Франшизы заведений суши около 5 лет назад начали развитие на территории России и, судя по популярности, не оставили равнодушными ни своих посетителей, ни франчайзи
Паушальный взнос и роялти при франчайзинге
- Автор: Нина Семина, эксперт по франчайзингу
- Издание: franshiza.ru

Что такое паушальный взнос и роялти
Паушальный взнос – это первоначальный, единоразовый платеж, который новичок (франчайзи) уплачивает правообладателю (франчайзеру) за право стать частью его франчайзинговой сети, использовать его бизнес-модель и товарный знак.
В английской интерпретации – это Franchise Fee (франчайзинговый платеж) или Initial Fee, Upfront Fee (первоначальный платеж).
Роялти – это регулярный, как правило, ежемесячный платеж. Франчайзи платит роялти франчайзеру за право работать под его брендом, использование технологий, стандартов ведения бизнеса, фирменного стиля, а также за поддержку в процессе деятельности предприятия. По сути, это абонентская плата за успешный бизнес.
В отличие от единоразового паушального взноса за вход в систему, роялти обеспечивают долгосрочную заинтересованность франчайзера в развитии. На эти средства головная компания совершенствует бизнес-модель, разрабатывает новые маркетинговые стратегии, проводит обучение, оказывает ежедневную операционную поддержку и контролирует деятельность франчайзи.
Таким образом, это не просто затраты, а инвестиция в стабильность и постоянное обновление бизнеса под надежным брендом.
С английского языка слово Royalty переводится как "вознаграждение" или "платеж". Чаще всего оно относится к периодическим платежам за право использования чего-либо: бренда, патента, авторских прав или, или как в нашем случае, франшизы.
Ключевые характеристики роялти:
- периодические: платятся ежемесячно;
- невозвратные: не возвращаются, как правило, при отказе от бизнеса;
- % от выручки: чаще всего % от выручки, иногда – фиксированная сумма или комбинированные роялти: %, но не менее фиксированной суммы;
- не включают прочие платежи: например, оплату за дополнительные услуги франчайзера или маркетинговый платеж.
Ключевые характеристики паушального взноса:
- периодические: платится один раз при подписании договора;
- невозвратный: как правило, не возвращается при отказе от бизнеса;
- фиксированная сумма: размер четко прописан в договоре;
- не включает прочие затраты: это лишь часть начальных инвестиций (помимо него нужны средства на аренду, ремонт, оборудование и пр.)
Простыми словами паушальный взнос – это плата за вход в бизнес под известным брендом. Если смотреть шире – это, в первую очередь, оплата труда команды франчайзера, которая создавала прибыльную бизнес-модель, оттачивала технологии, стандарты, совершала ошибки и находила успешные решения.
Паушальный взнос – это инвестиция в бизнес-модель со сниженными рисками. Вы платите за компетенции, которые помогут вам избежать распространенных ошибок начинающих бизнесов.
Что получают за паушальный взнос
При оплате паушального взноса франчайзи получает:
- возможность использования товарного знака: имя, логотип, фирменный стиль;
- право использования ноу-хау: стандарты, инструкции по открытию и управлению бизнесом – Франчайзи Бук;
- обучение: обучение сотрудников силами франчайзера;
- поддержка на старте(помощь в подборе помещения, запуске, открытии).
Примеры паушальных взносов и роялти известных франшиз
| Франшиза | Паушальный взнос, руб. | Инвестиции от, руб. |
| 1С:Франчайзинг | 27 400 | 27 400 |
| Додо Пицца | 500 000 | 20 000 000 |
| IL Патио | 3 000 000 | 35 000 000 |
| Sokolov | 0 | 7 000 000 |
| Пятёрочка | 500 000 | 20 000 000 |
| МПР | 250 000 | 4 600 000 |
| Пив&Ко | 500 000 | 5 000 000 |
| Сыроварня | Рассматривается индивидуально | 100 000 000 |
| TOPGUN | 1 000 000 | 5 000 000 |

Чек-лист: 5 шагов перед оплатой паушального взноса
Перед тем как провести оплату, выполните эти пять обязательных шагов, чтобы минимизировать риски и убедиться в надежности франшизы.
