подобрать франшизу
Все статьи

Что такое франчайзинг?

  • Издание: Franshiza.ru

Франчайзинг – это система взаимовыгодных партнерских отношений, возникающих между продавцом и покупателем франшизы (фр. franchise — льгота, привилегия, прим. право на использование бренда и бизнес-модели).

Франчайзер (продавец), говоря простыми словами, – компания с узнаваемым брендом, большим опытом в ведении бизнеса, положительной репутацией, широкой клиентской базой.

Франчайзи (покупатель) – фирма или частный предприниматель, купившие право работать под чужим брендом. Партнерство основано на предоставлении лицензии на использование товарного знака, системы управления, технологии бизнеса со взаимными обязательствами и льготами по его ведению.

Важно отметить, что не запущенную, не существующую бизнес-модель по такой системе развивать нельзя. Это будет НЕ франшиза.

История франчайзинга в мире

Черты данной бизнес-системы проявлялись еще в средневековье, когда кто-то кому-то за вознаграждение рассказывал, как изготовить тот или иной продукт или добиться нужного результата. Но в привычном для нас формате свою историю франчайзинг начал в США в 50-х годах XX века. Еще в то время компании Baskin Robbins, Zinger заметили следующую тенденцию, что чем больше количество предприятий, тем сложнее ими управлять, поддерживать высокий уровень качества продукции и объема продаж. Для решения проблемы была выдвинута следующая идея: предоставлять свой бренд другим предпринимателям, чтобы они под флагманом компании развивали свой бизнес, отчисляя при этом соответствующие выплаты за использование бренда. США до сих пор считается законодателем и примером для франчайзеров во всем мире.

История франчайзинга в России

В 90-х годах прошлого столетия на российский рынок вышли известные зарубежные сети - PepsiCo, Kodak, Subway и другие, которые положили начало франчайзингу в стране. Эстафету перехватили и национальные бренды – например, «1С», «Спортмастер», «Теремок».

На 2022 год в России работает более 3000 франшиз в разных сегментах экономики и сферах бизнеса: от it до ритуальных услуг. С каждым годом франчайзинговых сетей будет становиться все больше, но настало время не количественного, а КАЧЕСТВЕННОГО роста рынка франчайзинга.

Франчайзинг в нашей стране оформляется договором коммерческой концессии (договором, заключенным в письменной форме) и регулируется главой 54 Гражданского Кодекса РФ.

Франчайзинг в России сегодня

Актуальная информация: по данным franshiza.ru на начало 2021 года в России работает около 2800 франшиз. Аналитики Franshiza.ru оценили объем рынка франчайзинга в России на начало 2021 года в 2 триллиона рублей. А темпы роста интереса к франчайзингу и спроса на франшизы - 9% за последний кризисный год.

Как работает франчайзинг: обязанности сторон

Приобретая право на использование торгового знака, технологий известной бизнес-модели, предприниматель должен осуществлять закрепленные за ним обязательства. В первую очередь, совершать выплаты ( определенный процент со своей прибыли, называемый роялти ), и паушальный взнос – единоразовое отчисление за покупку франшизы и вход на рынок. Также покупатель франшизы придерживается установленной концепции бренда и четко следует стандартам сети.

Стандарты нужны для того, чтобы обеспечить высокий уровень работы бизнеса всей сети, а значит, «обезопасить» репутацию торговой марки. Картошка фри в одной известной фаст-фуд сети одинаково приготовлена в ресторане любого города ( от Калининграда до Владивостока) именно благодаря стандартам и их строгому соблюдению. С другой стороны, франчайзер обязуется предоставить не только право на использование бренда, но и поделиться опытом и знаниями по ведению бизнеса, оказать консультационную поддержку, помощь в запуске точки и ее дальнейшем развитии.

Виды франчайзинга

Несмотря на то, что существует множество различных классификаций, остановим свое внимание на основных видах франчайзинга.

Классический - самый распространенный тип, который включает выплаты роялти и паушального взноса обладателю бренда, его жесткий контроль за деятельностью запущенной точки.

«Бизнес под ключ» по сути синоним франчайзинга, но с нюансами. Как правило, бизнес под ключ предлагают те компании, у которых не зарегистрирован товарный знак, поэтому стать полноценной франшизой и правильно оформить свои права на объект интеллектуальной собственности такие компании пока не могут.

Мастер-франшиза предполагает развитие бренда на определенной территории предпринимателем единолично. Он, в свою очередь, может также привлекать новых партнеров к развитию торгового знака на данной местности. Система во «втором поколении» называется субфранчайзингом.

Плюсы и минусы франчайзинга

Преимущества франчайзинга для франчайзи ( покупателя ):

  • По факту франчайзинг - готовый бизнес. Покупая франшизу франчайзи экономит время и средства на запуск бизнеса
  • Проверенные успешные методы работы. Франчайзер передает успешный опыт и решения, оберегая франчайзи от неверных для данного вида бизнеса шагов
  • Погружение в рынок. Франчайзи может практически не изучая нишу сразу войти в какой-либо сегмент бизнеса.Например, открыть медицинскую лабораторию по франшизе можно без медицинского образования, используя технологии франчайзера.
  • Узнаваемый бренд. Франчайзер передает покупателю раскрученную торговую марку, брендинг и все то, что помогает сразу без проб и ошибок презентовать потребителю бренд
  • Лояльность клиентов. Приобретая франшизу, приобретаешь и покупателей (посетителей), которые знают бренд, подписаны на него в соц сетях, имеют четкую ассоциацию с качеством сервиса в сети
  • Поддержка компании. Франчайзер помогает запустить бизнес и вести его в дальнейшем, помогая, подсказывая, развивая бренд, внося улучшения в систему
  • Внедрение новых технологий. Часто покупая франшизу, покупатель получает доступ к уникальной it системе или какому-либо уникальному продукту ( например, авторские программы в образовании, CRM системы и системы автоматизации бизнеса)

Недостатки франчайзинга для франчайзи ( покупателя ):

  • Выплаты франчайзеру в виде роялти и паушального платежа
  • Обязательное следование концепции и стандартам - чем опытнее франшиза, тем более жесткие требования она предъявляет партнеру и тем более серьезно прописаны стандарты. Например, ни один франчайзи Макдональдс не решиться отойти от стандартов и применить другой шрифт в написании меню или использовать растительное масло от несогласованного поставщика. За это предусмотрены очень крупные штрафы
  • Невозможность самостоятельно принимать решения. Покупая франшизу, Вы не свободны в своих действиях и не можете делать то, что хочется Вам. Все франчайзи "играют" по единым правилам и любое отступление от них должно быть согласовано в центральном офисе. Например, если Вы купили франшизу шаурмы, Вы не можете на свое усмотрение продавать в этом кафе борщ - Вам нужно согласовать это в франчайзером, а он имеет право не разрешить.
  • Зависимость от репутации сети. Даже если Вы ведете свой бизнес правильно и честно, на Вас оказывает влияние глобальная репутация бренда. Если франчайзер оказался замешанным в какой-либо неприятной истории - это отразится на всей сети, в том числе на Вас.

Преимущества франчайзинга для франчайзера ( продавца ):

  • Возможность быстро развивать сеть за счет партнеровФранчайзи самостоятельно управляют собственными точками, что снижает управленческие расходы при развитии сети
  • Увеличение общей клиентской базы за счет прирастания франчайзинговыми точками
  • Больший территориальный охват. Франчайзи открываются в тех регионах, где у франчайзера нет ресурсов для развития или доступа к тем или иным возможностям ( например, к качественным площадям или квалифицированному персоналу)
  • Дополнительный доход за счет поступления паушальных платежей и роялти
  • При росте сети франчайзер может пользоваться "эффектом масштаба" - получать у поставщиков скидки, ретробонусы, более интересные предложения

Недостатки франчайзинга для франчайзера ( продавца ):

  • Необходимость постоянно развивать систему, чтобы партнерам-франчайзи было интересно оставаться в сети
  • Разработка сложных механизмов удержания партнеров (психологические, экономические, юридические, продуктовые, репутационные и пр.)
  • Риск выхода франчайзи из сети
  • Фактическая невозможность запретить бывшему франчайзи использовать свои методы ведения бизнеса франчайзера. Бывший франчайзи может выйти из сети и стать конкурентом, понимая все технологии бизнеса.

Выгоден ли франчайзинг

Данный вид бизнеса сокращает риск неудачного запуска предприятия в разы. Разберем доступно:

Предприниматель, открывая собственный бизнес, сталкивается с большим количеством проблем. Ему необходимо правильно выбрать формат проекта, создать бренд, разработать стратегию, озаботиться официальным оформлением... И это лишь некоторые вопросы, которые предприниматель должен решить. Неизвестно, сколько времени и средств нужно затратить на то, чтобы добиться успеха на рынке.

Соответственно, проект и вовсе может не оправдать надежд (и это при всех усилиях!) или стать жертвой конкуренции. Франчайзинг призван исключить подобные ошибки. Франчайзер прошел сложный путь, поняв все тонкости рынка и предприятия, заработав популярность у покупателей и посетителей. Своему партнеру франчайзер передает наработки, помогает с ведением бизнеса.

Поэтому да, франчайзинг – это выгодно и для инвестора (получает успешную модель бизнеса со «встроенными обновлениями»), и для обладателя бренда (получает паушальный взнос и роялти). Но при условии выбора правильной отработанной франшизы.

Что входит во франчайзинг для покупателя

Многих пугает размер паушального взноса, но нужно разобраться, чем он обоснован. Франшиза позволяет экономить на многих вещах при открытии бизнеса, а именно:

1. Бренд. Иногда его значение сложно переоценить. Франшизы с самыми известными именами стоят всех дороже. Например, KFC, Burger King, Black Star - дают сразу же преимущество перед конкурентами на региональном рынке.

2. Дизайн-проект. Франчайзер готовит для Вас технологический план, расстановку мебели и оборудования, дизайн-проект Вашего офиса / ресторана/ магазина с учетом особенности помещения и фирменных стандартов. Помогает грамотно просчитать торговое и технологическое оборудование, что значительно сокращает вероятность заказа ненужного или неподходящего Вам "снаряжения".

3. Помогает подготовить документы для регистрации компании (разобраться с ОКВЭДами, налогообложением, бухгалтерскими и юридическими вопросами. Подсказывает как получить лицензию, если она требуется для деятельности и пр.)

4. Персонал и его обучение. Помогает набрать персонал (предоставляет свои аккаунты на рекрутинговых сайтах, дает готовые требования к персоналу, должностные инструкции. В дальнейшем обучает персонал и самого франчайзи.

5. Скидки от поставщиков.  Франчайзи может получить закупочные цены на оборудование, ингредиенты, товар или прочее оснащение гораздо ниже средних цен по рынку. Происходит это за счет "эффекта масштаба" - чем крупнее сеть, тем больше скидки для нее предоставляют поставщики, поэтому каждый из франчайзи получает уникальную цену. Но, к сожалению, иногда непорядочные франчайзеры наоборот стараются сделать дополнительную наценку и заработать на партнерах.

6. Маркетинг. Франчайзер дает пошаговый маркетинговый план открытия и развития бизнеса: от аккаунтов в соцсетях до материалов для их ведения. Помогает выбрать оптимальные каналы продвижения для конкретного бизнеса.

7. Ноу-хау и секреты бизнеса. Франчайзер дает франчайзи готовый инструментарий ведения бизнеса: как открывать, как развивать, как работать с клиентами, где их искать, как удерживать и др. Именно благодаря этим "готовым рецептам" и происходит серьезная экономия времени и средств пр открытии бизнеса франчайзи.

8. IT - составляющая. Франчайзи получает доступ к программному обеспечению сети, готовым лучшим для данного вида бизнеса решениям, цифровизации и оптимизации бизнес-процессов.

Главное, чтобы все обещания франчайзера были зафиксированы в договоре и были реализованы.

Актуальный КАТАЛОГ ФРАНШИЗ


Читайте также

Интервью с Асмик Геворгян, генеральным директором франчайзинговой компании "Провокация-продакшн"

Экспертами Franshiza.ru многократно поднималась тема о том, что распространенная тактика искать самые прибыльные франшизы по принципу их популярности нерациональна

Предприниматель, который игнорировал брэндинг, после кризиса получил шанс нагнать лидеров рынка с помощью франчайзинга...

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru