающий в себя разные страны со своими рынками и их особенностями. Несмотря на различия в национальной и бизнес-культурах, тесное взаимодействие франчайзинговых систем различных государств приводит к образованию некоторых тенденций в международном масштабе. Есть ли ярко проявляющиеся общие черты, объединяющие франшизы в разных странах? В ответе на этот и другие вопросы постараемся разобраться на основе американского и российского рейтингов франшиз Forbes, представляющих самые успешные концепции на национальных рынках.
Стоит отметить то, что данные издания ставят в основу совершенно разные показатели. Forbes США акцентирует свое внимание на динамике роста франчайзинговых сетей и числе непрерывно работающих предприятий с 2010 по 2014 год. Российский рейтинг базируется на оценке среднегодовой выручки 1 предприятия, соотношении прибыли и выручки (маржинальность) и прибыли и инвестиций (окупаемость); для анализа берутся сети, запустившие систему франчайзинга не позднее 2014 года, имеющие не менее 50 точек (количество закрывшихся предприятий за 2015 год не должно превышать 50%).
Оставив формальную часть рейтинга франшиз, перейдем к рассмотрению самых успешных франчайзинговых предложений, согласно американскому изданию. Концепции оценивались в разрезе трех категорий в зависимости от величины инвестиций: менее 150 тыс. долларов, от 150 до 500 тыс. долларов и более 500 тыс. долларов. Разделение концепций по величине вложений, на мой взгляд, является преимуществом американского рейтинга франшиз перед национальным. Рассмотрим пятерку лидеров в каждой группе:
Инвестиции |
|||
Менее $150 тыс. |
От $150 до $500 тыс. |
Свыше $500 тыс. |
|
1 |
Right in home Услуги по уходу за пожилыми людьми |
Jimmy John’s Рестораны быстрого питания |
Culver’s Butterburgers & Frozen Custard Рестораны быстрого питания |
2 |
Weed man Услуги по уходу за газоном |
Marco’s Pizza Пиццерии |
Firehouse Subs Рестораны быстрого питания |
3 |
Mathnasium Learning Детские образовательные центры |
Jet’s Pizza Пиццерии |
Primrose Schools Детские образовательные центры |
4 |
Molly Maid Услуги клининговых служб |
Batteries Plus Bulbs Услуги по ремонту электронных носителей |
Planet Fitness Фитнес-клубы |
5
|
Express Employment Professionals Услуги по трудоустройству специалистов |
Zaxby’s Рестораны быстрого питания |
The Learning Experience Детские образовательные центры |
Среди лидирующих франшиз представлены концепции в сегментах общественного питания и услуг бизнесу и населению. В категориях с инвестициями менее 150 тыс. долларов и со вложениями более 500 тыс. долларов преобладают франчайзинговые предложения в сфере услуг бизнесу и населению, с затратами от 150 до 500 тыс. долларов – концепции заведений общественного питания.
В общем плане в американском рейтинге были представлены франшизы ресторанов быстрого питания, парикмахерских, фитнес-клубов, образовательных центров, отелей, услуг по организации мероприятий, доставке грузов, клининговых служб. Пожалуй, наиболее интересными стали концепции магазинов, где посетителям предлагают приобрести букеты из фруктов, франчайзинговые предложения услуг по набору персонала, уходу за людьми, уходу за газонами, замене аккумуляторов в электронных устройствах.
Большую же долю среди самых успешных концепций в американском рейтинге занял сегмент услуг бизнесу и населению. Особенно широко в данной сфере представлены франшизы образовательных центров, услуг по уходу за пожилыми людьми, фитнес-центров, клининговых служб. В общей сложности 21% проанализированных франшиз приходится на сегмент общественного питания. В данной сфере ключевую роль играют фастфуд-заведения, пиццерии. Около 10% концепций приходится на сегмент, представленный отелями. Наименьшую долю в рейтинге занимают франшизы розничных магазинов, в том числе точек по продаже букетов из фруктов.
Так ли обстоят дела в российском рейтинге франшиз Forbes? Национальная подборка кажется более диверсифицированной. По версии издания, в число успешных концепций вошли франшизы доставки грузов, франчайзинговые предложения лабораторных служб, агентств недвижимости, туроператоров, агентств по организации праздников, детских образовательных центров, заведений общественного питания, магазинов одежды, обуви, точек по продаже ножей и салонов оптики. Самыми оригинальными в рейтинге, вероятно, стали концепции мобильной мойки, электронного навигационного справочника, производства и поставки различных химических продуктов, бетона.
Всего в рейтинге было представлено 25 франшиз, первые десять позиций заняли:
- Helix (лабораторная служба)
- "СДЭК" (экспресс-доставка документов)
- Unibrait (нанесение сверхпрочных декоративных покрытий)
- "Миэль" (агентство недвижимости)
- Samura (магазины японских ножей)
- "СОЖ Синтез" (производство автохимии и автокосметики)
- Tea Funny (кафе модных напитков)
- Respect (магазины обуви)
- "Мобильная мойка" (услуги по мойке автомобилей)
- "Научное шоу профессора Николя" (услуги по организации праздников)
Наибольшую часть среди "пестрого" набора концепций российского рейтинга франшиз, как и в американском издании, занимают франчайзинговые предложения в сегменте услуг бизнесу и населению. Здесь по количеству лидируют франшизы развлечений (например, концепции интерактивных кинотеатров и аттракционов Yotto Group, интерактивных аттракционов Sugar Dance), детских развивающих центров ("Сёма", "Бэби-клуб"), служб доставки ("ГлавДоставка"), медицинских офисов лабораторной диагностики ("Инвитро").
Около 40% концепций (по 20% соответственно) приходится на сегменты общественного питания (к примеру, рестораны быстрого питания Burger Club, кофейни Coffeeshop Company и "Шоколадница") и розничной торговли (магазины женской одежды Serginnetti, специализированные магазины: салоны оптики "Айкрафт Оптика", магазины товаров для детей "Оранжевый слон"). Наименьшая доля в рейтинге приходится на производственные франшизы (но здесь не обошлось без сильных игроков, например, предприятий по продаже бетона "БетонБаза").
Таким образом, по версии изданий Forbes, среди успешных франшиз американского и российского рынков выделяются концепции в сегменте услуг бизнесу и населению. Правда, в зарубежном издании предпочтение отдается услугам на дому (уход за пожилыми людьми, уборка, уход за газоном), в национальном рейтинге - услугам, связанным с детским досугом и образованием. Если говорить об экспресс-услугах, то доля таких концепций в американском рейтинге в полтора раза больше, чем в российском. Здесь для американских франшиз более популярными являются такие сервисы, как спа-салоны, фитнес-клубы, для российских - медицинские услуги, турагентства. Относительно широко в обоих рейтингах франшиз представлен сегмент общественного питания, только в американском Forbes в основном фигурируют пиццерии, заведения формата фастфуд, в российском - преобладают кафе и кофейни. Производственные франшизы находятся только в национальном наборе успешных концепций; в свою очередь, франшизы отелей – лишь в американском. Наименьший процент в обеих выборках пришелся на сегмент розницы.
Так, несмотря на разнообразие франчайзинговых предложений, представленных в российском и американском рейтингах франшиз, подборки самых успешных концепций имеют общие тенденции. Возможно, вскоре на национальном рынке франчайзинга появятся российские аналоги выше упомянутых американских успешных франшиз.
Возможно, Вам также будет интересно:
Читайте также
Интервью с президентом компании ГК «ЗЕТТА» Валерием Наврузбековым
Франчайзинг в сфере услуг набирает обороты во всем мире. Практически не остается направлений и видов деятельности, где бы мы не смогли встретить франчайзинговое предложение. Примеры франшиз, которые до сих пор не представлены в России.