Операторы сетевого общепита и розницы меняют стратегию развития: если в начале 2000-х и 2010-х годов они старались открыть больше собственных точек, то теперь предпочитают развиваться с помощью франшизы
Рейтинг франшиз РБК 2023
- Издание: Franshiza.ru
По данным franshiza.ru, на начало 2023 года в России насчитывалось 3249 франшиз. Это на 5% больше, чем годом ранее.
Стоит отметить, что в 2022 году около 280 франчайзинговых сетей свернули свою деятельность на территории РФ, что на 70% больше, чем в 2021 году. В это число входят как международные сети (например, DIM, Levi’s, NYX Cosmetic), так и российские компании. Более 400 сетей в 2022 году вывели свою франшизу на рынок. В данную цифру включены как новые для рынка франчайзинга бренды, так и компании, которые были вынуждены провести ребрендинг и продолжить работать с партнерами под новым товарным знаком.
Полные результаты исследования рынка франшиз за 2022 от franshiza.ru можно увидеть по ссылке.
А пока представляем Вам полные результаты рейтинга франшиз РБК 2023 года, ниже приведем мнения экспертов по развитию в 2022 году тех или иных отдельно взятых сегментов, а также особенностей рейтинга.
О рейтинге: как он составляется
Все договоры концессии (ДКК) и субконцессии (или договоры франчайзинга) в обязательном порядке регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности – Роспатенте. Процесс регистрации занимает несколько месяцев, так что рейтинг фиксирует изменения с некоторым опозданием, но это единственные официальные данные о рынке франшиз. РБК запросил в Роспатенте информацию о товарных знаках, по которым в течение 2022 года были зарегистрированы ДКК, а также данные о расторгнутых за год договорах по этим товарным знакам и общем количестве зарегистрированных договоров на конец года (показатель масштаба бизнеса). Место франшизы в рейтинге определяется количеством заключенных в 2022 году договоров. Если этот показатель у двух разных товарных знаков (знаков обслуживания) совпадает, тогда более высокое место занимает та франшиза, которая лидирует по общему числу контрактов за все годы.
О новичках рейтинга.
Стабильно из года в год рейтинг РБК показывает появление новых успешных игроков на рынке франчайзинга. Однако ценивать их реальный успех роста и открытия новых точек достаточно сложно, т.к. как за высокими показателями зарегистрированных в Роспатент договоров часто стоит неочевидная причина - переход известных компаний – франчайзоров с других договорных конструкций на ДКК и подписание этого договора с уже действующими партнерами. Как правило, это происходит довольно концентрировано.
Так в рейтинге каждый год много новичков, которые уже развивают франчайзинг не первый год. Например, Правда кофе, Levita, Орматек.
О высоких результатах постоянных участников рынка.
Высокий результат некоторых постоянных участников рейтинга иногда обусловлен расторжением действующих ДКК по причине изменения условий и подписание новых договоров с большим количеством уже действующих партнеров, продлением действующих договоров или одномоментной регистрацией в Роспатент накопленных за прошлый год ДКК, которые некоторые компании предпочитают регистрировать «партиями». Но в любом случае перерегистрация договоров также является положительным маркером качества франшизы.
Лабораторные франшизы.
Рынок достаточно насыщен форматами лабораторной диагностики, это один из самых конкурентных сфер франчайзинга, высокая динамика открытий, в ранее была из-за ковидного и постковидного периода, когда этот формат бизнеса показал очень высокие финансовые результаты. По прогнозам экспертов ближайший год уже не будет так богат количеством новых открытий для всех игроков этой сферы. Однако в сфере медицины можно ожидать появление новых франшиз клиник различных форматов («узкие услуги», «семейные клиники» и пр.), которые сейчас активно задумываются о развитии франчайзинга. Участники сегмента находятся в рейтинге абсолютно заслуженно, т к являются одними из самых продуманных и качественных франшиз на российском рынке.
Сервисные франшизы.
Действительно, сейчас существует тенденция спроса на сервисные франшизы, а также франшизы ПВЗ (OZON, Яндекс Маркет, Wildberries), которые открывают огромное количество точек, но в силу определенных особенностей не работают по ДКК и не являются участниками данного рейтинга.
В последнее время большое количество сетей в сфере сервиса и ремонта задумываются или уже запустили продажу своих франшиз (ремонт обуви, клининг, химчистки, автосервисы, сообщества по подбору запчастей и пр.). Это в большей степени результат сложившейся ситуации и потребительского спроса на такие услуги (сохранение и поддержание уже существующей техники, авто, одежды и обуви).
Копирка – не новичок, в прошлом рейтинге они уже заявили о себе. По прогнозам экспертов в рейтинге 2023 они покажут хорошие результаты и получат более высокие позиции, как стабильно развивающаяся компания.
Читайте также
Разобрать их предлагает франчайзинговая компания «Братья Чистовы»
"С начала года открыто 10 новых представительств, это лишний раз подтверждает востребованность нашей услуги, и мы не остановимся на достигнутом"