Американская сеть блинных IHOP стала на 99 % франчайзинговой
Растиражируй это
- Автор: Нина Семина
- Издание: Smart Money
Наибольшего развития достиг у нас франчайзинг в сфере общественного питания, особенно в секторе fast food (27% от общего количества франчайзеров), и розничной торговле (свыше 30%). Основным франчайзинговым оператором в сфере общепита является "Росинтер" с марками Il Patio (только в Москве и Подмосковье у них около 15 франчайзи), "Планета Суши" (11 предприятий). В непродовольственном ритейле в число лидеров входят Sela, "Гота", а в продовольственном —"Копейка", которая имеет 13 франчайзинговых магазинов и еще 10 готовит сейчас к открытию.
Не столь быстро пока развивается перспективная сфера услуг. Но и здесь есть хорошие примеры — сеть процедурных кабинетов "Ин Витро", турагентство "Велл". Немногочисленны пока производственные франшизы. Спрос на них превышает предложение. Одна из немногих компаний — "Мастерфайбр".
Интересно, что российских франчайзинговых концепций в стране больше, чем международных. Более того, наши франчайзеры начали выходить на международный рынок. Первая "Якитория" открылась в Лондоне, а "Планета Суши" и TGI Fridays — в Праге (см. "франшиза суши").
Франчайзинг — эффективная модель для быстрой экспансии. Его плюсы в сравнении с самостоятельным расширением бизнеса:
- меньше финансовые и трудовые затраты;
- снижаются риски;
- вы освобождены от оперативного управления;
- для регионов, в которых не воспринимают "чужаков", партнерство с местными франчайзи часто является оптимальной схемой.
Конечно, есть и минусы. Вам необходимо кропотливо строить отношения с большим количеством партнеров — независимых предпринимателей. Существуют сложности контроля их деятельности. Вам не так просто прекратить отношения с партнером, который не следует правилам системы. А его плохая работа может повредить репутации бренда в целом. Непросто сохранить конфиденциальность коммерческой информации. Наконец, существует вероятность выхода из системы некоторых важных партнеров.
Успешную франшизу можно создать только на основе концепции, которая уже работает, доказала свою успешность и является прибыльной. Партнеров-франчайзи могут привлечь торговая марка, заслужившая репутацию у потребителей, бизнес, отличающийся уникальностью.
Процесс разработки франшизы занимает не меньше шести месяцев. Вам придется определиться с пилотным предприятием, на основе которого будут прописаны бизнес-процессы. Конечно, все их предстоит стандартизировать, чтобы добиться одинакового качества товаров или услуг во всех точках. Навыки работы в бизнесе должны быть не слишком трудными для усвоения партнерами. В международной практике считается: если франчайзи нельзя обучить за три месяца, у фирмы будут трудности. Наконец, бизнес-концепция должна быть легко приспосабливаемой к особенностям разных регионов. Хорошо, если франчайзер попробовал работать во многих городах и апробировал несколько форматов — в огромной России доходы и вкусы потребителей порой сильно различаются.
Разработка франшизы требует участия многих специалистов. Целесообразно для формирования франчайзингового пакета привлечь консалтинговую фирму.
Читайте также
Только открывшись, новые компании начинают строить франчайзинговую сеть, не принимая в расчет риски
Отрасли, вышедшие в лидеры во время пандемии, в 2021 году укрепили свои позиции