Свежесть товара — первоочередной вопрос в пивном ритейле, если ставка делается на разливное пиво. О том, как устроена система логистики в огромной сети, работающей от Санкт-Петербурга до Владивостока, рассказал оперативный управляющий "Пив&Ко" Игорь Щедрин.
Вожак делает стаю счастливой
- Издание: Franshiza.ru
Простую истину – только счастливый сотрудник будет доставлять радость клиенту – знают все. Вот только далеко не каждый хочет и может тормозить свой гнев на якобы нерадивых сотрудников. Своим законным правом считаешь скандалить и громко увольнять?
Я, быть может, кого-то удивлю, но прошли те времена, когда успешность компании мерилась только финансовыми показателями. Сейчас образ компании как работодателя выходит на первые позиции, потому что все осознали – именно от людей, которые к нам приходят работать, и зависят те самые финансовые результаты. А перспективные и умные не пойдут работать в компанию, где их не будут уважать. Вот почему глобальная задача корпоративной культуры – развивать продажи и сервис через довольных сотрудников. Истина-то проста: только счастливый сотрудник будет доставлять радость клиенту, и только счастливый клиент будет вновь и вновь возвращаться к вам.
Что есть "Пив&Ко"? Сеть магазинов и коммерческий бренд, который хорошо знают покупатели во многих городах России? Да, но не только. "Пив&Ко" – это еще и HR-бренд, бренд работодателя. Разделим это понятие на два больших блока: внутренний HR-бренд – репутация среди сотрудников, и внешний HR-бренд – тот, который мы формируем в глазах соискателей. Давайте разбираться по порядку.
Внешний HR-бренд работает по типу бумеранга: с какой силой запустил, с такой он к тебе и вернется. Если работодатель привык скандалить, грубо разговаривать, громко увольнять или через раз платить зарплату в назначенный день, то рано или поздно он должен быть готов к тому, что ему самому придется встать за кассу. Тем более это актуально для небольших городов, где сарафанное радио работает очень быстро. Адекватному соискателю важно не только, какую зарплату ему будут платить, но и какие функции он за нее будет выполнять. Рынок перенасыщен вакансиями продавца, поэтому люди тщательно выбирают. А перспективные и сообразительные – тем более. Им важно, в какой компании они будут работать, как к ним будут относиться, что в магазине за микроклимат и т.п. вещи. Они внимательно просматривают известные сайты-отзовики, собирают мнение среди друзей и знакомых. Разумеется, не все такие дотошные, а только вдумчивые парни и девушки, которые выбирают компанию не на пару месяцев, а на довольно длительный период, – как раз такие, которые нам и нужны за прилавками.
Внешний бренд работодателя – сущность, которую не утаишь в мешке. Магазины "Пив&Ко" работают во многих городах страны, и каждый франчайзи вносит свою лепту в имидж работодателя. Негатив может прилететь хоть откуда. Помню случай с Челябинском. Тогда я сама занималась поиском и подбором. Открыла вакансию на продавца вечером, по зарплате – ничего выдающегося. Но уже на следующее утро у меня было 20 откликов на официальное объявление и десятки в соцсетях. То есть HR-бренд "Пив&Ко" в Челябинске крут, люди хотят в этих магазинах работать. К сожалению, был обратный пример: в один город на Севере мы искали продавцов полтора месяца. Люди не хотели приходить даже на собеседование, потому что нет ночного развоза сотрудников, потому что маленькие зарплаты, потому что легко и быстро увольняют. Хочу предостеречь: колесо негатива запустить легко, а вот остановить и тем более развернуть его в позитивную сторону – намного сложнее. И я уже не говорю о том, что партнер тратит время не на увеличение продаж с помощью отличной команды, а на постоянный поиск и обучение новичков. Кроме того, давайте представим, что в этом северном городке живут хорошие друзья соискателя, который получил приглашение на собеседование в Краснодаре или Ростове. С каким настроением он пойдет на встречу с потенциальным работодателем и пойдет ли он на нее вообще?
Теперь о том, что такое внутренний HR-бренд и почему главное – бережливое отношение к тем, кто у вас работает. Если вы нашли того самого, то мало ему дать хорошую зарплату, о нем нужно заботиться, уважать и давать возможность развиваться. Частый вопрос: "А если накипело? Если кто-то из сотрудников изо дня в день совершает одни и те же ошибки? Что делать?". Здесь важно помнить, что человек может стерпеть почти все, но не унижение, тем более прилюдное. Если чувствуете, что закипаете, приучите себя брать паузу. Пять минут, чтобы остыть и подготовить в своей голове аргументированную критику, спасут вас от ошибок с персоналом. И ни в коем случае не ругайте сотрудника в присутствии всего коллектива, решайте острые моменты тет-а-тет. Нецензурная лексика и оскорбления – однозначно табу. Зато не забывайте прилюдно хвалить ребят и не скупитесь на добрые слова.
Наверное, у вас возникло ощущение, что корпоративная культура – колоссальные моральные и временные затраты. А бизнесом когда заниматься? В том-то и дело, что бизнес и персонал – единое целое. Все великие полководцы помимо стратегии войны всегда участвовали в сражениях – рядом со своими солдатами, потому что иначе победы не будет. Каждый солдат в строю влияет на ход сражения. Каждый важен. Не будет у вас выдающихся показателей, если вы будете работать с утра до вечера в своем кабинете, а ребята сами по себе вариться в зале с покупателями. Не будет работать ваш магазин, как вы хотите, если не возьметесь за формирование здорового и позитивного микроклимата внутри коллектива. Люди должны чувствовать вас, доверять вам и хотеть за вами идти. И первый самый легкий шаг – заведите за правило, что раз в неделю вы встаете с ними за прилавок на равных. Без капитана корабль не поплывет.
ВНЕШНИЙ HR
1. "Игрики" и "зеты" верят Интернету, для них сейчас вся правда там. Заведите страничку в соцсетях – Instagram и в "ВКонтакте". Контент несложный: фоткайте веселые лица своих ребят за прилавком, движухи на смене и корпоративах, обнимашки с покупателями во время акций и праздников, чтобы все видели – у вас здорово работать, вы открыты. Более того, вы можете отдать ведение этой странички своим сотрудникам. Уверяю, что многие захотят это делать. И уж точно попросите ребят ежедневно делать 5-10 фото на смене – они воспримут это на ура, а вы получите визуал для соцсетей.
2. В идеале каждый отклик на вакансию и установочную встречу должен проводить собственник магазина. И даже если соискатель не подходит – все равно подробно рассказывайте о магазине, потому что у человека есть куча друзей и знакомых, которым он обязательно расскажет, как сходил к вам на собеседование.
3. Принимайте участие в городских ярмарках вакансий. Затраты невеликие: небольшой стенд, пару десятков шариков, анкеты для соискателей и команда из лучших и самых позитивных продавцов, которые будут говорить о своей работе только положительное. Студенты – это золотая жила. Это те самые работоспособные и инициативные девчонки и мальчишки, которые за небольшие деньги готовы поднимать ваши продажи и бренд.
4. Мониторьте сайты-отзовики, которые популярны в вашем регионе. Работайте с негативом, если он есть, и сами генерируйте позитив. Попросите своих ребят написать там отзывы о том, что им нравится в их работе. Это вообще не требует никаких денег.
5. Если у вас открыта вакансия, то магазин должен кричать об этом. Повесьте красивое объявление на входную дверь и на самое видное место внутри магазина. Выложите анкету для соискателей у кассы или на стойке информации. Если вы сами не всегда находитесь в магазине, то ваши продавцы должны знать, как и что отвечать на вопросы соискателей. Ваш магазин – отличная площадка для поиска, грех ею не пользоваться.
6. Юзайте канал "Пив&Ко" на YouTube "Время первых". Показывайте на собеседованиях те ролики, которые считаете нужными. Мы одна большая компания, магазины франчайзи – часть огромного организма, так пользуйтесь этим, заявляя о себе не как о компании, состоящей из двух-трех магазинов в небольшом городке, а как о федеральной корпорации.
7. Обращайтесь за помощью к центральному офису "Пив&Ко". У нас специально сформировано отдельное подразделение, которое занимается подбором персонала для партнеров.
ВНУТРЕННИЙ HR
1. Проводите корпоративные мероприятия с понятной целью для сотрудников. Частая ситуация – конфликты между сменами: кто-то плохо помыл полы, кто-то что-то напутал по остаткам и т.д. Сплотить – отличная цель для корпоратива. Отвезите их в лес, привяжите к дереву и заставьте помириться – шутка. Но лес и небольшая несложная в подготовке программа на командообразование (игр и тренингов в Интернете много) – хороший вариант.
2. Обязательно поздравляйте сотрудников с днем рождения. Заведите себе календарь с этими датами и не забывайте поздравлять ребят не просто по телефону, а приезжая лично в магазин. Сделайте переходящий значок "Я сегодня именинник" – тоже круто и недорого. Вот увидите, еще и все покупатели будут поздравлять вашего продавца, поднимая настроение и ему, и себе.
3. Проводите конкурсы среди сотрудников – они отлично стимулируют. Лучший продавец, самый крупный чек, самый большой литраж – критерии можно зашить самые разные в зависимости от того, какие цели вы преследуете.
4. Утренние каждодневные летучки перед открытием магазина. Скажите всем "доброе утро", убедитесь, что смена в хорошем настроении, обсудите планы на день, пробегитесь по остаткам и обратите внимание, что сегодня обязательно нужно продать, чтобы не скисло и не испортилось, – подзарядите их на продуктивную работу, потому что это ваш магазин и вам больше всех надо.
5. Разрешайте играть на смене и даже сами инициируйте игры – они тоже заряжают. В часы затишья устройте игру "Кто больше всех придумает ассоциаций к "Живому чешскому" или "Кто больше всех назовет эпитетов к "Крюгеру бархатному". Победитель пусть сегодня не участвует в уборке в конце смены или придумайте другой "пряник".
6. По праздникам разрешайте сотрудникам менять униформу на креативные костюмы, делать нестандартный макияж и прически. В студенчестве я работала официанткой в одном баре, и у нас постоянно были тематические вечеринки. Я помню, как мы все кайфовали от того, что можно было сменить черные рубашки и преобразиться. И, кстати, в эти дни у нас всегда были самые высокие показатели по продажам.
7. Ну и последнее: помните, вы – руководитель и наставник. Вы – главный носитель корпоративной культуры. Стая копирует вожака. Подумайте над тем, какой вы вожак и что вы можете дать своей стае. А потом вставайте и идите делать их счастливыми.
Подробнее - франшиза "ПивКо"
Читайте также
Франшиза «Пив&Ко» делится своим опытом становления сетью фирменных магазинов
Руководитель отдела аудита "Пивзавоз Group" Сергей Черепанов расскажет об особенностях проверкок магазинов партнеров, которые увеличивают выручку франчайзи