подобрать
Все статьи

Рынок вендинга в 2013 году

  • Дата публикации: 22 Январь 2014
  • Издание: Век Вендинга

Аналитический обзор по итогам 2013 года.

1. Сравнение рынков

2. Оборудование и производители

3. Операторы

4. Новинки и тенденции рынка

5. Перспективы

Введение:

По данным Национальной Ассоциации Автоматизированной Торговли (НААТ) и Европейской ассоциации вендинга (EVA), в России действует 227, 000 единиц вендингового оборудования, потенциал роста до 1 000 000.

Количество торговых автоматов по сегментам. Россия.

Количество торговых автоматов по сегментам. Россия.

К крупным игрокам российского рынка относятся: «Фирма Валео», «Вендорус», «Венда», «Комм Пасс», «Сиба-Вендинг», Uvenco, Вавилон Вендинг, Алмафуд, ООО «КОКА-КОЛА ЭйчБиСи ЕВРАЗИЯ», ООО «ПепсиКо Холдингс», ООО «Премакса» (Ассорти), ООО «Риа Вендороз Восток», «БиЭмРус», «Профессиональные и торговые автоматы» и другие компании (в выборку также вошли компании, которые не состоят в НААТ).

21% рынка приходится на долю пяти крупных компании.

позиция вендинговых компании

40% рынка занимает малый бизнес.

Сравнение рынков

Российский рынок вендинга считается одним из самых перспективных. Однако китайский рынок, в смысле перспектив и «надежд» производителей, явно лидирует. Связано это со многим факторами.

Во-первых, развитие российского вендинга как было, так и осталось в руках частников, во-вторых, открытие нового бизнеса, особенно малого, в России связано со многими рисками, особенно на фоне повышения страховых взносов в 2013 году для ИП. И, наконец, в России вендинг - это традиционно малый бизнес.

Китайский же рынок получает свое развитие с поддержки государства и крупных транснациональных компаний. Государство старается поддерживать отечественного производителя и развитие вендинга является частью развития инфраструктуры городов. На китайском рынке присутствует большее число местных производителей, чем в России, которые активно работают на экспорт.

Как обещают эксперты, китайский вендинг-рынок обещает достигнуть в 2015 году 4 млн. торговых автоматов.

С запуском пятилетнего плана (12-го по счету) экономического и социального развития Китая, каждый год на китайском рынке должно появляться по 150 000 тысяч торговых автоматов. Многие китайские компании уже состоят в EVA, и экспансия продолжается. Ожидается, что в течение 5-7 лет китайцы сдвинут европейского производителя и на российском рынке, притом оборудование ничем не будет отличаться по качеству.

В России вендинг не получает такой поддержки государства, как в других странах. Только в 2011 году Москва задумалась о развитии инфраструктуры розничной торговли в столице. Были демонтированы многие точки розничной торговли, с планами заменить их торговыми автоматами.

Однако в связи с тем, что установка торговых автоматов и покупка на торгах точек выливается в существенную сумму, проект развивается не так быстро, как хотелось бы властям. Полностью адаптировать автоматы к установке на улицах и позволить себе поставить хотя бы 10 машин могут только крупные компании, коих не так уж и много не только в Москве, но и в России.

Оборудование и производители

Отечественный предприниматель отдает предпочтение европейскому производителю и процентов 60 % нашего рынка занято именно им. Но стоит отметить, не смотря на то, что по количеству местных производителей мы отстаем от Европы, США и Китая, практически все российские производители со временем укрепляются на рынке. Качество оборудования растет, растет дилерская сеть, открываются сервисные центры в регионах.

Из Европы к нам на экспорт в основном едут кофейные и снековые автоматы. Из Китая - детские аттракционы и другое развлекательное оборудование. На этом рынке также присутствуют и европейские производители, 40% против 60% китайских производителей.

Российских компаний, производящих кофейные и снековые автоматы, очень мало. Лидер в этом сегменте - компания «Уникум», которой принадлежит 70% рынка производства кофейных и снековых автоматов.

В России в основном производят торговые автоматы для других направлений. Тенденция понятна. Никто, кроме самых крупных производителей, не решается соперничать с европейцами в производстве кофейных автоматов. Кроме того, производители стараются занять новые ниши.

Традиционно в России производят:

  1. Автоматы газировки.
  2. Кислородные коктейлеры.
  3. Автоматы - незамерзайки.
  4. Копировальные автоматы.
  5. Информационные и рекламные киоски.
  6. Терминалы.
  7. Автоматы по продаже штучного товара в упаковке и капсулах.
  8. Автоматы по продаже воды.
  9. Мини-снеки.

В целом 2012-2013 годы были ознаменованы новыми производителями автоматов газированной воды. Тогда как в 2010-2011 это были производители копировальных автоматов и автоматов по продаже незамерзайки. Как мы писали выше, эти сегменты полностью представлены отечественными производителями.

Ингредиенты для торговых автоматов также стали производить в России, начиная с 2011 года. И пока российские компании удерживают свои позиции в сегменте.

Операторы

На пике популярности как были, так и остались кофейные автоматы. Практически наравне с ними, отставая всего лишь на пару процентов, популярны и снековые автоматы. Как отмечают продавцы и производители, если ранее 70% приобретений приходилось на кофейные автоматы и только 30% на снековые, то в этом году тенденция практически равна - 50% на 50%. С чем это связано?

Дело все в том, что еще начиная с 2012 года, на рынок стали приходить компании, которые не имели к вендингу в классическом его понимании никакого отношения. Это были производители фаст-фуда, продавцы здоровой еды, компании- бренды, которые искали новый для себя канал продаж. Не собираясь, занимаясь вендингом в полном смысле этого слова, эти компании выстраивают собственные брендированые сети для продажи своего продукта, многие компании со временем начинают предлагать вендинг-франшизу с учетом установки брендированых автоматов и продажи продукта компании.

Стоит заметить, что в 2013 году сильно выросла сеть дилеров, как от наших производителей, так и от европейских, выросло количество сервисных центров и количество сетей торговых автоматов, правда, произошло это не за счет открытия новых фирм, а благодаря развитию старых операторов, которые до этого держали свою сеть в районе 5-10 автоматов. В основном это индивидуальные предприниматели, работающие в сфере от трех лет и более, со временем развившиеся и ставшие дилером какой либо компании. Региональная компания, торгующая ингредиентами и торговыми автоматами, при этом имеющая свою сеть торговых автоматов и свой сервисный центр — таков нынче региональный вендинг. В целом он вырос на 30%.

Новинки и тенденции рынка

 

Начиная с 2011 года, на российских выставках вендингового оборудования регулярно представлялись эксклюзивные новинки от европейских производителей. К ним относятся такие автоматы, как пиццематы, автоматы по продаже хот-догов, автоматы картофеля фри. Отечественные производители также представляли новое оборудование. И хочется отметить, что именно российские новинки удержались на рынке. Такие аппараты, как автоматы по продаже воды, автоматы по продаже игрушек в капсулах, автоматы газировки, оказались более востребованы среди операторов, чем дорогое эксклюзивное оборудование.

Особо стоить отметить в этом году рост спроса и интереса на торговые автоматы, продающие игрушки и сюрпризы в капсулах. Казалось бы, это направление дало новую жизнь механическим торговым автоматам. Только они трансформировались в механическо-электронные автоматы или просто в электронные. Аппараты стали вместительными, принимают как купюры, так и монеты, многие выдают сдачу, а товар вкладывается в большие капсулы. На западе это направление очень развито. Подобные автоматы продают коллекционные игрушки, серии из героев комиксов, коллекцию бижутерии для девочек и многие другие товары, рассчитанные на детскую аудиторию.

Впрочем, нельзя сказать, что в этом году операторы «захлебнулись» от хороших предложений, но все-таки они имели место быть, как от наших компании, так и от европейских.

Отдельно стоит отметить мировую тенденцию «COFFEE-TO-GO» (кофе с собой). А если еще проще, то это стаканчики с крышкой для бумажных стаканов, позволяет просто и безопасно транспортировать или потреблять напиток на ходу. Лидерами в сегменте « кофе с собой» являются Макдоналдс и Старбакс. Универсальность концепции «Coffee-To-Go» позволяет использовать данное решение и в вендинге, на что давно обратили внимание европейские вендинговые компании. В России торговые автоматы снабженные диспансерами для выдачи крышек, только появляются. Оборудование дорогое и пока только несколько вендинговых компании стали пробовать себя в этом сегменте.

Российские операторы предпочитают использовать для торговых автоматов пластиковые стаканчики, не смотря на то, что бумажный стаканчик обладает более высокими потребительскими свойствами по сравнению с пластиком, кроме того на него можно нанести лого. Однако бумажный стаканчик дороже в производстве и не прост для транспортировки. Но, в общем, в вендинге, как и на рынке HoReCa, с каждым годом спрос на бумажные стаканы растет.

События года

1. Два профессиональных, профильных проекта, выставки торговых автоматов VendExpo и EEVEX слились в единый проект. Отныне игроки рынка смогут посетить этой весной единую крупную выставку вендингового оборудования.

На протяжении нескольких лет в России проводились две профессиональные специализированные выставки, посвященные индустрии автоматизированной торговли, что вносило некоторый дисбаланс, так как выставки проводились практически в одно время и экспоненты как и посетители не могли отдать свое предпочтение одной из них. Как комментируют слияние двух проектов организаторы выставки VendExpo — существование двух крупных национальных выставок не соответствует общемировой практике - страны-лидеры европейской индустрии автоматизированной торговли проводят одну профессиональную выставку, являющуюся центральным событием отрасли. В свете формирования единого европейского плана вендинговых выставок менеджмент EEVEX и VendExpo принял решение объединить усилия в рамках нового совместного проекта.

2. EVA представила нового Генерального директора.

Господин Эрвин Ветцель был представлен в качестве нового Генерального директора европейской ассоциации вендинга (EVA), на годовом общем собрании EVA которое состоялось в четверг 28 ноября. Он приступит к исполнению своих новых обязанностей 1 января 2014 года и заменит на посту нынешнего Генерального директора, Катерину Пьяна, которая работает в организации с 1997 года.

3. В центре Москвы разместят 600 торговых автоматов. Власти Административных округов города Москвы направили схемы размещения вендинговых автоматов в департамент торговли и услуг. Аукционы на право размещения торговых автоматов на столичных улицах начнутся в первом квартале 2014 года

Перспективы

Сегодня российский вендинг уже не нуждается в новых европейских вливаниях, а нуждается в поддержке своего производителя, так как опытным путем доказано, что наши специалисты могут производить оборудование не хуже, но более соответствующее реалиям нашего рынка.

Однако нужно быть осторожными и опасаться фирм однодневок — этого наш рынок не избежал. Зачастую компании, никогда не работавшие в вендинге, берутся за производство торговых автоматов или программного обеспечения — результат плачевный. Это и потеря денег, и регулярные поломки оборудования, и ужасное его качество, а также отсутствие запчастей, сервисной поддержки и многие другие проблемы. Поэтому советуем, как и раньше поддерживаться принципа — компания должна проработать на рынке в качестве производителя или продавца оборудования минимум пять лет. Пока мы не выросли до того, чтобы доверять совсем уж молодым производителям сразу.

Этот год закончился для вендинг-индустрии довольно-таки хорошо, основные игроки удержали свои позиции, на рынке даже добавилось с десятка два новых небольших компаний. Кроме того развиваются регионы. Эксклюзивные дилеры и производители торговых автоматов отныне не сосредоточены только в Москве, а работают в Кирове, Ростове-на-Дону, Калининграде и других крупных городах.

Комментарии:

Станислав Баранов, генеральный директор компании «Профессиональные и торговые автоматы»:

- В последние годы Россия опережает Европу по темпам роста вендингового бизнеса, т.к. потенциал развития в этой сфере в нашей стране значительно выше европейского, где многие ниши уже заняты. Но пример Китая показывает, что возможности роста остаются еще очень большими. Основной прирост приходится на центральную часть России, в регионах продвижение идет чуть медленнее, хотя мода на вендинг приходит и туда. Многое зависит от управляющей компании, которая представляет компанию в регионе. Сложным для продвижения вендинга по-прежнему остается Дальний Восток, где много проблем связано со временем: ожидания нового оборудования, его доставки и т.п.

В целом вендинг сегодня – это стабильный бизнес, не имеющий сильных рисков. В случае форс-мажора вы всегда можете «заморозить» оборудование на некоторое время, переждать, а затем опять начать в любой момент, не боясь, что техника устареет. Достаточно стабильно вендоры чувствуют себя в правовом и финансовом поле: законодательство более-менее проработано, а налоговые ставки не такие высокие, как раньше.

Основные риски в вендинге приходятся на тех операторов, которые стартуют с б/у автоматами. Как правило, старые торговые автоматы часто ломаются, а их владельцы ставят клеймо на вендинг-бизнесе, считая его неуспешным.

Что касается предпочтений в вендинге, то, по данным нашей компании, в 2013 году 70% продаж приходилось на кофейные торговые автоматы, 30% - на снэковые. Россия - страна с холодным климатом, поэтому и перевес в сторону установок автоматов по продаже горячих напитков и питания естественен. Так, в этом году компания «Профессиональные и торговые автоматы» представит рынку вендинговое оборудование по продаже продуктов горячего питания, которого ранее еще не было в России.

Стоит отметить, что по-прежнему наибольшее доверие вызывают торговые автоматы европейских и американских производителей. По оценкам нашей компании, на поставки вендингового оборудования из Европы в Россию приходится даже не 60%, а порядка 75%.

Поздравляем! Сообщение отправлено!
Закрыть
Зарегистрироваться в каталоге Franshiza.ru