Сегодня можно купить франшизу фаст фуд от Subway, Burger King, KFC и др., франшиза фаст фуда — одна из первых ассоциаций, когда речь идет о франчайзинге
Российский франчайзинг 2022 - статистика от franshiza.ru
- Издание: Franshiza.ru
Актуальное исследование рынка франчайзинга 2023.
Статистика рынка франчайзинга от каталога franshiza.ru. При использовании любых данных из исследования ссылка на franshiza.ru обязательна! (порядок использования материалов исследования)
Франчайзинг в России: предложение
По данным franshiza.ru по состоянию на начало 2022 года в России насчитывается 3095 франшиз. Таким образом по количеству франшиз за 2021 год рынок франчайзинга вырос на 11,3%.
Если рассмотреть подробнее, то по данным franshiza.ru в течение 2021 года в России появилось около 480 новых франшиз, 165 франшиз ушли с рынка. В основном в числе новых франшиз 2021 года небольшие региональные концепции, созданные, в том числе, при поддержке местных администраций в рамках нацпрограммы по развитию предпринимательства. Также среди новичков рынка есть крупные компании, которые ранее франчайзинг для себя не рассматривали. Среди заметных игроков, которые запустили франшизу в 2021 году ПЭК, Zotman pizza, Car price, Финграм, Simargl Electro.
Среди российских франчайзеров около 74% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 26% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП.
Структура франчайзингового рынка по сферам бизнеса
Количество предложений в сегменте услуг бизнесу и населению выросло на 1 процентный пункт по сравнению с 2020 годом, а общественное питание – на 2 процентных пункта. Непродуктовый ритейл сократил свою долю с 17% до 15%, а продуктовая розница – с 9% до 8%. Количественно сегмент практически не потерял, но за счет увеличения числа франшиз услуг и общественного питания процент "продуктовых франшиз" незначительно сократился.
Структура франчайзингового рынка по географии
За 2021 год незначительно выросла доля московских и региональных франчайзеров, всего на 1%. Доля франшиз из "северной столицы" сократилась на 2 процентных пункта. В 2021 году на рынок франчайзинга вышло наибольшее за последние 6 лет количество московских франшиз. Прежде каждый год доля Москвы в географической структуре франчайзинга ежегодно снижалась.
На начало 2022 года 39% российских франчайзеров имеют франчайзинговые точки за пределами РФ. Чаще всего это Казахстан, Белоруссия и Узбекистан, но есть также в территории охвата страны Европы и Ближнего Востока. Это меньше, чем в 2019 году (48%) по причине появления на рынке новичков, которые начинают свое развитие прежде всего на территории РФ.
Структура франчайзингового рынка по уровню инвестиций
Произошел рост числа франчайзинговых предложений до 1 млн руб из-за того, что некоторые франчайзеры выводили дополнительные усеченные форматы своих франшиз, а также из-за роста числа новых низкостоимостных проектов из регионов. В инвестиционном сегменте 1-3 млн. рублей изменения незначительные, а вот сегмент 3-6 млн рублей по количеству предложений сократился с 19% до 14%. При этом самый инвестиционно емкий сегмент 6 млн. рублей + вырос по количеству франшиз с 13% до 15%.
Количество франчайзинговых точек в России
По данным franshiza.ru по числу франчайзинговых точек рынок за 2021 год вырос на 8%. Более активно развивать свою франшизу стали Яндекс.Маркет и Wildberries, продолжил интенсивное развитие OZON, что внесло весомую роль в увеличение числа франчайзинговых точек на российском рынке. Одни виды бизнеса по показателю новых открытий в сети продолжили стагнацию ( как например, непродуктовая розничная торговля, event), вторые - значительно замедлили темпы прироста по сравнению с допандемийными ( как, например, детское обучение и образование), третьи выступили локомотивом франчайзинга ( медицина, доставка, дакр-китчены, небольшие супермаркеты). Спрос на fashion франшизы в 2020-2021 году был минимальным за всю историю франчайзинга.
Всего за 2021 год было закрыто на 17% франчайзинговых точек меньше, чем в 2020 году.
Ключевые цифры рынка франчайзинга в России
По данным каталога франшиз franshiza.ru оборот рынка франчайзинга в 2021 году вырос на 15% по сравнению с 2020 годом до значения 2,346 трл. рублей. Что все-таки ниже уровня допандемийного 2019 года.
По данным franshiza.ru число занятых во франчайзинговых сетях в 2021 году выросло на 18% по сравнению с 2020 годом и составило 1,145 млн человек. Одна из причин – восстановление штата сотрудников франчайзи после вынужденных сокращений 2020 года.
Спрос во франчайзинге
В сегменте до 1 млн рублей произошел самый заметный приток покупателей. Но, стоит отметить, что многие инвесторы, не уложившись в бюджет или не найдя для себя интересную бизнес-концепцию в этом сегменте, увеличивают бюджет покупки и готовы привлекать дополнительное финансирование или заемные средства для старта бизнеса. Чаще всего в дальнейшем они поднимают планку поиска до 2 млн.рублей.
При этом происходит обратный переход инвесторов (тенденция к снижению спроса в сегменте свыше 10 млн. рублей наблюдалась в 2020 году) из сегмента 6-10 млн. рублей в сегмент свыше 10 млн рублей. По количеству инвесторов сегмент 10 млн.уже обогнал сегмент 6-10 млн почти в 2 раза. Свыше 10 млн. рублей готовы инвестировать в проект 9% покупателей франшиз. Данная тенденция соответствует росту количества предложений в сегменте 10 + млн.рублей.
Структура интереса к франшизам по городам:
Наибольший интерес к покупке франшизы по-прежнему проявляют инвесторы из областных центров, где выше уровень покупательной способности и конкуренции в сегментах. Также в 2021 году существенно увеличился спрос на франшизы из малых городов.
Исследование франчайзеров: изменения в условиях франшизы в 2021 году
В 2021 году франчайзеры гораздо меньше экспериментировали с преференциями для новых франчайзи, чем в 2020 году: практически не давали рассрочек на паушальный взнос и практически не рассматривали его снижение. Скорее наоборот, 12,4% франчайзинговых сетей увеличили вступительные платежи.
Некоторые франчайзеры в ходе опроса отмечали, что в 2021 году закрывали сделки 2020 года. Около половины франчайзеров отметили, что количество заявок на их франшизу осталось на прежнем среднегодовом уровне, а четверть франчайзеров ощутили их увеличение.
осталось на прежнем уровне / 47.3%
стало больше / 24.2%
стало меньше / 15.4%
мы не считали / 13.2%
Также мы проанализировали ожидания франчайзеров на 2022 год. Процент франчайзеров, смотрящих с оптимизмом в будущее и рассчитывающих на рост сети увеличилось с 49% до 56%. А вот число франчайзеров, желающих выйти на новые рынки, наоборот сократилось с 19% до 14%. Одной из возможных причин является сложная международная обстановка.
Эксперты franshiza.ru проанализировали господдержку франчайзи в Москве и регионах. Только 16% франчайзи в сетях получили какую-либо господдержку или поддержку региональных властей в 2021 году в виде субсидий, льготных кредитов.
Читайте также
Термин бизнес-модель звучит пугающе. По факту это схематичное исследование процессов, которое помогает понять, как бизнес зарабатывает деньги, и сколько на этом можете заработать вы. Разберём на примере бизнес-модели "Линейных исполнителей на аутсорсинге".
Century 21 начнет использовать технологии будущего