подобрать франшизу
Все статьи

Российский франчайзинг 2023: статистика от franshiza.ru

  • Автор: franshiza.ru
  • Издание: franshiza.ru

Новое исследование рынка франчайзинга в России от franshiza.ru на начало 2024 года по ссылке

Статистика рынка франчайзинга от каталога franshiza.ru . При использовании любых данных из исследования ссылка на franshiza.ru обязательна! (порядок использования материалов исследования)

Исследование рынка франчайзинга 2023

2022 год для российского франчайзинга был беспрецедентным как с точки зрения политики развития международных сетей, так и внутреннего бизнес-климата. В течение года спрос двигался волнообразно, а предложение трансформировалось и росло в цене. Каталог franshiza.ru провел собственное ежегодное исследование рынка с масштабным анкетированием франчайзеров России. Упор был сделан на достоверность данных, поэтому некоторые франшизы предоставляли цифры анонимно. Рассмотрим подробнее тренды и проблемы года.

Рынок франчайзинга России: оборот рынка и занятость

По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2022 год вырос на 19% до 2,78 трлн. рублей. Рост связан в том числе с увеличением среднего чека для конечного потребителя практически во всех сферах бизнеса.

Число занятых во франчайзинговых сетях по оценке franshiza.ru увеличилось за 2022 год на 9% до 1,24 млн. сотрудников. Кроме сотрудников в новых франшизных точках, на динамику повлияло снятие ковидных ограничений в некоторых сферах бизнеса и увеличение числа сотрудников на точках.

Для справки: рост оборота рынка франчайзинга за 2021 год составил 15%, а рост занятости – 18%.

Статистика рынка франчайзинга: предложение

По данным franshiza.ru, на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее. Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, что на 70% больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети (например, DIM, Levi’s, NYX Cosmetic), так и российские компании. Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.

Так, в 2022 году свою франшизу на рынок вывели кондитерские магазины "Аленка", "Национальная лотерея", один из крупнейших застройщиков "Самолет Плюс", известная на юге России сеть пекарен-кондитерских "Патрик и Мари", сеть стоматологий "Интан".

Для многих компаний в ситуации отсутствия доступных кредитов для развития франчайзинг стал возможностью продолжить экспансию на рынках за счет открытия партнерских точек.

Кроме того, в 2022 году продолжила работать федеральная программа акселерации регионального бизнеса во франшизы с помощью поддержки из бюджетов регионального уровня.

Число заявок на создание франшиз по данным franshiza.ru в 2022 году увеличилось на 25%.

География российских франшиз в 2022-2023 гг.

В 2022 году структура франчайзеров в региональном разрезе практически не изменилась. Впервые за последние годы доля франчайзеров со штаб-квартирой в Москве не уменьшилась (21% по итогу 2022 года против 20% в 2021 году). А вот доля франчайзеров из Санкт-Петербурга сократилась на 2 п.п.

Несколько последних лет существовал тренд на снижение доли иностранных франчайзеров на российском рынке, поэтому значимого сокращения рынка в части международного предложения не случилось. В 2022 году из-за санкций из России полностью уходили международные бренды, которые в основном не продавали франшизу, а развивали сети самостоятельно.

Структура франчайзеров по виду бизнеса

2022 год не стал исключением в многолетней тенденции снижения доли франшиз розничной торговли в структуре российского франчайзинга. Доля франшиз общепита за 2022 год увеличилась с 24% до 26%, наибольшее число новых проектов в 2022 году появлялось именно в этой сфере бизнеса. Внутри категории общественного питания самой представленной категорией является фастфуд. На его долю приходится около 19% от общего количества франшиз в России.

Доля франшиз в сфере услуг бизнесу и населению выросла на 1% и теперь составляет половину от всех франчайзинговых проектов на российском рынке. В сфере производства новых франшиз практически не появляется, поэтому доля сегмента снизилась до 3%.

Структура российских франчайзеров по организационно – правовой форме

Среди российских франчайзеров около 72% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 28% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП.

Портрет российского франчайзера 2022-2023

Средний возраст Российской франшизы на начало 2023 года составлял 5,04 лет, это чуть меньше, чем в прошлом году, что говорит о возрастающей доле на рынке молодых франшиз возрастом до 1 года.

Любопытна также доля российских франчайзеров, имеющих франчайзинговые точки за пределами РФ. На начало 2023 года их стало 35,4%, это меньше, чем в прошлом году (на начало 2022 года – 39% франчайзеров имели точки за рубежом). Это также свидетельствует о росте числа новых франшиз, только что вышедших на рынок и не имеющих опыта международного развития, а также о появившихся сложностях для более опытных франчайзеров.

К традиционным территориям международного развития российских франшиз (Беларусь, Узбекистан, Казахстан) в 2022 году добавились еще ОАЭ и Турция.

64,6% российских франшиз не имеют точек за пределами РФ, развивая сеть только на территории страны.

Структура франчайзеров России по инвестициям в покупку

Особенностью 2022 года стало подорожание франшиз. Можно констатировать, что рост объема инвестиций в покупку франшизы произошел из-за роста издержек по многим позициям. Например, некоторые франшизы, работавшие в ценовом сегменте до 1 млн рублей, переместились в сегмент 1-3 млн. рублей. Например, в общепите открытие ресторана стало в среднем на 15% - 30% дороже по сравнению с началом 2022 года. Самый значимый прирост числа проектов фиксируется в сегменте 3-6 млн. рублей с 14% до 21%. При этом многие сети стали ориентироваться в развитии на небольшие города, добавляя усеченные форматы со сниженными инвестициями.

Cумму паушального взноса поднимали менее четверти франчайзеров, а 15,3% и вовсе давали дисконт. Часть сетей снижали или отменяли роялти.

Ключевые цифры российского франчайзинга

По данным franshiza.ru, по количеству франчайзинговых точек рынок за 2022 год вырос на 7%, (в пандемийном 2021 год рост составил 8%). При этом в 2022 году было закрыто на 8% франчайзинговых точек меньше, чем в 2021 году. Это говорит о том, что прошедший пандемию бизнес, стал более кризисоустойчивым, что помогло справиться с проблемами 2022 года.

Самое большое количество точек зафиксировано в сфере услуг (медицинские офисы, ПВЗ и детские клубы) и фастфуд.

Довольно большой процент сетей в 2022 году намеренно замедлял и приостанавливал развитие своей франшизы в период с марта по май, чтобы адаптироваться к новым обстоятельствам, были пересмотрены поставщики, логистические цепочки, ассортиментная и ценовая политика во многих сетях.

На различные виды бизнеса санкции повлияли в разной степени, для сферы услуг внешнеполитические факторы оказались минимальными. Таким образом более 46% опрошенных франчайзеров отметили, что санкции никак не повлияли и даже открыли возможности для развития.

При проведении анкетирования франчайзеров аналитический отдел franshiza.ru наряду с количественными данными задавал вопросы, позволяющие получить субъективную оценку ситуации от представителей франшиз. В данном случае ответы совпали с цифровыми данными.

Также хотим поделиться с вами некоторыми мнениями франчайзеров федеральных и региональных брендов относительно прошедшего 2022 года:

"В общем мы довольны результатами 2022 года в плане масштабирования сети. Хотя, конечно, если бы не ситуация, в которой оказалась Россия, уверены, что рост был бы намного больше."

"Был некоторый отток интересантов из-за мобилизации."

"Год был тяжелым морально, но успешным для бизнеса. На нашем рынке … услуг в связи с уходом крупных западных компаний и мелких игроков сейчас идет перераспределение клиентских потоков. В 2023 году мы готовимся к увеличению доли рынка в 1,5-2 раза по сравнению с текущим годом."

"2022 - очередной сложный год. В первой половине года развитие замерло и нарастала озабоченность усложнившейся логистикой и нестабильностью отпускных цен поставщиков. Во-второй половине года обстановка стала понятней и появилось понимание, как действовать дальше. Продажи серьёзно выросли на точках по отношению к ковидным временам, несмотря на сложности с ассортиментом. В целом для франчайзинга торговой марки сети год был скорее выжидательный и нервный для франчайзи и франчайзеров, хотя развитие не останавливалось."

"Российский fashion-рынок сузился, но остался. Открылась возможность зайти в лучшие ТРЦ различных регионов страны."

"Были проблемы с поставкой расходников и оборудования, но нашли выходы и решения проблемы, при этом не повышая цену на услуги и сохраняя качество. По итогу: год выдался довольно трудный, кризис изменил наши планы, но мы нашли не только выходы, но и точки роста из всех сложившихся ситуаций."

Статистика рынка франчайзинга: спрос

В 2022 году спрос на покупку франшизы был как никогда волнообразный и напрямую зависел от новостной повестки. Первый провал случился в марте: на рынке появилась всеобщая растерянность и снижение бизнес-активности, спрос одномоментно сократился на 30%, инвесторы выбрали выжидательную тактику и не были готовы инвестировать в новые проекты.

Летом 2022 рынок восстановил темпы и превысил показатели спроса 2021 года. В начале сентября зафиксирован пик количества сделок на рынке франчайзинга.

Второй провал спроса случился в конце сентября: после 21 сентября было заморожено абсолютное большинство переговоров, более 70% запланированных сделок по покупке франшиз сорвалось. Целевое ядро покупателей франшиз – мужчины 25-45 лет - были не готовы думать о запуске собственного бизнеса, часть выехала за пределы РФ.

Спрос на франшизы по видам бизнеса

Спрос на франшизы менял тренды несколько раз на протяжении 2022 года. В марте - июне инвесторы рассматривали продуктовые торговые точки, магазины у дома, алкомаркеты и аптеки как наиболее стабильные направления. На 20% увеличился спрос на франшизы супермаркетов, на 30% - на франшизы монобрендовых продуктовых магазинов.

Стабильным на протяжении всего года спрос оставался только в сегменте услуг: франшизы, связанные с детским бизнесом, медициной, а также с ремонтом. Проблемы с покупкой новой техники и автомобилей вывело этот бизнес на новый виток.

Из общепита спросом пользовались прежде всего франшизы фастфуда: недорогие концепции с инвестициями до 2,5 млн. рублей.

Интерес к покупке франшиз ПВЗ сократил темпы роста до 23%, но по-прежнему оставался на высоком уровне. На замедление роста интереса в 2022 году кроме общего снижения деловой активности оказала влияние и большая представленность ПВЗ в городах.

Непродовольственный ритейл можно назвать самой пострадавшей отраслью 2022 года. Локдаун и ограничения на работу ТЦ прошлых периодов дополнились уходом международных брендов и, как следствие, слабый спрос на франшизы сегмента.

По данным Franshiza.ru, в 2022 году интерес к российским франшизам вырос на 67%, к международным брендам покупатели стали относиться настороженно.

География спроса на покупку франшиз

Основными локомотивами спроса на франшизы в 2022 году стали миллионники и областные центры. Малые города, на которые многие делали ставку, оказались более подвержены бизнес-стрессу и предпочли работу по найму запуску собственного бизнеса в условиях отсутствия стабильности.

При этом малые города по-прежнему остаются для многих сетей наиболее перспективными для развития на ближайшие несколько лет.

ТОП-15 городов по уровню интереса к франчайзингу.

  1. Москва
  2. Санкт-Петербург
  3. Екатеринбург
  4. Новосибирск
  5. Челябинск
  6. Нижний Новгород
  7. Уфа
  8. Казань
  9. Владивосток
  10. Самара
  11. Тюмень
  12. Краснодар
  13. Иркутск
  14. Ростов-на-Дону
  15. Воронеж

Стоит отметить, что в южных городах, которые традиционно входили в ТОП-10 городов-интересантов франчайзинга в 2022 зафиксировано существенное снижение интереса к франчайзингу и бизнес-активности в целом из-за близости к зоне СВО (Краснодар, Ростов-на-Дону, Воронеж).

Увеличился международный интерес к российским франшизам из-за релокации бизнес-активного населения. Так, в ТОП-5 стран к традиционным Беларуси, Казахстану, Узбекистану добавились Турция и ОАЭ. Например, аудитория каталога franshiza.ru из ОАЭ с февраля 2022 года выросла на 78%, в основном за счет русскоязычной аудитории.

Спрос на франшизы по объему инвестиций

Рост числа покупателей франшиз произошел в сегментах инвестиций до 1 млн. рублей и 3-10 млн. рублей. Основной рост произошел в сегменте 3-6 млн. рублей, в том числе из-за перетока покупателей из более «дорогих» инвестиционных категорий.

Планы франчайзеров на 2023 год

Менее половины франчайзеров ставят себе в приоритет рост сети. Для сравнения в начале прошлого года на расширение надеялись 59% опрошенных. При этом доля франшиз, осознающих необходимость доработки увеличилась с 11,9% до 23,5%, что говорит о происходящих глубинных процессах в российском франчайзинге. А вот доля тех, кто рассчитывает на выход на новые рынки за год увеличилась с 14% до 21,4%.

Активная ссылка на Franshiza.ru обязательна при использовании данных исследования!Комментарии можно получить по номеру 8-903-889-99-85 или почте sale@franshiza.ru

Читайте также

Производители, дистрибуторы и ритейлеры, развивающие собственные франчайзинговые сети, на самом деле преследуют разные цели. Рентабельность партнерских магазинов далеко не всегда является для них главным критерием эффективности бизнеса.

Какие тенденции определяют вектор развития бухгалтерского бизнеса и какого сервиса в это непростое время ждут клиенты от фирмы-аутсорсера, рассказал Евгений Абросимов, руководитель направления "1С:БухОбслуживание" в ГК "Форус", Иркутск.

Территориальный управляющий базовой розницей "Пив&Ко" компании "Пивзавоз Group" Сергей Хисамутдинов поделится фишками в материальной и не материальной мотивации сотрудников

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru