подобрать франшизу
Все статьи

Ремонт по франшизе

  • Автор: Александр Кочетов
  • Издание: РБК+

Сфера услуг, в том числе ремонта, занимает треть рынка франшиз в РФ и продолжает расти на фоне снижения доходов населения.

По данным профильного портала Franshiza.ru, в 2018 году треть франчайзингового рынка приходилась на сферу услуг. По мнению эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской, сегмент растет "последние шесть-семь лет" и в 2019 году может занять долю рынка 35–36%.

Все это происходит на фоне снижения реальных доходов населения: по данным Росстата, они падают пятый год подряд. В Минэкономразвития РФ конкретизируют, что что в 2016 году заработки граждан упали на 5,6%, в 2017-м — на 1,2%, а в прошлом году — еще на 0,2%. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС), более 70% граждан РФ живут в режиме экономии, а каждый пятый россиянин — "в условиях жесткой экономии".

Такое положение дел накладывает отпечаток на рынок франчайзинга. Еще в 2018 году аналитики портала констатировали, что франшизы дешевле полумиллиона рублей искали около 40% инвесторов. Еще четверть бизнесменов интересовались вложениями от 500 тыс. до 1 млн руб.

Новая жизнь вещей

Эксперты предрекают в России рост франшиз в сфере услуг, связанных с различным ремонтом. "Логика очень простая, — говорит гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак. — Когда в экономике страны происходят не очень приятные события, люди стараются продлить жизнь своим вещам, будь то автомобили, смартфоны, телевизоры или одежда".

В качестве иллюстрации эксперт приводит в пример одного из прошлогодних победителей премии Golden Brand — новосибирскую франшизу Fit Service, занимающуюся постгарантийным обслуживанием автомобилей. "У них был колоссальный годовой рост", — продолжает Сойак. Это подтверждают и данные российского Forbes: в рейтинге 30 самых востребованных франшиз, подготовленном этим изданием в 2018 году, Fit Service со 125 франчайзинговыми точками и оборотом около 22 млн руб. занимает пятое место. Екатерина Сойак вспоминает и о рейтинге американского издания Entrepreneur, в топе которого фигурирует "компания по ремонту iPhone". В России есть аналогичная франшиза Pedant, у которой "очень быстро идет развитие, в том числе из-за грамотно составленной франшизы". "Сегмент услуг по продлению жизни вещам безусловно будет пользоваться спросом", — считает гендиректор EMTG. Эксперт констатирует, что сегмент начал расти еще в 2015 году, но не ожидает его "взрывного роста" в дальнейшем.

Коммерческий директор Pedant.ru Игорь Одинцов согласен, что "рынок ремонта выигрывает именно в кризис". По его словам, в таких франшизах "очень важно следить за качеством услуг", причем сразу в трех направлениях — "кто делает, чем делают и как общаются с клиентами". Все его франчайзи подключены к централизованной "интеллектуальной платформе", за поддерживанием единого уровня обслуживания и внешним видом филиалов следит отдельная служба качества, которую в компании называют "важной частью франчайзинга". "Мы стремимся все автоматизировать, потому что у нас нет права на ошибку. Если мы не досмотрим за качеством специалистов в регионе, это ударит в целом по нашей репутации, — поясняет Одинцов. — Средний показатель удовлетворенности клиентов в сети — 9,2. То есть 92 человека из 100 порекомендуют центр друзьям. Показатель ниже восьми баллов служит поводом серьезного разговора с франчайзи".

Основной проблемой такого бизнеса Игорь Одинцов считает низкосортные запчасти для гаджетов (в первую очередь дисплеи и аккумуляторы), но заверяет, что компании удалось "решить этот вопрос" с помощью специальных сканеров и "методики тестирования качества деталей".

В свою очередь, Анна Рождественская из Franshiza.ru уверена, что "активно развивался" в последние несколько лет и сегмент авторемонта: "Но он пока очень низкоконкурентный. Можно выделить двух-трех крупных игроков с львиной долей покупок франшизы данного сегмента". В пример эксперт приводит тот же Fit Service, а также автосервис "Вилгуд" (со 107 франчайзинговыми точками и оборотом около 40 млн руб. компания занимает в рейтинге Forbes четвертое место). "Эти автосервисы прибавляют по 50–60 франшиз в год", — подтверждает гендиректор ООО "Академия франчайзинга" Михаил Файнберг.

При этом сегмент уcлуг по ремонту одежды, бытовой техники и электроники, по мнению Анны Рождественской, находится "в стартовом состоянии". В качестве примеров "первых активных проектов" в этой сфере эксперт также упоминает компанию Pedant, но ее успех связывает с "навыками конкретного человека", а не с кризисом. "Чаще бизнес, связанный с ремонтом, открывают "под себя", — поясняет Анна Рождественская. — Постепенно приходит понимание, что важны не только навыки, но и технологии продвижения бизнеса, поиска клиентов, стандартов обслуживания. Сегменту только предстоит развитие, и кризис повлияет на это лишь отчасти".

Примечательно, что в рейтинге 50 самых популярных франшиз 2017 года от РБК бизнес-проекты в сфере ремонта также не превалируют: там фигурируют четыре автосервиса. При этом в рейтинг РБК попали сразу семь сетей медицинских услуг (например, "Гемотест", "Хеликс" и "Инвитро") и два детских образовательных проекта. Анна Рождественская подтверждает, что в этом сегменте можно выделить "бурный рост" обучения и образования, медицинских услуг, а также различных бытовых услуг — уборки, доставки и аутсорсинга персонала.

Уберизация на марше

Предложения услуг по привлечению нянь, сиделок, "мужей на час" и другого персонала будут увеличиваться, но "расти не быстрее рынка в целом", продолжает Анна Рождественская.

"Связано это опять же не с кризисом, а с существованием запроса населения на привлечение проверенного персонала. Если допустить, что растет безработица и много профессионалов в той или иной области готовы предложить свои услуги, то без существования на них спроса такой бизнес обречен", — рассуждает эксперт. "В России огромное количество людей с золотыми руками, которые зачастую не знают, куда их приложить, — подчеркивает Михаил Файнберг из "Академии франчайзинга". — Франшизы-агрегаторы как раз и помогают найти таких сотрудников. Ведь эти проекты по большей части состоят из программной части, сайта или CRM-базы, а отнюдь не из самих ремонтников". Екатерина Сойак обращает внимание, что агрегаторы услуг "пользуются спросом независимо от кризиса, это просто удобно": "Няни, уборки, помощь по дому, доставка и другого рода персонал — это тренд. Но тут связь не с кризисом, а с технологическим прогрессом. Начавшаяся несколько лет назад уберизация продолжает набирать обороты".

Анна Рождественская считает, что "гонку за потребителя выиграют агрегаторы, которые смогут обеспечить клиенту гарантии и персонал, с которым будут нести субсидиарную ответственность перед последним". "В противном случае такой агрегатор превратится в обычную доску объявлений без репутации и доверия", — поясняет эксперт. Михаил Файнберг констатирует, что в ближайшие годы нынешний тренд в сфере услуг сохранится. "Если взять двадцатку самых востребованных, то это либо франшизы с небольшим порогом входа, как у компании "1С" (27 тыс. руб. — РБК+), либо стабильно прибавляющие медицинские франшизы, обучающие и образовательные проекты или все те же автосервисы. Люди продолжат бояться за свое здоровье и любить своего "железного коня". И этот тренд не поменяется", — резюмирует он.

Читайте также

Купить франшизу и потерпеть крах, оставшись наедине со своими вопросами. Такой негативный сценарий, пожалуй, уже обыденность на российском рынке

Original Marines – один из самых узнаваемых брендов итальянской детской одежды в России. За последние два года он надежно закрепился в сегменте демократичной детской одежды

Первые итоги коронакризиса во франчайзинге России - аналитика franshiza.ru

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru