Пивная сеть КРУЖКА создает новый дискаунтер
Производственные франшизы
- Издание: Franshiza.ru
Мировое развитие франчайзинга началось с торговли, и в России именно этот сегмент франшиз широко развит. Современная экономическая обстановка ожидаемо отразилась на тех, кто закупал готовую продукцию или материалы за рубежом. Иностранные ритейлы вынужденно уступают позиции отечественным производителям и тем, кто не скован импортом — к ним относятся IT-сфера и услуги. Производственные франшизы с меньшей скоростью, но также постепенно увеличивают свою долю.
Рассмотрим более пристально производственный франчайзинг, для кого и для чего надо клонировать производство, какие плюсы у таких франшиз и почему нет смысла пытаться своими силами создать дубликат без привязки к оригиналу.
В чем отличие?
Речь идет не о привилегии реализации продукции, созданной силами головной компании. Производственные франшизы для малого бизнеса позволяют партнеру-франчайзи изготавливать эту же продукцию, под этим же брендом, по идентичной технологии и при этом со своей прибылью.
Для кого выгодна производственная франшиза?
Во-первых, очевидна выгода для франчайзи. Разумеется, покупка франшизы – кратчайший и наиболее гарантированный путь к успеху для тех, кто впервые начинает путь в собственном бизнесе. Но и положительный опыт в сфере торговли или услуг совсем не гарантирует такого же результата в сфере производства. Здесь еще более значима бизнес-система, обкатанная на практике и проверенная испытаниями рынка. Более того, как раз тот, кто не понаслышке знает о подводных камнях, сам набивал шишки, особенно ценит возможность гарантированно и оперативно выстроить прибыльное дело. Производство способно приносить больше прибыли, нежели перепродажа. И конкуренция здесь слабее как раз из-за сложности.
Возьмем пример строительной сферы. Предприниматель сталкивается с высокой конкуренцией, проблемой некачественных материалов, падением спроса, снижением доходов. В частности, решить проблему зависимости от крупных заказов корпоративных клиентов позволяет создание и продажа среднеценовой продукции. Этот подход реализован компанией "ЗаборЛего", специализирующейся на производстве и установке модульных ограждений. Плюс свое производство проще адаптировать не только под скачки спроса, но и по пожеланиям конкретных клиентов. Приобретая франшизу от "ЗаборЛего", франчайзи получает готовый, прибыльный бизнес "под ключ" с эффективными инструментами, включая такой элемент как бесперебойное информирование клиента об этапах выполнения заказа.
Во-вторых, франчайзоры получают доступ в регионы через тех, кто значительно лучше осведомлен о местной специфике спроса, нюансах. Разумеется, новые филиалы требуют больших затрат, а помочь запустить в работу по франшизе и быстрее, и эффективнее. Такого подхода придерживается металлоломная компания "ТаймметВторчермет" , умело обеспечивая поток клиентов на площадку и закрывая вопрос сбыта для партнера.
Открытие локальных производств – неизбежная необходимость, когда изготавливаемая продукция индивидуальна для каждого заказа. Запуск производства оптимальнее, когда существенно снижаются расходы и время транспортировки, определяющие конечную стоимость заказа.
Конечно, во франчайзинге существуют риски, например, франчайзи отшлифует работу по купленной бизнес-модели и уйдет в свободное плавание, расторгнув договор. В связи с этим производственные франшизы подразумевают "механизмы удержания" партнеров. Это может быть, например, сохранение тайны рецептуры в пищевой промышленности или автохимии.
Преимущества
Доводов в пользу запуска своего производства по системе франшизы множество. Партнер получает не только заведомо положительную репутацию, но и поэтапное руководство по управлению бизнесом с масштабной поддержкой от раскрученного бренда, включая рекламные и маркетинговые инструменты, готовую документацию. Новых франчайзи основательно готовят по всем аспектам специфики ведения бизнеса, с практическим обучением на производстве. Также франчайзи получает выгодные условия на поставки оборудования и сырья, отработанную логистику.
Франчайзи снабжен готовыми каналами сбыта. Здесь есть возможность совмещать производственное и розничное предприятие. Франчайзер заинтересован и обязуется предоставлять плановые и регулярные консультации по производственным процессам и по организации продаж готовой продукции.
Одно из ценных преимуществ – эксклюзивность представительства. В противовес конкурентам такой политики придерживается известный производитель автохимии, автокосметики и клининга компания "ХимRussia", открывая только 1 франшизу в 1 регионе.
Для франшизного производства характерна ускоренная окупаемость от нескольких месяцев до года. Возможно это благодаря оптимизации затрат на оборудование и низкой себестоимости продукции. Ежегодные роялти умеренные и позволяют сосредоточиться на развитии компании. Франчайзи получает экономическую и юридическую независимость при наличии определенного контроля от франчайзера.
Какие инвестиции нужны?
Объемы стартовых вложений в производственные франшизы в среднем начинаются от миллиона рублей и зависят от выбираемой франшизы. Данный вид бизнеса защищен законодательством, в том числе 54 статьей ГК РФ.
Выбор франчайзера
Прежде чем купить франшизу, соберите данные об опыте других партнеров, их количестве, попросите их контакты. Обязательно посетите само производство. Плюсом будет, если компания стремится совершенствовать используемые технологии, вкладывается в лабораторные испытания. Учитывайте, что всегда есть индивидуальные особенности в каждом регионе. И здесь Вам придется полагаться только на себя. Заранее проанализируйте рынок. Возможна своя сезонность, свои нюансы спроса и потребления, взаимодействия с государственными структурами.
Перспективные производственные франшизы
Надежными являются производственные франшизы промышленного сектора. Так, франшиза мастерской по ремонту и изготовлению рукавов высокого давления H-POINT охватывает широчайший спектр от транспортных и строительных фирм и коммунальных служб до предприятий сельского хозяйства, авиа- и судостроения, добычи и переработке нефти.
Разумеется, всегда актуальны инновационные разработки. В отношении среднеценовой продукции массового потребления можно привести в пример производство мобильных бань. Это, на редкость, еще практически свободная ниша. И популярность среди потребителей стремительно растет. Так, компания "Сибиряк" передает франчайзи успешную бизнес-модель производства бань по уникальной технологии с полным циклом от звонка клиента до установки у заказчика, при окупаемости в 3-4 месяца.
Согласно данным поисковой системы "Яндекс" в настоящее время наибольшим интересом пользуются франшизы по следующим направлениям производства:
- Автохимия.
- Продукты питания.
- Резиновая плитка.
- Стройматериалы.
- Мебель.
Приведем примеры. По франшизе в сфере автохимии работают "ХимRussia" и "СожСинтез", по продуктам питания – "Специалист по закуске" , по изготовлению резиновой плитки – EcoStep, FunRun, по стройматериалам – "Полифасад", "Бетон База" , "ПромСтройБетон", "Экопан", "ЗаборЛего" и другие.
Важно понимать, что запросы пользователей Интернета демонстрируют потенциальный спрос. Но это еще не означает, что на рынке франчайзинга обязательно есть соответствующие предложения. В частности, производство мебели обычно не передается по франшизе, так как требует больших инвестиций в оборудование. Чаще всего франчайзер оставляет за собой производство, а франчайзи лишь открывает в своем городе салон и собирает заказы. По такой схеме работают "Вардек", "Любимая Кухня" , "Столплит" .
И подобный рейтинг спроса не гарантирует, что данный сегмент самый выгодный в сравнении с другими франшизами. Поэтому на этапе выбора рекомендуем обратиться к специалистам, которые предоставят объективную информацию по текущей деятельности компании-франчайзера и помогут взвесить все за и против.
Несмотря на то, что производственные франшизы в России для большинства предпринимателей все еще в новинку, они заслуживают внимания для долгосрочных и перспективных инвестиций. Делая ставку на производство, при грамотной поддержке франчайзора предприниматель может быстро адаптироваться под изменения рынка и удачно сыграть на востребованности импортозамещения.
Читайте также
В общем смысле, франчайзинг — это «аренда» товарного знака или коммерческого обозначения. Использование франшизы регламентируется договором между франчайзером и франчайзи.
Об особенностях франчайзинга в сфере общественного питания рассказывает эксперт портала Franshiza.ru Анна Рождественская