Если Вы читаете эту статью, значит настроены открыть свой бизнес под известным брендом, минимизировав риски
Растиражируй это
- Автор: Нина Семина
- Издание: Smart Money
Наибольшего развития достиг у нас франчайзинг в сфере общественного питания, особенно в секторе fast food (27% от общего количества франчайзеров), и розничной торговле (свыше 30%). Основным франчайзинговым оператором в сфере общепита является "Росинтер" с марками Il Patio (только в Москве и Подмосковье у них около 15 франчайзи), "Планета Суши" (11 предприятий). В непродовольственном ритейле в число лидеров входят Sela, "Гота", а в продовольственном —"Копейка", которая имеет 13 франчайзинговых магазинов и еще 10 готовит сейчас к открытию.
Не столь быстро пока развивается перспективная сфера услуг. Но и здесь есть хорошие примеры — сеть процедурных кабинетов "Ин Витро", турагентство "Велл". Немногочисленны пока производственные франшизы. Спрос на них превышает предложение. Одна из немногих компаний — "Мастерфайбр".
Интересно, что российских франчайзинговых концепций в стране больше, чем международных. Более того, наши франчайзеры начали выходить на международный рынок. Первая "Якитория" открылась в Лондоне, а "Планета Суши" и TGI Fridays — в Праге (см. "франшиза суши").
Франчайзинг — эффективная модель для быстрой экспансии. Его плюсы в сравнении с самостоятельным расширением бизнеса:
- меньше финансовые и трудовые затраты;
- снижаются риски;
- вы освобождены от оперативного управления;
- для регионов, в которых не воспринимают "чужаков", партнерство с местными франчайзи часто является оптимальной схемой.
Конечно, есть и минусы. Вам необходимо кропотливо строить отношения с большим количеством партнеров — независимых предпринимателей. Существуют сложности контроля их деятельности. Вам не так просто прекратить отношения с партнером, который не следует правилам системы. А его плохая работа может повредить репутации бренда в целом. Непросто сохранить конфиденциальность коммерческой информации. Наконец, существует вероятность выхода из системы некоторых важных партнеров.
Успешную франшизу можно создать только на основе концепции, которая уже работает, доказала свою успешность и является прибыльной. Партнеров-франчайзи могут привлечь торговая марка, заслужившая репутацию у потребителей, бизнес, отличающийся уникальностью.
Процесс разработки франшизы занимает не меньше шести месяцев. Вам придется определиться с пилотным предприятием, на основе которого будут прописаны бизнес-процессы. Конечно, все их предстоит стандартизировать, чтобы добиться одинакового качества товаров или услуг во всех точках. Навыки работы в бизнесе должны быть не слишком трудными для усвоения партнерами. В международной практике считается: если франчайзи нельзя обучить за три месяца, у фирмы будут трудности. Наконец, бизнес-концепция должна быть легко приспосабливаемой к особенностям разных регионов. Хорошо, если франчайзер попробовал работать во многих городах и апробировал несколько форматов — в огромной России доходы и вкусы потребителей порой сильно различаются.
Разработка франшизы требует участия многих специалистов. Целесообразно для формирования франчайзингового пакета привлечь консалтинговую фирму.
Читайте также
По итогам своего 10-летия "33 пингвина" делятся секретами успешного развития даже во время кризиса!
Интервью c Дарьей Пикалюк, Генеральным директором "Медбизнесконсалтинг"