1. Проверьте договор на предмет "подводных камней"
- в договоре четко прописана сумма паушального взноса, что именно в него входит;
- перечень услуг франчайзера (обучение, поддержка при открытии и т.д.) указан максимально подробно со сроками и форматом;
- нет размытых формулировок;
2. Убедитесь в деловой репутации франчайзера
- проверьте, что товарный знак зарегистрирован в Роспатенте;
- изучите открытые источники (карты, отзывы на продукцию или услугу, открытые данные госорганов) на наличие информации о действующих точках, отрицательных отзывов, судебных исков.
3. Пообщайтесь с действующими партнерами
- запросите у франчайзера контакты не менее 3 действующих партнеров и обязательно с ними свяжитесь;
- спросите их о реальной поддержке, сроках окупаемости, выполнении франчайзером обязательств и о том, с какими сложностями они столкнулись.
4. Запросите и проанализируйте финансовую модель
- Вам предоставили детальный план доходов и расходов?
- В плане учтены все затраты (роялти, ремонт, маркетинг, аренда, ФОТ, налоги), а не только паушальный взнос и первоначальные инвестиции?
5. Проконсультируйтесь с юристом
- не подписывайте договор до консультации со специалистом, который имеет опыт работы с франчайзингом (договорами коммерческой концессии);
Главное правило: Лучшая страховка при оплате паушального взноса – детально прописанный договор.
Популярные вопросы и ответы
Чем отличается паушальный взнос от роялти?
Паушальный взнос – разовый платеж за вход в бизнес, роялти – регулярные ежемесячные платежи (абонентская плата) за текущую поддержку и использование бренда.
Почему некоторые франшизы работают без паушального взноса?
Основной доход таких франшиз за счет роялти или поставки товара. В некоторых случаях отмена паушального взноса – это стремление франчайзера к быстрому расширению сети за счет открытия франчайзинговых точек.
Как вернуть паушальный взнос по франшизе?
Вернуть паушальный взрос крайне сложно. Поэтому необходимо внимательно изучить договор до подписания и понимать, возможен ли возврат платежа и в каких случаях. Есть франшизы, которые дают гарантию возврата паушального взноса, но необходимо понимать, что получить его обратно можно только при соблюдении ряда условий, часто сложно выполнимых.
Вернуть деньги за франшизу (частично или полностью) можно только при наличии доказанного факта нарушений со стороны франчайзера. Единственный реальный шанс – если франчайзер не выполнил свои прямые обязательства, прописанные в договоре. Поэтому так важно чтобы в договоре были прописаны все мелочи: какие именно документы, в какой срок и в каком виде вам передаются, программа обучения, план запуска, поддержка после запуска.
Можно ли торговаться по размеру паушального взноса?
В большинстве франшиз это невозможно, т.к. условия едины для всех партнеров. Во франшизах с большими инвестициями возможны индивидуальные условия для крупных инвесторов, так же при продаже новой франшизы продавец может предоставить скидки первым покупателям.
Какой паушальный взнос считается справедливым?
Тот, который соответствует объему передаваемых знаний и уровню поддержки, известности бренда.
Как и когда платится паушальный взнос?
Сумма и сроки оплаты прописываются в Договоре коммерческой концессии. Обычно паушальный взнос осуществляется в виде одной единовременной оплаты в течение нескольких дней после заключения договора.
"Хочу прояснить ключевой момент для тех, кто создает собственную франшизу: паушальный взнос – не абстрактный ценник, а стоимость уникального бизнес-опыта. Его расчет – строго индивидуальный процесс, где нет, и не может быть универсальных коэффициентов. Ошибка многих – попытка выйти на некую среднерыночную цифру.
Правильный расчет строится на трех китах: себестоимости услуг по запуску, анализе конкурентного поля и UNIT-экономики будущего партнера. Только так можно сформировать предложение, которое будет справедливым для собственника бизнеса и мотивирующим для тех, с кем хотите масштабироваться."
Читайте также
Как создать интересное образовательное пространство и что в нем должно быть? "Полиглотики" поделились практическими советами по организации идеального образовательного центра – места притяжения детей от года до 17 лет.
Secret Kitchen в 2024 году добилась значительных успехов. Франшиза, которая представляет собой сеть элитных онлайн-ресторанов, укрепила свои позиции, расширила географию присутствия и сделала шаг в офлайн-формат, открыв Ricers на фудкорте ТРЦ "МореМолл" в Сочи. Также команда Secret Kitchen приняла участие в ведущих отраслевых мероприятиях, где делилась результатами экспертизы, представляла свой бизнес и задавала вектор развития рынка.