"Настоящая пекарня" собрала аналитику по собственным точкам и готова поделиться выводами, что с этим делать в августе
Рейтинг франшиз РБК 2022
- Автор: RBC.RU
- Издание: RBC.RU
По данным каталога franshiza.ru, на начало 2022 года в России насчитывалось 3 095 франшиз. По количеству предложений рынок вырос на 11,3%.
В 2021 году в стране появилось около 480 новых франшиз, 165 ушли с рынка. В основном в числе новых небольшие региональные концепции, отмечает основатель franshiza.ru Нина Семина. "Общий прирост числа новых франшиз на 40% меньше, чем в 2020 году, в основном за счет большего количества концепций, ушедших с рынка", – констатирует Семина.
Рейтинг франшиз РБК 2022
Про медицину
Участники сегмента показали хороший рост: сеть лабораторий "Хеликс" поднялась на 24 позиции, "Советская аптека" – на 4, а вошедшая в тройку лидеров сеть лабораторий "Гемотест" – на 3. В то же время сеть лабораторий "Инвитро" потеряла 5 позиций.
"Бизнес в медицинской сфере стабильный, прибыльный и социально ориентированный, что привлекает партнеров, – комментирует руководитель департамента развития франчайзинга сети "Гемотест" Рамиль Бахметов. – Компания в числе первых вводит инновационные виды исследований в свой ассортимент, в частности на COVID-19. Рост сети мы также объясняем лояльностью партнеров: каждый третий приобретает более одного пункта". Бахметов добавляет, что пандемия помогла увеличить поток пациентов, так как люди стали больше заботиться о здоровье. Но спрос именно на ковидные анализы не стал ключевым фактором при выборе франшизы. Партнеры ориентированы на развитие бизнеса в долгосрочной перспективе, приоритетом являются поддержка франчайзера и экономическая выгода, констатирует Бахметов.
Гендиректор медицинской лаборатории "ЛабКвест" Дарья Пикалюк рассказывает, что сети удалось создать значительную узнаваемость бренда и она все еще предлагает наиболее конкурентоспособные условия для франчайзи.
"Оценивая локацию, мы используем собственные методики, разработанные на основе нашего опыта и путем бенчмаркинга из других розничных нелабораторных сетей", – поясняет Дарья.
Франчайзинг кризисных времен
Также в 2021 году наблюдался большой спрос на специализированные магазины алкоголя. В топ-50 вошло несколько таких новичков: сети "Светлое и Темное", "РусАлка" и "Хадыжи". "Алкогольные франшизы востребованы у инвесторов уже два-три года, – комментирует Семина. – Их показатели стабильны, многие магазины работали в период локдауна, что определило повышенный спрос инвесторов".
Новичком рейтинга стала сеть киберспортивных арен Colizeum, попавшая на седьмое место. По словам представителя Colizeum Алексея Бальзанова, интерес к киберспорту в России растет последние три-четыре года. Во многом это связано с успехами местных киберкоманд на крупнейших международных турнирах.
"У молодежи появляется желание побеждать в составе команд и лично, зарабатывать киберспортом, – говорит он. – Colizeum создает пространства с лучшими условиями для начинающих и опытных киберспортсменов как в плане расположения помещений, так и по характеристикам оборудования".
В десятку лидеров вошел еще один новый участник-сеть АЗС "Опти", партнер "Газпром нефти".
Еще один участник десятки лидеров, сеть центров по ремонту смартфонов Pedant.ru, потерял три позиции. Компания заключила 85 договоров и расторгла 41. Основатель сети Роман Персиянов утверждает, что больше половины расторжений приходится на ротацию партнеров.
"Сервисы переуступаются, то есть франчайзи передает сервис другому владельцу, – поясняет Персиянов. – При этом договор с предыдущим партнером расторгается, но сервис фактически продолжает свою работу. И на сегодняшний день открыто и стабильно работает более 400 сервисных центров". Франшиза за последние два года только укрепила свои позиции, доволен Персиянов.
В топ-50 вошло несколько новичков рейтинга из непродуктовой розницы, например сеть мебельных магазинов "Дятьково", занявшая четвертую позицию.
Франшизы общепита
В этом году в топ-50 вошло 12 франшиз из сферы общепита, в том числе сеть кальянных "Мята Lounge" – новичок рейтинга, попавший сразу на пятую строчку.
Из сетей общепита, уже участвовавших в рейтинге, хорошие темпы роста показала сеть кафе-мороженых "Баскин Роббинс", поднявшаяся на 18 позиций. Семина объясняет такую динамику форматом небольших точек. Потеряли позиции такие франшизы, как Cofix, "Сушишоп", "Автопицца", "Автосуши" и "Крошка-картошка". Но если эти сети в 2021 году не расторгали контрактов, то на упавшую в рейтинге на три пункта сеть кофеен Surf Coffee пришлось 20 расторжений.
"Причины расторжения формальные, – поясняют представители Surf Coffee. – В подавляющем большинстве случаев они связаны с передачей предприятия Surf Coffee другому пользователю. В финансовые взаимоотношения в сделках купли-продажи предприятий правообладатель "Стратфорд Глобал" не вмешивается, но при этом каждый новый пользователь согласован правообладателем в обязательном порядке". Представители компании говорят, что по факту ни одно предприятие Surf Coffee с начала года закрыто не было.
Продуктовые франшизы
Из продуктовых франшиз сильное падение показала сеть мясных деликатесов "Чебаркульская птица". Компания упала в рейтинге на 30 позиций.
"Мы проводим ребрендинг и ужесточили стандарты работы магазинов, более системно проверяем их, – говорит руководитель отдела продаж франшизы Василина Черепанова. – Поэтому от ряда магазинов мы отказались. Также мы ищем более удачные локации для точек, так как возможностей на арендном рынке стало больше. И подавляющую часть закрытых магазинов планируем перенести в более удачные локации."
Иностранные франшизы
Как составляется рейтинг
Все договоры концессии и субконцессии в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности – Роспатенте. Процесс регистрации занимает несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз. РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2021 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2021 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов за все годы.
Читайте также
Сектор франчайзинга в общепите сегодня пребывает в неоднородном состоянии, и настроения у игроков рынка очень разные
С приходом кризиса никто не прекратил ходить к парикмахерам и обращаться в мастерские, предоставляющие различные бытовые услуги