В чем феномен столь быстрого развития франшизы АВОКАДО, которая за год смогла открыть более 1000 партнерских точек. Рассмотрим условия франшизы авокадо
Российский франчайзинг 2023: статистика от franshiza.ru
- Автор: franshiza.ru
- Издание: franshiza.ru
Новое исследование рынка франчайзинга в России от franshiza.ru на начало 2024 года по ссылке
Статистика рынка франчайзинга от каталога franshiza.ru . При использовании любых данных из исследования ссылка на franshiza.ru обязательна! (порядок использования материалов исследования)
Исследование рынка франчайзинга 2023
2022 год для российского франчайзинга был беспрецедентным как с точки зрения политики развития международных сетей, так и внутреннего бизнес-климата. В течение года спрос двигался волнообразно, а предложение трансформировалось и росло в цене. Каталог franshiza.ru провел собственное ежегодное исследование рынка с масштабным анкетированием франчайзеров России. Упор был сделан на достоверность данных, поэтому некоторые франшизы предоставляли цифры анонимно. Рассмотрим подробнее тренды и проблемы года.
Рынок франчайзинга России: оборот рынка и занятость
По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19% до 2,78 трлн. рублей. Рост связан в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса.
Число занятых во франчайзинговых сетях по оценке franshiza.ru увеличилось за 2022 год на 9% до 1,24 млн. сотрудников. Кроме сотрудников в новых франшизных точках, на динамику повлияло снятие ковидных ограничений в некоторых сферах бизнеса и увеличение числа сотрудников на точках.
Статистика рынка франчайзинга: предложение
По данным franshiza.ru, на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, что на 70% больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети (например, DIM, Levi’s, NYX Cosmetic), так и российские компании. Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.
Для многих компаний в ситуации отсутствия доступных кредитов для развития франчайзинг стал возможностью продолжить экспансию на рынках за счет открытия партнерских точек.
Кроме того, в 2022 году продолжила работать федеральная программа акселерации регионального бизнеса во франшизы с помощью поддержки из бюджетов регионального уровня.
География российских франшиз в 2022-2023 гг.
В 2022 году структура франчайзеров в региональном разрезе практически не изменилась. Впервые за последние годы доля франчайзеров со штаб-квартирой в Москве не уменьшилась (21% по итогу 2022 года против 20% в 2021 году). А вот доля франчайзеров из Санкт-Петербурга сократилась на 2 п.п.
Несколько последних лет существовал тренд на снижение доли иностранных франчайзеров на российском рынке, поэтому значимого сокращения рынка в части международного предложения не случилось. В 2022 году из-за санкций из России полностью уходили международные бренды, которые в основном не продавали франшизу, а развивали сети самостоятельно.
Структура франчайзеров по виду бизнеса
2022 год не стал исключением в многолетней тенденции снижения доли франшиз розничной торговли в структуре российского франчайзинга. Доля франшиз общепита за 2022 год увеличилась с 24% до 26%, наибольшее число новых проектов в 2022 году появлялось именно в этой сфере бизнеса. Внутри категории общественного питания самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около 19% от общего количества франшиз в России.
Доля франшиз в сфере услуг бизнесу и населению выросла на 1% и теперь составляет половину от всех франчайзинговых проектов на российском рынке. В сфере производства новых франшиз практически не появляется, поэтому доля сегмента снизилась до 3%.
Структура российских франчайзеров по организационно – правовой форме
Среди российских франчайзеров около 72% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 28% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП.
Портрет российского франчайзера 2022-2023
Средний возраст Российской франшизы на начало 2023 года составлял 5,04 лет, это чуть меньше, чем в прошлом году, что говорит о возрастающей доле на рынке молодых франшиз возрастом до 1 года.
Любопытна также доля российских франчайзеров, имеющих франчайзинговые точки за пределами РФ. На начало 2023 года их стало 35,4%, это меньше, чем в прошлом году (на начало 2022 года – 39% франчайзеров имели точки за рубежом). Это также свидетельствует о росте числа новых франшиз, только что вышедших на рынок и не имеющих опыта международного развития, а также о появившихся сложностях для более опытных франчайзеров.
64,6% российских франшиз не имеют точек за пределами РФ, развивая сеть только на территории страны.
Структура франчайзеров России по инвестициям в покупку
Особенностью 2022 года стало подорожание франшиз. Можно констатировать, что рост объема инвестиций в покупку франшизы произошел из-за роста издержек по многим позициям. Например, некоторые франшизы, работавшие в ценовом сегменте до 1 млн рублей, переместились в сегмент 1-3 млн. рублей. Например, в общепите открытие ресторана стало в среднем на 15% - 30% дороже по сравнению с началом 2022 года. Самый значимый прирост числа проектов фиксируется в сегменте 3-6 млн. рублей с 14% до 21%. При этом многие сети стали ориентироваться в развитии на небольшие города, добавляя усеченные форматы со сниженными инвестициями.
Ключевые цифры российского франчайзинга
По данным franshiza.ru, по количеству франчайзинговых точек рынок за 2022 год вырос на 7%, (в пандемийном 2021 год рост составил 8%). При этом в 2022 году было закрыто на 8% франчайзинговых точек меньше, чем в 2021 году. Это говорит о том, что прошедший пандемию бизнес, стал более кризисоустойчивым, что помогло справиться с проблемами 2022 года.
Довольно большой процент сетей в 2022 году намеренно замедлял и приостанавливал развитие своей франшизы в период с марта по май, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам, были пересмотрены поставщики, логистические цепочки, ассортиментная и ценовая политика во многих сетях.
При проведении анкетирования франчайзеров аналитический отдел franshiza.ru наряду с количественными данными задавал вопросы, позволяющие получить субъективную оценку ситуации от представителей франшиз. В данном случае ответы совпали с цифровыми данными.
Также хотим поделиться с вами некоторыми мнениями франчайзеров федеральных и региональных брендов относительно прошедшего 2022 года:
"В общем мы довольны результатами 2022 года в плане масштабирования сети. Хотя, конечно, если бы не ситуация, в которой оказалась Россия, уверены, что рост был бы намного больше."
"Был некоторый отток интересантов из-за мобилизации."
"Год был тяжелым морально, но успешным для бизнеса. На нашем рынке … услуг в связи с уходом крупных западных компаний и мелких игроков сейчас идет перераспределение клиентских потоков. В 2023 году мы готовимся к увеличению доли рынка в 1,5-2 раза по сравнению с текущим годом."
"2022 - очередной сложный год. В первой половине года развитие замерло и нарастала озабоченность усложнившейся логистикой и нестабильностью отпускных цен поставщиков. Во-второй половине года обстановка стала понятней и появилось понимание, как действовать дальше. Продажи серьёзно выросли на точках по отношению к ковидным временам, несмотря на сложности с ассортиментом. В целом для франчайзинга торговой марки сети год был скорее выжидательный и нервный для франчайзи и франчайзеров, хотя развитие не останавливалось."
"Российский fashion-рынок сузился, но остался. Открылась возможность зайти в лучшие ТРЦ различных регионов страны."
"Были проблемы с поставкой расходников и оборудования, но нашли выходы и решения проблемы, при этом не повышая цену на услуги и сохраняя качество. По итогу: год выдался довольно трудный, кризис изменил наши планы, но мы нашли не только выходы, но и точки роста из всех сложившихся ситуаций."
Статистика рынка франчайзинга: спрос
В 2022 году спрос на покупку франшизы был как никогда волнообразный и напрямую зависел от новостной повестки. Первый провал случился в марте: на рынке появилась всеобщая растерянность и снижение бизнес-активности, спрос одномоментно сократился на 30%, инвесторы выбрали выжидательную тактику и не были готовы инвестировать в новые проекты.
Летом 2022 рынок восстановил темпы и превысил показатели спроса 2021 года. В начале сентября зафиксирован пик количества сделок на рынке франчайзинга.
Второй провал спроса случился в конце сентября: после 21 сентября было заморожено абсолютное большинство переговоров, более 70% запланированных сделок по покупке франшиз сорвалось. Целевое ядро покупателей франшиз – мужчины 25-45 лет - были не готовы думать о запуске собственного бизнеса, часть выехала за пределы РФ.
Спрос на франшизы по видам бизнеса
Спрос на франшизы менял тренды несколько раз на протяжении 2022 года. В марте - июне инвесторы рассматривали продуктовые торговые точки, магазины у дома, алкомаркеты и аптеки как наиболее стабильные направления. На 20% увеличился спрос на франшизы супермаркетов, на 30% - на франшизы монобрендовых продуктовых магазинов.
Из общепита спросом пользовались прежде всего франшизы фастфуда: недорогие концепции с инвестициями до 2,5 млн. рублей.
Интерес к покупке франшиз ПВЗ сократил темпы роста до 23%, но по-прежнему оставался на высоком уровне. На замедление роста интереса в 2022 году кроме общего снижения деловой активности оказала влияние и большая представленность ПВЗ в городах.
Непродовольственный ритейл можно назвать самой пострадавшей отраслью 2022 года. Локдаун и ограничения на работу ТЦ прошлых периодов дополнились уходом международных брендов и, как следствие, слабый спрос на франшизы сегмента.
География спроса на покупку франшиз
Основными локомотивами спроса на франшизы в 2022 году стали миллионники и областные центры. Малые города, на которые многие делали ставку, оказались более подвержены бизнес-стрессу и предпочли работу по найму запуску собственного бизнеса в условиях отсутствия стабильности.
ТОП-15 городов по уровню интереса к франчайзингу.
- Москва
- Санкт-Петербург
- Екатеринбург
- Новосибирск
- Челябинск
- Нижний Новгород
- Уфа
- Казань
- Владивосток
- Самара
- Тюмень
- Краснодар
- Иркутск
- Ростов-на-Дону
- Воронеж
Стоит отметить, что в южных городах, которые традиционно входили в ТОП-10 городов-интересантов франчайзинга в 2022 зафиксировано существенное снижение интереса к франчайзингу и бизнес-активности в целом из-за близости к зоне СВО (Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж).
Спрос на франшизы по объему инвестиций
Рост числа покупателей франшиз произошел в сегментах инвестиций до 1 млн. рублей и 3-10 млн. рублей. Основной рост произошел в сегменте 3-6 млн. рублей, в том числе из-за перетока покупателей из более «дорогих» инвестиционных категорий.
Планы франчайзеров на 2023 год
Менее половины франчайзеров ставят себе в приоритет рост сети. Для сравнения в начале прошлого года на расширение надеялись 59% опрошенных. При этом доля франшиз, осознающих необходимость доработки увеличилась с 11,9% до 23,5%, что говорит о происходящих глубинных процессах в российском франчайзинге. А вот доля тех, кто рассчитывает на выход на новые рынки за год увеличилась с 14% до 21,4%.
Читайте также
Проблема решаема — нужны франчайзи, которые откроют фирменные монобрендовые магазины Dzintars
Франшиза по производству автохимии, автокосметики и клининговых средств или вложитесь в чистоту