- Автор: Андрей Пермяков
- Дата публикации: 23 Январь 2014
- Издание: УралБизнесКонсалтинг
В январе ряд российских ритейлеров отчитался о снижении роста выручки. В
частности, темпы продаж крупнейшей продуктовой сети «Магнит» в декабре 2013 года
замедлились до 22,88%, тогда как в целом за год прирост составил 29,22%. В
компании отметили, что причина снижения темпов выручки — снижение
потребительской активности домохозяйств, повлиявшее на размер среднего чека.
Кроме того, наметился тренд на переориентацию покупателей в сторону товаров
более низкого ценового сегмента.
Аналогичные тенденции отмечают и свердловские ритейлеры. «Люди стали покупать
меньше дорогостоящих вещей, стали обращать внимание на цену. Эта тенденция есть,
но пока, конечно, она незначительна. Дай бог, чтобы дальнейшего падения уровня
жизни не было», — говорит президент ГК «Кировский» Игорь Ковпак. Пока же никакой
трагедии не произошло, подчеркивает он.
Другой крупнейший продуктовый ритейлер X5 Retail Group не заметил резких
колебаний потребительского спроса. «В декабре он был традиционно высоким», —
говорит представитель компании Владимир Русанов.
Рынок бытовой техники и электроники также показал замедление в конце 2013 года.
Согласно отчету компании «М.Видео» за прошедший год, темпы роста замедлились с
20% в 2012 году до 11% в 2013. «Годовые результаты продаж в значительной мере
обусловлены «вялостью» рынка в 4 квартале прошлого года, что выразилось в
снижении потребительской активности, в особенности в регионах», — комментирует
результаты работы компании в 2013 году президент «М.Видео» Александр Тынкован.
Аналитики и ритейлеры дают осторожные и в целом не очень оптимистичные прогнозы
на 2014 год. Так, согласно исследованию холдинга «Ромир», Россия погружается в
«экономическое уныние»: глобальный индекс экономических надежд в стране на 2014
год упал до -43 п.п., чего не наблюдалось даже в кризисные 1998 и 2008 годы.
«Как отметили многие ритейлеры, результаты продаж в традиционно пиковый период в
декабре были ниже ожидаемых. Основываясь на существующих данных, буду весьма
осторожен в прогнозах. Если будут достигнуты объемы продаж 2013 года, это можно
считать успешным итогом как в России в целом, так и в Свердловской области в
частности», — сказал директор компании Philips в Уральском федеральном округе
Сергей Петров.
Из-за снижения потребительской активности граждан эксперты прогнозировали
усиление конкуренции в секторе розничной торговли и даже возможное снижение цен
в борьбе за покупателя. Однако последний пункт — это прежде всего вопрос
производителям и поставщикам, считает Игорь Ковпак. В целом бизнесмен надеется,
что в 2014 году ситуация не ухудшится.
X5 Retail Group не ожидает резкого сокращения спроса. «Все-таки люди в последнюю
очередь начинают экономить на еде. Не ожидаем, что снижение роста рынка сильно
нас затронет», — считает Владимир Русанов. Конкуренция же на рынке продуктового
ритейла всегда высокая, поэтому расслабляться не приходится, добавляет он.
Более сложная ситуация складывается на рынке сотовых телефонов. По
предварительным данным «Евросети», объем рынка телефонов и смартфонов может
уменьшиться в 2014 году до 38-39 млн штук, что эквивалентно примерно 200-210
млрд руб. в денежном отношении. «По первому показателю рынок впервые может
откатиться на уровень ниже 2011 года. И впервые после кризиса 2008 года
сократится и в штучном, и в денежном выражении в целом на 6-8% по обоим
показателям в сравнении с 2013 годом», — отмечается в пресс-релизе компании.
«М.Видео» дает менее пессимистичный прогноз, отмечая, что рынок бытовой техники
и электроники остаётся плоским: ждать взрывного роста не приходится.
«Во многом это связано и с экономическими факторами, и с перекредитованностью
населения», — подтверждает он общую тенденцию. В секторе бытовой техники и
электроники конкуренция также высока, и пока ситуация не меняется, говорит
представитель «М.Видео». «Сейчас произошло некоторое перераспределение
конкуренции в пользу Интернета, но в ближайшее время рынок будет становиться
более цивилизованным и постепенно перейдёт от ценовой конкуренции к другим
инструментам», — отмечает Антон Пантелеев.
Вместе с тем президент «Евросети» Александр Малис считает, что этот год станет
последним для региональных и локальных сетей. Поведение потребителей и рыночные
показатели свидетельствуют, что у людей стало меньше денег, продолжает он.
«Можно ли считать это новым потребительским кризисом? Да. Будет ли он
болезненнее 2008 года — пока неясно. Но то, что этот год станет санитарным для
всей отрасли торговли — абсолютно очевидно», — заключает глава компании.