подобрать франшизу
Все статьи

Ремонт по франшизе

  • Автор: Александр Кочетов
  • Издание: РБК+

Сфера услуг, в том числе ремонта, занимает треть рынка франшиз в РФ и продолжает расти на фоне снижения доходов населения.

По данным профильного портала Franshiza.ru, в 2018 году треть франчайзингового рынка приходилась на сферу услуг. По мнению эксперта Franshiza.ru Анны Рождественской, сегмент растет "последние шесть-семь лет" и в 2019 году может занять долю рынка 35–36%.

Все это происходит на фоне снижения реальных доходов населения: по данным Росстата, они падают пятый год подряд. В Минэкономразвития РФ конкретизируют, что что в 2016 году заработки граждан упали на 5,6%, в 2017-м — на 1,2%, а в прошлом году — еще на 0,2%. По данным Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте (РАНХиГС), более 70% граждан РФ живут в режиме экономии, а каждый пятый россиянин — "в условиях жесткой экономии".

Такое положение дел накладывает отпечаток на рынок франчайзинга. Еще в 2018 году аналитики портала констатировали, что франшизы дешевле полумиллиона рублей искали около 40% инвесторов. Еще четверть бизнесменов интересовались вложениями от 500 тыс. до 1 млн руб.

Новая жизнь вещей

Эксперты предрекают в России рост франшиз в сфере услуг, связанных с различным ремонтом. "Логика очень простая, — говорит гендиректор компании EMTG Екатерина Сойак. — Когда в экономике страны происходят не очень приятные события, люди стараются продлить жизнь своим вещам, будь то автомобили, смартфоны, телевизоры или одежда".

В качестве иллюстрации эксперт приводит в пример одного из прошлогодних победителей премии Golden Brand — новосибирскую франшизу Fit Service, занимающуюся постгарантийным обслуживанием автомобилей. "У них был колоссальный годовой рост", — продолжает Сойак. Это подтверждают и данные российского Forbes: в рейтинге 30 самых востребованных франшиз, подготовленном этим изданием в 2018 году, Fit Service со 125 франчайзинговыми точками и оборотом около 22 млн руб. занимает пятое место. Екатерина Сойак вспоминает и о рейтинге американского издания Entrepreneur, в топе которого фигурирует "компания по ремонту iPhone". В России есть аналогичная франшиза Pedant, у которой "очень быстро идет развитие, в том числе из-за грамотно составленной франшизы". "Сегмент услуг по продлению жизни вещам безусловно будет пользоваться спросом", — считает гендиректор EMTG. Эксперт констатирует, что сегмент начал расти еще в 2015 году, но не ожидает его "взрывного роста" в дальнейшем.

Коммерческий директор Pedant.ru Игорь Одинцов согласен, что "рынок ремонта выигрывает именно в кризис". По его словам, в таких франшизах "очень важно следить за качеством услуг", причем сразу в трех направлениях — "кто делает, чем делают и как общаются с клиентами". Все его франчайзи подключены к централизованной "интеллектуальной платформе", за поддерживанием единого уровня обслуживания и внешним видом филиалов следит отдельная служба качества, которую в компании называют "важной частью франчайзинга". "Мы стремимся все автоматизировать, потому что у нас нет права на ошибку. Если мы не досмотрим за качеством специалистов в регионе, это ударит в целом по нашей репутации, — поясняет Одинцов. — Средний показатель удовлетворенности клиентов в сети — 9,2. То есть 92 человека из 100 порекомендуют центр друзьям. Показатель ниже восьми баллов служит поводом серьезного разговора с франчайзи".

Основной проблемой такого бизнеса Игорь Одинцов считает низкосортные запчасти для гаджетов (в первую очередь дисплеи и аккумуляторы), но заверяет, что компании удалось "решить этот вопрос" с помощью специальных сканеров и "методики тестирования качества деталей".

В свою очередь, Анна Рождественская из Franshiza.ru уверена, что "активно развивался" в последние несколько лет и сегмент авторемонта: "Но он пока очень низкоконкурентный. Можно выделить двух-трех крупных игроков с львиной долей покупок франшизы данного сегмента". В пример эксперт приводит тот же Fit Service, а также автосервис "Вилгуд" (со 107 франчайзинговыми точками и оборотом около 40 млн руб. компания занимает в рейтинге Forbes четвертое место). "Эти автосервисы прибавляют по 50–60 франшиз в год", — подтверждает гендиректор ООО "Академия франчайзинга" Михаил Файнберг.

При этом сегмент уcлуг по ремонту одежды, бытовой техники и электроники, по мнению Анны Рождественской, находится "в стартовом состоянии". В качестве примеров "первых активных проектов" в этой сфере эксперт также упоминает компанию Pedant, но ее успех связывает с "навыками конкретного человека", а не с кризисом. "Чаще бизнес, связанный с ремонтом, открывают "под себя", — поясняет Анна Рождественская. — Постепенно приходит понимание, что важны не только навыки, но и технологии продвижения бизнеса, поиска клиентов, стандартов обслуживания. Сегменту только предстоит развитие, и кризис повлияет на это лишь отчасти".

Примечательно, что в рейтинге 50 самых популярных франшиз 2017 года от РБК бизнес-проекты в сфере ремонта также не превалируют: там фигурируют четыре автосервиса. При этом в рейтинг РБК попали сразу семь сетей медицинских услуг (например, "Гемотест", "Хеликс" и "Инвитро") и два детских образовательных проекта. Анна Рождественская подтверждает, что в этом сегменте можно выделить "бурный рост" обучения и образования, медицинских услуг, а также различных бытовых услуг — уборки, доставки и аутсорсинга персонала.

Уберизация на марше

Предложения услуг по привлечению нянь, сиделок, "мужей на час" и другого персонала будут увеличиваться, но "расти не быстрее рынка в целом", продолжает Анна Рождественская.

"Связано это опять же не с кризисом, а с существованием запроса населения на привлечение проверенного персонала. Если допустить, что растет безработица и много профессионалов в той или иной области готовы предложить свои услуги, то без существования на них спроса такой бизнес обречен", — рассуждает эксперт. "В России огромное количество людей с золотыми руками, которые зачастую не знают, куда их приложить, — подчеркивает Михаил Файнберг из "Академии франчайзинга". — Франшизы-агрегаторы как раз и помогают найти таких сотрудников. Ведь эти проекты по большей части состоят из программной части, сайта или CRM-базы, а отнюдь не из самих ремонтников". Екатерина Сойак обращает внимание, что агрегаторы услуг "пользуются спросом независимо от кризиса, это просто удобно": "Няни, уборки, помощь по дому, доставка и другого рода персонал — это тренд. Но тут связь не с кризисом, а с технологическим прогрессом. Начавшаяся несколько лет назад уберизация продолжает набирать обороты".

Анна Рождественская считает, что "гонку за потребителя выиграют агрегаторы, которые смогут обеспечить клиенту гарантии и персонал, с которым будут нести субсидиарную ответственность перед последним". "В противном случае такой агрегатор превратится в обычную доску объявлений без репутации и доверия", — поясняет эксперт. Михаил Файнберг констатирует, что в ближайшие годы нынешний тренд в сфере услуг сохранится. "Если взять двадцатку самых востребованных, то это либо франшизы с небольшим порогом входа, как у компании "1С" (27 тыс. руб. — РБК+), либо стабильно прибавляющие медицинские франшизы, обучающие и образовательные проекты или все те же автосервисы. Люди продолжат бояться за свое здоровье и любить своего "железного коня". И этот тренд не поменяется", — резюмирует он.

Читайте также

Трое воспитанников "ЮниорКода" стали призёрами на престижной олимпиаде

Франчайзинг в России в последнее время востребован как никогда ранее. Банковская сфера чутко реагирует на рыночный спрос, понимая перспективу будущих доходов, но не все однозначно просто

Чисто русский бизнес. Как открыть завод за 30 дней?

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru