подобрать франшизу
Все статьи

Российский франчайзинг 2024: статистика от franshiza.ru

  • Автор: franshiza.ru
  • Издание: franshiza.ru

Статистика рынка франчайзинга от каталога franshiza.ru. При использовании любых данных из исследования ссылка на franshiza.ru обязательна! (порядок использования материалов исследования)

Исследование рынка франчайзинга 2023

Каталог franshiza.ru провел собственное ежегодное исследование рынка с масштабным анкетированием франчайзеров России. Упор был сделан на достоверность данных, поэтому некоторые франшизы предоставляли цифры анонимно. Рассмотрим подробнее тренды и проблемы 2023 года.

Рынок франчайзинга России: оборот рынка и занятость

По данным franshiza.ru, оборот рынка франчайзинга за 2023 год вырос на 14,5% до показателя 3,18 трлн рублей. Динамика положительная, многие франчайзеры отмечают рост количества чеков и рост среднего чека. Часть франчайзеров заявили, что при фактическом росте оборота франчайзинговой сети прибыль стала меньше из-за роста издержек бизнеса.

Число занятых во франчайзинговых сетях, по оценке franshiza.ru, увеличилось за 2023 год на 12% до 1,38 млн сотрудников (для сравнения в 2022 году рост составлял 9%). Франчайзеры восстанавливают численность персонала на точках после нескольких кризисных лет, когда приходилось сокращать штат сотрудников. При этом многие франчайзинговые сети испытывают дефицит необходимых им кадров.

Статистика рынка франчайзинга: предложение

Количество франшиз в России в 2023-2024 гг.

Рынок франчайзинга в России за 2023 год по количеству франшиз вырос на 6% по сравнению с 2022 годом (на начало 2023 года цифра составляла 3249 франшиз).

По данным franshiza.ru, на начало 2024 года в России насчитывается около 3445 франшиз.

Количественно на рынке франшиз за 2023 год прибавилось около 320 новых проектов. При этом стоит отметить, что число франшиз, ушедших с франчайзингового рынка в 2023 году, стало минимальным за последние 10 лет – менее 130 закрытых или приостановленных проектов. Связано это с тем, что годом ранее наблюдалось довольно большое количество свернутых программ франчайзинга как по причине ухода бренда из России, так по экономическим и иным причинам.

Среди новых проектов практически 95% – российские бренды.
Те компании, которые смогли адаптироваться и пережить 2022 год, продолжили свою деятельность.

Характеристики российских франчайзеров

Средний возраст франшиз на российском рынке на начало 2024 года составляет 5,8 лет. Этот показатель выше, чем годом ранее (5,04 лет), что говорит о "взрослении" рынка, не только количественном, но и качественном развитии.

Среди российских франчайзеров около 72% имеет организационно-правовую форму в виде ООО, 28% работают и заключают договоры со своими франчайзи как ИП.

53% франчайзеров в России заключают со своими партнерами договор коммерческой концессии, это на 2 п.п. больше, чем годом ранее.

Даже крупные розничные компании постепенно переходят на данную конструкцию и перезаключают договоры с действующими партнерами, с которыми ранее были заключены иные варианты договоров. Лицензионный договор, который также отражает суть франчайзинговых взаимоотношений, заключают 26% российских франчайзеров. На иные виды договоров приходится 21%.

Около 31% российских франчайзеров имеют франчайзинговые точки за пределами Российской Федерации. Большинство из зарубежных точек находятся в Белоруссии и Казахстане. Усиливается сотрудничество по запуску франчайзинговых точек с Узбекистаном и Кыргызстаном. Продолжается развитие российских франшиз в ОАЭ.

При этом в 2023 году количество запросов из Турции сократилось на 73% по сравнению с 2022 годом.

69% франшиз развивается пока только на территории России.

География рынка франчайзинга в России в 2023-2024 гг.

В целом рынок франчайзинга в России сегодня на 87% состоит из российских концепций. В отдельных сегментах франчайзинга иностранных брендов в основном нет (образование, медицина, логистика, продуктовая розница и пр.). Международные бренды фактически сохранили присутствие только в сегменте общественного питания и фэшн-ритейла. При этом многим розничным компаниям, которые сохранили присутствие в России, пришлось сменить бренд. Это осложнило развитие по модели франчайзинга, ведь для региональных партнеров-франчайзи очень важную роль играет именно известность бренда.

Большинство франшиз на рынке по состоянию на начало 2024 года – региональные проекты.

Доля франчайзинговых проектов со штаб-квартирой в Москве составляет 20%, что на 1 п.п. ниже, чем в 2022 году. Значительное число франшиз из Новосибирска, Казани, Нижнего Новгорода, Перми.

Российский рынок франшиз по сегментам бизнеса

В целом российский рынок франчайзинга уже довольно устоявшийся и изменения структуры за год являются менее существенными, чем несколько лет назад. Каждый из сегментов прибавляет в количестве проектов, но разными темпами.

За 2023 год выросли только доли франшиз общественного питания и услуг населению.

Так, доля общественного питания увеличилась с 26% до 28%, а доля сферы услуг увеличилась с 50% до 52%. При этом наименьшее число новых проектов за 2023 год появилось в сегменте продовольственной розницы.

В 2023 году как тренд сформировался сегмент инвестиционных (управленческих) франшиз, когда франчайзи выступают по сути только инвесторами, но всю операционную деятельность ведет управляющая компания (франчайзер).

Российский рынок франшиз по объему инвестиций

В 2023 году на рынке появилось больше всего новых франшиз в сегменте 3-6 млн рублей и более 10 млн рублей.

По-прежнему самой обширной категорией франшиз являются франшизы с инвестициями 1-3 млн рублей.

На них приходится 35% франшиз, что на 1 п.п. ниже, чем в прошлом году. На это повлиял общий рост издержек на запуск бизнеса и переток проектов в более ресурсоёмкий сегмент.

На втором месте франшизы с инвестициями до 1 млн рублей, этот сегмент также потерял 2 п.п. по сравнению с прошлым годом.

Нужно отметить, что 2023 год был более стабильным в части условий франшиз. Изменений в условиях работы в 2023 году не было у 61% компаний, в то время как в 2022 году этот показатель составлял 39%. 26% компаний повышали паушальный взнос (в 2022 году этот показатель составлял 22%), что скорее всего говорит о росте издержек управляющих компаний.

При этом понижали паушальный взнос всего 6% (в 2022 году этот показатель составлял 15,3%), что говорит об отсутствии необходимости демпинговать и использовать данный инструмент для привлечения партнеров. Роялти понижали всего 1% франчайзеров.

Проблемы франчайзеров

2023 год принес новые сложности для франчайзеров, приходилось искать новые решения возникших проблем: от логистики до продвижения (реклама в некоторых каналах стала недоступна). При этом почти четверть (24%) компаний отметили, что в 2023 году уже не испытывали каких-либо сложностей, т. к. смогли решить их в 2022 году.

Франчайзеры отмечают, что основным сдерживающим фактором роста по франчайзингу на сегодняшний день является отсутствие у партнеров-франчайзи уверенности и возможности прогнозировать на несколько лет вперед.

Спрос на франшизы

По данным franshiza.ru, количество франчайзинговых точек в России за 2023 год выросло на 9% (для сравнения в 2022 году рост составил 7%). Это хороший показатель того, что большинству сетей удалось сохранить действующих партнеров и найти новых.

Российский рынок франчайзинга имеет потенциал для двузначных показателей роста ежегодно, но обстоятельства политического и экономического характера влияют на финальное положение дел. Тем не менее, абсолютное большинство франшиз фиксируют рост своей сети.

Спрос на франшизы в 2023 году был более стабильным в течение года с традиционными сезонными колебаниями: небольшое падение числа заявок с мая по август и со второй половины ноября до конца года.

Самый большой прирост количества точек зафиксирован в сегменте услуг и фаст-фуда. В связи с бурным ростом внутреннего туризма растет и спрос на франшизы в сегменте гостеприимства: общественное питание, отели, мини-отели и хостелы, организация досуга и разнообразные формы торговли местными продуктами и товарами.

Спрос на франшизы - география

ТОП-25 субъектов РФ с наибольшим спросом на франшизы по итогу 2023 года:

  1. Москва
  2. Московская область
  3. Санкт-Петербург
  4. Краснодарский край
  5. Свердловская область
  6. Нижегородская область
  7. Новосибирская область
  8. Республика Татарстан
  9. Челябинская область
  10. Самарская область
  11. Республика Башкортостан
  12. Ростовская область
  13. Красноярский край
  14. Республика Крым
  15. Иркутская область
  16. Приморский край
  17. Тверская область
  18. Ставропольский край
  19. Тюменская область
  20. Хабаровский край
  21. Воронежская область
  22. Пермский край
  23. Омская область
  24. Кемеровская область (Кузбасс)
  25. Волгоградская область

Ранее именно малые города рассматривались как наиболее перспективные для развития сетей, но с началом СВО ситуация несколько изменилась: малые города оказались более подвержены влиянию факторов снижения покупательской способности и бизнес-пессимизма, основной спрос сместился в сторону областных центров.

Спрос на франшизы по объему инвестиций

В инвестиционных запросах покупателей франшиз произошли довольно значительные изменения. Доля тех, кто ищет франшизы с инвестициями до 1 млн рублей, сократилась с 71 до 64%. Многие, кто действительно хочет запускать собственный бизнес, готовы расширить объем инвестиций.

Часть инвесторов, кто обладает небольшими накоплениями, предпочел бизнесу банковские вклады, ведь процентная ставка по ним вполне конкурирует с доходностью некоторых видов бизнеса.

Увеличилась и доля тех, кто ищет франшизу в инвестиционном диапазоне 1-3 млн рублей, – с 15 до 21%.

Отчасти произошло это из-за перетока покупателей франшиз из более низкобюджетной категории. А вот инвестиционная категория 3-10 млн рублей потеряла 1 п.п.

Франшизы с инвестициями 6-10 млн рублей потеряли больше всего своих потенциальных покупателей в 2023 году.

При этом доля покупателей франшиз, готовых вложить свыше 10 млн рублей, увеличилась за 2023 год с 5 до 7%.

Планы франчайзеров на 2024 год

В целом 2023 год был годом борьбы за эффективность: то, что ранее казалось несущественным, прорабатывалось до мелочей. Компании пересматривали контракты с поставщиками, оптимизировали издержки, работали над ассортиментом и сервисом, улучшали IT-составляющую бизнеса.

Существует проблема, которая будет усугубляться в ближайшем будущем, – нехватка кадров. Борьба за сотрудников ведет к перманентному повышению заработной платы без привязки к эффективности труда.

Тем не менее, франчайзеры смотрят на 2024 год с оптимизмом и ожидают роста сети.


Активная ссылка на Franshiza.ru обязательна при использовании данных исследования! Комментарии по исследованию, а также другие данные можно получить по номеру 8-903-889-99-85 или почте sale@franshiza.ru

Читайте также

Давайте разберемся, что такое факторинг, какие виды существуют, какие у него есть преимущества и недостатки. А также, чем он отличается от кредита



Мы являемся официальными партнерами 15 мультипликационных студий и помогаем кондитерским легально производить торты и десерты с изображениями популярных героев

Вторая часть самых частых ошибок, которые допускают франчайзи, по мнению «Пив&Ко»

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru