До того, как купить франшизу, продумайте возможные пути отступления
Стать мастером
- Автор: Нина Семина
- Издание: Smart Money
Мастер-франчайзи в России чаще всего является партнером одной из международных франчайзинговых сетей. Конечно, существуют плюсы и минусы мастер-франчайзинга для предпринимателя.
Основным преимуществом являются возможность обладания на российском рынке абсолютно новой идеей, концепцией, а также обучение и поддержка со стороны опытного международного франчайзера.
Но есть и сложности. Как правило, в договоре предусмотрено обязательство открыть собственное пилотное предприятие, на основе практики которого франчайзинговая концепция затем адаптируется под реалии российского рынка. Корректируются экономические параметры. Меняется договорная база для продажи простой франшизы в соответствии с российским законодательством.
Еще одна сложность состоит в том, что в случае покупки мастер франшизы ресторанной сети вы вынуждены принять на себя обязательство искать российских поставщиков. Причем придется еще получать одобрение от франчайзера на работу с ними. В случае покупки франшизы розничной сети на плечи мастер-франчайзи ложится забота по организации поставок товара из-за рубежа на всю будущую сеть. Причем это необходимо делать быстро, так как в договоре обычно указывается график открытия новых предприятий, несоблюдение которого может привести к потере эксклюзивных прав и появлению в стране нового мастер-франчайзи.
Где ищут иностранного партнера? Лучший способ получить максимум информации за минимальное количество времени — отправиться на одну из ежегодных международных выставок. Самая крупная из них вот уже 15 лет проводится в Вашингтоне и называется FranchiseExpo. В нынешнем году она пройдет в июне. Cуществует также масса специализированных сайтов в Интернете, где вы найдете предложения франчайзинговых сетей. Один из таких сайтов, franchise.org, принадлежит Международной франчайзинговой ассоциации (IFA).
Сложность общения с иностранцами может состоять в том, что они часто имеют довольно смутное представление о положении дел в российской бизнес-среде. И по этой причине изначально готовы предложить вам стандартные для других развивающихся стран, но неприемлемые для России условия покупки мастер-франшизы. Например, иностранцы могут быть склонны к завышению количества предприятий в регионах, которые мастер-франчайзи обязаны открыть в течение, допустим, первого года действия франшизы. И попробуйте рассказать им про разницу в уровне жизни между Москвой и провинцией.
Но в общем это вопрос переговоров. Они могут затянуться на месяцы. Вряд ли стоит рассчитывать на какое-то особое отношение к вам как к представителю бурно растущего российского рынка. Всплеска интереса к нашей стране со стороны франчайзинговых сетей пока не заметно. С другой стороны, нельзя сказать, что Россия — страна для франчайзеров неинтересная. Отношение к нам ровное. Продажа мастер-франшиз на территоррии России — бизнес, в котором спрос и предложение в данный момент сбалансированы.
Читайте также
Как открыть вендинговый бизнес
Спрос на услуги временного персонала стабильно растет