подобрать франшизу
Все статьи

Дробление бизнеса или франчайзинг: экспертный разбор признаков

  • Издание: franshiza.ru

Дробление бизнеса – термин, который все чаще стал звучать при упоминании франчайзинга.

Дробление бизнеса – это "искусственное создание нескольких лиц для соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов".

Иными словами, дробление – это ситуация, когда несколько юридических лиц работают на специальных режимах налогообложения вместо одного юридического лица, которое должно было бы использовать основную систему налогообложения. Т. е. существует юридическое лицо, которому выгодно использование схемы деления бизнеса на несколько юридических лиц, и при этом участники этой схемы начинают платить налоги меньше.

Признаки дробления бизнеса: налоговая служба

Характерными признаками дробления бизнеса, по мнению ФНС, являются:

  • наличие единого контролирующего лица;
  • дробление единого процесса;
  • отсутствие самостоятельности у подконтрольных лиц при принятии решений;
  • использование общих ресурсов (сотрудников, основных средств, нематериальных активов) и наличие общих контрагентов;
  • формальное распределение ресурсов или их безвозмездное предоставление.
Иными словами: если предприятие зависимо, отсутствует его самостоятельность, контроль сетью предприятий осуществляется Правообладателем Товарного знака, используются общие нематериальные активы, контрагенты, это может быть причиной проверки сети со стороны налоговых органов.

Не правда ли, многие из вышеперечисленных признаков присущи франчайзингу?

Правообладатель (франчайзор) по Договору коммерческой концессии передает Пользователю (франчайзи) в пользование Комплекс исключительных прав: товарный знак, стандарты (Know how), фирменный стиль (объекты авторских прав), оказывает всестороннюю поддержку при открытии и управлением бизнесом. При этом франчайзор не только регламентирует деятельность франчайзи, но и контролирует, согласовывает действия франчайзи, определяет поставщиков, может назначать цены и пр.

15 признаков, указывающих, что это франчайзинг

На мой взгляд, отличить франчайзинг от дробления бизнеса можно по следующим признакам:

1. Заключены не шаблонные ДКК, в договоре подробно описаны взаимоотношение сторон, он не содержит общие формулировки, отражена специфика бизнеса.

2. ДКК имеют единые обязательства и условия для всех участников сети. Исключение: иногда франчайзоры предлагают специальные условия действующим бизнесам, которым предлагают начать работать под их брендом, организуют специальные акции, чтобы привлечь внимание новых франчайзи, например, каникулы по роялти.

3. Рыночные выплаты: паушальный взнос и роялти соответствуют выплатам конкурентных франшиз.

4. По ДКК передаются стандарты, регламенты и пр., подтверждается факт оказания услуг: обучение, расходы на выезд старт-ап команды, существуют протоколы разногласий при подписании ДКК с новыми франчайзи, фиксируются нарушения в процессе деятельности франчайзинговых точек и пр.

5. Инфраструктура франчайзора позволяет оказывать заявленную по договору поддержку или на отдельные функции поддержки существует договор с другой организацией с оплатой за такие услуги (например, осуществление функции контроля, поддержки ПО, обучение и пр.)

6. У каждой компании существуют собственные основные средства (оборудование, оснащение и пр.). Исключение: в некоторых франшизах в целях механизма удержания франчайзи или снижения инвестиций при открытии бизнеса часть оборудования может принадлежать Франчайзору и сдаваться в аренду франчайзи за плату.

7. ДКК предусматривает предупреждения и штрафы за нарушение стандартов сети, просрочку оплаты роялти, и эти правила существуют не только на бумаге.

8. Существует информация о возможности приобретения франшизы на сайте компании, ведется рекламная кампания по привлечению франчайзи (каталоги, продвижение страницы франшизы).

9. Не было массовой регистрации ДКК в Роспатент в короткий срок. Исключение: ситуация , когда компания меняет условия или тип договора и перезаключает его с действующими франчайзи.

10. Большинство франчайзи не являлись сотрудниками Франчайзора или его аффилированными лицами. Исключение: на практике есть случаи, когда родственники или действующие менеджеры покупают франшизу и открывают собственный бизнес по франшизе, но такие случаи не так распространены.

11. Сотрудники сети не мигрировали из компании в компанию.

12. Сдача отчетности происходит с разных ip-адресов, разные банки, контакты компаний. Если же счета франчайзи открыты в одном банке, то руководители компаний самостоятельно управляют деньгами на них, носители с ЭЦП используются теми лицами на кого они оформлены.

13. Правообладатель и Пользователь не несут расходы друг за друга.

14. Отсутствие единой бухгалтерии, кадровой, юридической служб. Исключение: есть некоторые франшизы, которые на аутсорсинге оказывают своим франчайзи поддержку "под ключ", но, как правило, это право, а не обязанность франчайзи выбрать такую поддержку и платить за нее дополнительную стоимость или повышенные роялти.

15. Отношения Франчайзора и франчайзи носят реальный характер. Франчайзи управляет самостоятельно своим бизнесом, и это подтвердят его сотрудники. Каждый франчайзи сети действует самостоятельно, независимо и отдельно от других франчайзи, в своих интересах.

Очевидно, что для сферы франчайзинга характерна определенная практика взаимодействия, отступление от которой влечет налоговые риски обвинений в искусственном дроблении бизнеса.

В заключение хочется отметить, что всё вышеперечисленные признаки франчайзинга не являются 100% гарантией от возможных претензий налоговых служб о дроблении бизнеса. Поэтому стоит помнить не только о необходимости обратить внимание на подготовку документов франшизы, ДКК, но и помнить о документальном подтверждении реальности отношений между независимыми предприятиями Франчайзора и франчайзи.

Читайте также

Ключевая ставка ЦБ РФ снова снижена – кредитование продолжает расти

Перед покупкой франшизы фитнес клуба стоит оценить свои возможности, предварительно задав себе основные вопросы

В сфере образования открывается все больше возможностей для предпринимателей. Детские школы, студии развития и детские центры идеально вписываются в растущий рынок детского образования. Однако, прежде чем открыть свой детский центр, важно тщательно выбрать франшизу. Подробнее об этом рассказали в "ФинГрам".

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru