подобрать франшизу
Все статьи

Российский франчайзинг 2023: статистика от franshiza.ru

  • Автор: franshiza.ru
  • Издание: franshiza.ru

Новое исследование рынка франчайзинга в России от franshiza.ru на начало 2024 года по ссылке

Статистика рынка франчайзинга от каталога franshiza.ru . При использовании любых данных из исследования ссылка на franshiza.ru обязательна! (порядок использования материалов исследования)

Исследование рынка франчайзинга 2023

2022 год для российского франчайзинга был беспрецедентным как с точки зрения политики развития международных сетей, так и внутреннего бизнес-климата. В течение года спрос двигался волнообразно, а предложение трансформировалось и росло в цене. Каталог franshiza.ru провел собственное ежегодное исследование рынка с масштабным анкетированием франчайзеров России. Упор был сделан на достоверность данных, поэтому некоторые франшизы предоставляли цифры анонимно. Рассмотрим подробнее тренды и проблемы года.

Рынок франчайзинга России: оборот рынка и занятость

По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19% до 2,78 трлн. рублей. Рост связан в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса.

Число занятых во франчайзинговых сетях по оценке franshiza.ru увеличилось за 2022 год на 9% до 1,24 млн. сотрудников. Кроме сотрудников в новых франшизных точках, на динамику повлияло снятие ковидных ограничений в некоторых сферах бизнеса и увеличение числа сотрудников на точках.

Для справки: рост оборота рынка франчайзинга за 2021 год составил 15%, а рост занятости – 18%.

Статистика рынка франчайзинга: предложение

По данным franshiza.ru, на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, что на 70% больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети (например, DIM, Levi’s, NYX Cosmetic), так и российские компании. Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.

Так, в 2022 году свою франшизу на рынок вывели кондитерские магазины "Аленка", "Национальная лотерея", один из крупнейших застройщиков "Самолет Плюс", известная на юге России сеть пекарен-кондитерских "Патрик и Мари", сеть стоматологий "Интан".

Для многих компаний в ситуации отсутствия доступных кредитов для развития франчайзинг стал возможностью продолжить экспансию на рынках за счет открытия партнерских точек.

Кроме того, в 2022 году продолжила работать федеральная программа акселерации регионального бизнеса во франшизы с помощью поддержки из бюджетов регионального уровня.

Число заявок на создание франшиз по данным franshiza.ru в 2022 году увеличилось на 25%.

География российских франшиз в 2022-2023 гг.

В 2022 году структура франчайзеров в региональном разрезе практически не изменилась. Впервые за последние годы доля франчайзеров со штаб-квартирой в Москве не уменьшилась (21% по итогу 2022 года против 20% в 2021 году). А вот доля франчайзеров из Санкт-Петербурга сократилась на 2 п.п.

Несколько последних лет существовал тренд на снижение доли иностранных франчайзеров на российском рынке, поэтому значимого сокращения рынка в части международного предложения не случилось. В 2022 году из-за санкций из России полностью уходили международные бренды, которые в основном не продавали франшизу, а развивали сети самостоятельно.

Структура франчайзеров по виду бизнеса

2022 год не стал исключением в многолетней тенденции снижения доли франшиз розничной торговли в структуре российского франчайзинга. Доля франшиз общепита за 2022 год увеличилась с 24% до 26%, наибольшее число новых проектов в 2022 году появлялось именно в этой сфере бизнеса. Внутри категории общественного питания самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около 19% от общего количества франшиз в России.

Доля франшиз в сфере услуг бизнесу и населению выросла на 1% и теперь составляет половину от всех франчайзинговых проектов на российском рынке. В сфере производства новых франшиз практически не появляется, поэтому доля сегмента снизилась до 3%.

Структура российских франчайзеров по организационно – правовой форме

Среди российских франчайзеров около 72% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 28% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП.

Портрет российского франчайзера 2022-2023

Средний возраст Российской франшизы на начало 2023 года составлял 5,04 лет, это чуть меньше, чем в прошлом году, что говорит о возрастающей доле на рынке молодых франшиз возрастом до 1 года.

Любопытна также доля российских франчайзеров, имеющих франчайзинговые точки за пределами РФ. На начало 2023 года их стало 35,4%, это меньше, чем в прошлом году (на начало 2022 года – 39% франчайзеров имели точки за рубежом). Это также свидетельствует о росте числа новых франшиз, только что вышедших на рынок и не имеющих опыта международного развития, а также о появившихся сложностях для более опытных франчайзеров.

К традиционным территориям международного развития российских франшиз (Беларусь, Узбекистан, Казахстан) в 2022 году добавились еще ОАЭ и Турция.

64,6% российских франшиз не имеют точек за пределами РФ, развивая сеть только на территории страны.

Структура франчайзеров России по инвестициям в покупку

Особенностью 2022 года стало подорожание франшиз. Можно констатировать, что рост объема инвестиций в покупку франшизы произошел из-за роста издержек по многим позициям. Например, некоторые франшизы, работавшие в ценовом сегменте до 1 млн рублей, переместились в сегмент 1-3 млн. рублей. Например, в общепите открытие ресторана стало в среднем на 15% - 30% дороже по сравнению с началом 2022 года. Самый значимый прирост числа проектов фиксируется в сегменте 3-6 млн. рублей с 14% до 21%. При этом многие сети стали ориентироваться в развитии на небольшие города, добавляя усеченные форматы со сниженными инвестициями.

Cумму паушального взноса поднимали менее четверти франчайзеров, а 15,3% и вовсе давали дисконт. Часть сетей снижали или отменяли роялти.

Ключевые цифры российского франчайзинга

По данным franshiza.ru, по количеству франчайзинговых точек рынок за 2022 год вырос на 7%, (в пандемийном 2021 год рост составил 8%). При этом в 2022 году было закрыто на 8% франчайзинговых точек меньше, чем в 2021 году. Это говорит о том, что прошедший пандемию бизнес, стал более кризисоустойчивым, что помогло справиться с проблемами 2022 года.

Самое большое количество точек зафиксировано в сфере услуг (медицинские офисы, ПВЗ и детские клубы) и фастфуд.

Довольно большой процент сетей в 2022 году намеренно замедлял и приостанавливал развитие своей франшизы в период с марта по май, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам, были пересмотрены поставщики, логистические цепочки, ассортиментная и ценовая политика во многих сетях.

На различные виды бизнеса санкции повлияли в разной степени, для сферы услуг внешнеполитические факторы оказались минимальными. Таким образом более 46% опрошенных франчайзеров отметили, что санкции никак не повлияли и даже открыли возможности для развития.

При проведении анкетирования франчайзеров аналитический отдел franshiza.ru наряду с количественными данными задавал вопросы, позволяющие получить субъективную оценку ситуации от представителей франшиз. В данном случае ответы совпали с цифровыми данными.

Также хотим поделиться с вами некоторыми мнениями франчайзеров федеральных и региональных брендов относительно прошедшего 2022 года:

"В общем мы довольны результатами 2022 года в плане масштабирования сети. Хотя, конечно, если бы не ситуация, в которой оказалась Россия, уверены, что рост был бы намного больше."

"Был некоторый отток интересантов из-за мобилизации."

"Год был тяжелым морально, но успешным для бизнеса. На нашем рынке … услуг в связи с уходом крупных западных компаний и мелких игроков сейчас идет перераспределение клиентских потоков. В 2023 году мы готовимся к увеличению доли рынка в 1,5-2 раза по сравнению с текущим годом."

"2022 - очередной сложный год. В первой половине года развитие замерло и нарастала озабоченность усложнившейся логистикой и нестабильностью отпускных цен поставщиков. Во-второй половине года обстановка стала понятней и появилось понимание, как действовать дальше. Продажи серьёзно выросли на точках по отношению к ковидным временам, несмотря на сложности с ассортиментом. В целом для франчайзинга торговой марки сети год был скорее выжидательный и нервный для франчайзи и франчайзеров, хотя развитие не останавливалось."

"Российский fashion-рынок сузился, но остался. Открылась возможность зайти в лучшие ТРЦ различных регионов страны."

"Были проблемы с поставкой расходников и оборудования, но нашли выходы и решения проблемы, при этом не повышая цену на услуги и сохраняя качество. По итогу: год выдался довольно трудный, кризис изменил наши планы, но мы нашли не только выходы, но и точки роста из всех сложившихся ситуаций."

Статистика рынка франчайзинга: спрос

В 2022 году спрос на покупку франшизы был как никогда волнообразный и напрямую зависел от новостной повестки. Первый провал случился в марте: на рынке появилась всеобщая растерянность и снижение бизнес-активности, спрос одномоментно сократился на 30%, инвесторы выбрали выжидательную тактику и не были готовы инвестировать в новые проекты.

Летом 2022 рынок восстановил темпы и превысил показатели спроса 2021 года. В начале сентября зафиксирован пик количества сделок на рынке франчайзинга.

Второй провал спроса случился в конце сентября: после 21 сентября было заморожено абсолютное большинство переговоров, более 70% запланированных сделок по покупке франшиз сорвалось. Целевое ядро покупателей франшиз – мужчины 25-45 лет - были не готовы думать о запуске собственного бизнеса, часть выехала за пределы РФ.

Спрос на франшизы по видам бизнеса

Спрос на франшизы менял тренды несколько раз на протяжении 2022 года. В марте - июне инвесторы рассматривали продуктовые торговые точки, магазины у дома, алкомаркеты и аптеки как наиболее стабильные направления. На 20% увеличился спрос на франшизы супермаркетов, на 30% - на франшизы монобрендовых продуктовых магазинов.

Стабильным на протяжении всего года спрос оставался только в сегменте услуг: франшизы, связанные с детским бизнесом, медициной, а также с ремонтом. Проблемы с покупкой новой техники и автомобилей вывело этот бизнес на новый виток.

Из общепита спросом пользовались прежде всего франшизы фастфуда: недорогие концепции с инвестициями до 2,5 млн. рублей.

Интерес к покупке франшиз ПВЗ сократил темпы роста до 23%, но по-прежнему оставался на высоком уровне. На замедление роста интереса в 2022 году кроме общего снижения деловой активности оказала влияние и большая представленность ПВЗ в городах.

Непродовольственный ритейл можно назвать самой пострадавшей отраслью 2022 года. Локдаун и ограничения на работу ТЦ прошлых периодов дополнились уходом международных брендов и, как следствие, слабый спрос на франшизы сегмента.

По данным Franshiza.ru, в 2022 году интерес к российским франшизам вырос на 67%, к международным брендам покупатели стали относиться настороженно.

География спроса на покупку франшиз

Основными локомотивами спроса на франшизы в 2022 году стали миллионники и областные центры. Малые города, на которые многие делали ставку, оказались более подвержены бизнес-стрессу и предпочли работу по найму запуску собственного бизнеса в условиях отсутствия стабильности.

При этом малые города по-прежнему остаются для многих сетей наиболее перспективными для развития на ближайшие несколько лет.

ТОП-15 городов по уровню интереса к франчайзингу.

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Екатеринбург
  4. Новосибирск
  5. Челябинск
  6. Нижний Новгород
  7. Уфа
  8. Казань
  9. Владивосток
  10. Самара
  11. Тюмень
  12. Краснодар
  13. Иркутск
  14. Ростов-на-Дону
  15. Воронеж

Стоит отметить, что в южных городах, которые традиционно входили в ТОП-10 городов-интересантов франчайзинга в 2022 зафиксировано существенное снижение интереса к франчайзингу и бизнес-активности в целом из-за близости к зоне СВО (Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж).

Увеличился международный интерес к российским франшизам из-за релокации бизнес-активного населения. Так, в ТОП-5 стран к традиционным Беларуси, Казахстану, Узбекистану добавились Турция и ОАЭ. Например, аудитория каталога franshiza.ru из ОАЭ с февраля 2022 года выросла на 78%, в основном за счет русскоязычной аудитории.

Спрос на франшизы по объему инвестиций

Рост числа покупателей франшиз произошел в сегментах инвестиций до 1 млн. рублей и 3-10 млн. рублей. Основной рост произошел в сегменте 3-6 млн. рублей, в том числе из-за перетока покупателей из более «дорогих» инвестиционных категорий.

Планы франчайзеров на 2023 год

Менее половины франчайзеров ставят себе в приоритет рост сети. Для сравнения в начале прошлого года на расширение надеялись 59% опрошенных. При этом доля франшиз, осознающих необходимость доработки увеличилась с 11,9% до 23,5%, что говорит о происходящих глубинных процессах в российском франчайзинге. А вот доля тех, кто рассчитывает на выход на новые рынки за год увеличилась с 14% до 21,4%.

Активная ссылка на Franshiza.ru обязательна при использовании данных исследования!Комментарии можно получить по номеру 8-903-889-99-85 или почте sale@franshiza.ru

Читайте также

Почти каждый человек мечтает открыть свой бизнес, но далеко не каждый решается на это, потому что перед потенциальным предпринимателем встает череда вопросов

Вы задумались, стоит ли сдавать квартиру посуточно? С одной стороны, можно заработать гораздо больше, чем от постоянных жильцов, но не принесет ли это проблемы для вас и соседей. Разберем подробно нюансы.

Уральским туркомпаниям стоит поспешить сменить настройки. Интересные откровения одного из авторитетных экспертов. БОНУС – самые популярные страны туристического сезона-2014

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru