подобрать франшизу
Все статьи

Роялти: что это такое и какой размер приемлемый

  • Автор: Нина Семина, Основатель каталога franshiza.ru
  • Издание: franshiza.ru

В большинстве случаев договор франчайзинга предусматривает выплату роялти. Какой размер роялти считается приемлемым? Международная ассоциация франшиз (IFA) провела исследование, показавшее различие средних размеров роялти в разных видах бизнеса, а эксперты Franshiza.ru на основе своего многолетнего опыта разработки и продажи франшиз рассказали о специфике роялти на Российском рынке франчайзинга.

Что такое роялти

Прежде всего, необходимо разобраться, что представляет из себя роялти?

Во франчайзинге приняты следующие виды оплаты:

  • Паушальный взнос (единоразовый платеж за право вступить в сеть, пользоваться товарным знаком сети, использовать регламенты, стандарты франчайзора, фирменный стиль)
  • Роялти - периодические (чаще всего - ежемесячные) отчисления за право пользования этими правами. Иногда произносят "РоялЬти", такое тоже допустимо.

Какие бывают роялти

На международном рынке франчайзинга более часто применяют роялти - процент от выручки предприятия. При этом стоит отметить, что выручка партнеров достаточно "прозрачна", и вероятность занижения ее близка к нулю.

Фиксированные роялти применяются реже, т.к. считается, что такой вариант говорит о том, что с одной стороны, франчайзер не заинтересован в развитии партнера, с другой стороны, фиксированные роялти для франчайзи, которые в первые месяцы работы только начинают зарабатывать, достаточно обременительны.

Какой размер роялти нормальный

По данным международной ассоциации франчайзинга, 6,5% – это средняя величина роялти, которая колеблется в зависимости от типа деятельности. 

#
Эксперт в области франчайзинга
"В ресторанном и гостиничном бизнесе роялти могут быть значительно ниже, чем в других областях – в среднем 4,5%. Вместе с этим некоторые бренды быстрого питания устанавливают уровень роялти выше 10%. В сфере ритейла роялти, по данным IFA, в среднем составляют 6%, в продаже недвижимости – 7,5%, образовании – 8,5%."


Размер роялти зависит в конечном итоге от франчайзера. Законодательство не регулирует этот вопрос, поэтому решение остается за продавцом франшизы. Понятно, что франшиза с роялти, превышающим 15-20%, вряд ли привлечет много покупателей.

При этом размер роялти у брендов уровня Rostic's может достигать и 11%. Правда, в эту стоимость включена и федеральная реклама.

Роялти в России

По данным Franshiza.ru, в России, исходя из специфики экономики, используют:
  • фиксированные роялти (позволяют гарантированно получить вознаграждение от партнера, не контролируя его выручку),
  • роялти, как процент от выручки,
  • комбинированные роялти (% от выручки, но не менее фиксированной суммы).

В сфере розничной торговли часто используются "скрытые роялти" - это роялти, заложенные в стоимость товара, который франчайзи закупает у франчайзора.

Как франчайзеру рассчитать размер роялти

Если Вы - будущий франчайзер и упаковываете франшизу, при определении возможных размеров и вариантов роялти эксперты franshiza.ru рекомендуют:

  • проанализировать данные конкурентных франшиз, обращая внимание не только на размер роялти, но и на объем поддержки, которую получает франчайзи в процессе сотрудничества,
  • определить свою затратную часть на поддержку партнера, при этом стоит помнить, что эти затраты, как правило, окупаются при наличии нескольких партнеров, а не одного,
  • обязательно рассчитать экономическую модель деятельности франчайзингового предприятия с учетом выплаты паушального взноса и роялти, оценить, как увеличение (уменьшение) роялти влияют в целом на окупаемость и выручку будущего партнера.

Оптимальные роялти для франчайзи

Если же Вы - инвестор и ищете франшизу, примите как должное, что во франчайзинге (в сферах, кроме розничной торговли) наличие роялти - хороший маркер долгосрочного сотрудничества и говорит о том, что франчайзер будет поддерживать Вас (при этом важно, что эта поддержка будет четко прописана в договоре).

#
Эксперт в области франчайзинга
"Отсутствие роялти и наличие высокого паушального взноса скорее всего говорят о том, что цель франчайзера заработать на паушальных взносах и продаже франшизы."


Некоторые франчайзеры, заинтересованные в долгосрочном развитии своих партнеров и развитии сети по франчайзингу, применяют отсрочку на выплату роялти, давая возможность своим франчайзи в первые месяцы работы не нести дополнительных затрат, предусматривают снижение роялти для партнеров, которые в течение определенного периода времени не имеют нарушений и соблюдают стандарты сети.

Пример расчета роялти

Некоторые франчайзеры отменяют роялти на первые месяцы работы франчайзи, что в конечном итоге говорит о гибкости франшизы и лояльности к будущим и действующим партнерам. Этот факт позволяет франчайзи принять положительное решение о сотрудничестве с бОльшей долей вероятности.

Подробнее о формировании роялти Вы всегда можете узнать на консультации у экспертов franshiza.ru

Вам также будет интересно:

Упаковка франшизы

Как продать франшизу: пошаговая инструкция

Договор Коммерческой Концессии – все о главном договоре франчайзинга

Бухгалтерия франчайзинга: учет, налоги и проводки

Разработка франшизы: за и против

Как зарегистрировать товарный знак

Реклама франшизы

Читайте также

Не все готовы или имеют возможность вести свой собственный бизнес по франшизе. В компании "Пив&Ко" создали отдельный формат – инвестиционная франшиза SMART. В этой статье Максим Соболев, руководитель отдела развития "Пив&Ко", поделился всеми различиями 2-х форматов – классической франшизы STANDART и инвестиционной SMART.

Несколько способов отличить здоровую франшизу от сомнительного предложения и не нарваться на мошенников

Статус или польза?